СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя»

Сравнение действующих и обновленных ФГОС

АНГЛИЙСКИЙ_ЯЗЫК_Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя»


Параметр сравнения

ФГОС 2009/2010

ФГОС 2021

Требования к условиям реализации программ обучения

Требования к условиям реализации основной образовательной

программы начального общего образования представляют собой систему

требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным

условиям реализации основной образовательной программы начального

общего образования и достижения планируемых результатов начального

общего образования.

21. Интегративным результатом реализации указанных требований

должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

обеспечивающей высокое качество образования, его доступность,

открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей

(законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное

развитие и воспитание обучающихся;

гарантирующей охрану и укрепление физического,

психологического и социального здоровья обучающихся;

комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим

работникам.

22. В целях обеспечения реализации основной образовательной

программы начального общего образования в образовательном

ФГОС начального общего образования-03

32

учреждении для участников образовательного процесса должны

создаваться условия, обеспечивающие возможность:

достижения планируемых результатов освоения основной

образовательной программы начального общего образования всеми

обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями

здоровья;

выявления и развития способностей обучающихся через систему

клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной

деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности

образовательных учреждений дополнительного образования детей;

работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и

творческих соревнований, научно-технического творчества и проектноисследовательской деятельности;

участия обучающихся, их родителей (законных представителей),

педагогических работников и общественности в разработке основной

образовательной программы начального общего образования,

проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в

формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов

обучающихся;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию

части основной образовательной программы, формируемой участниками

учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их

родителей (законных представителей), спецификой образовательного

учреждения, и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

использования в образовательном процессе современных

образовательных технологий деятельностного типа;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке

педагогических работников;

ФГОС начального общего образования-03

33

включения обучающихся в процессы понимания и преобразования

внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для

приобретения опыта реального управления и действия;

обновления содержания основной образовательной программы

начального общего образования, а также методик и технологий ее

реализации в соответствии с динамикой развития системы образования,

запросов детей и их родителей (законных представителей), а также с

учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

эффективного управления образовательным учреждением с

использованием информационно-коммуникационных технологий, а также

современных механизмов финансирования.

УУД, профессиональная проба, функциональная грамотность. Ресурсы предприятий, волонтерство. (внешней и социальной среды).

Проектно-исследовательская деятельность. Дистанционное образование.

Доступ к информационным технологиям.

Мета предметные организ. уч. Сотрудничества. Участие в построении индивидуальной траектории обучения.

Требования к условиям реализации программы основного общего образования, в том

числе адаптированной, включают:

общесистемные требования;

требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению;

требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. Общесистемные требования к реализации программы основного общего образования.

Во ФГОС 2021: детализация требований к результатам освоения ООП

Личностные результаты (по направлениям

воспитательной работы):

1. Патриотическое воспитание (4)

2. Гражданское воспитание (8)

3. Духовно-нравственное воспитание (3)

4. Эстетическое воспитание (3)

5. Воспитание ценности научного познания (3)

6. Физическое воспитание. Формирование культуры

здоровья и эмоционального благополучия (5)

7. Трудовое воспитание (5)

8. Экологическое воспитание (5)

Всего = 36 конкретных формулировок личностных

результатов

Метапредметные результаты:

1. Овладение универсальными учебными познавательными

действиями

1.1. Базовые логические действия (НОО – 5, ООО – 6)

1.2. Базовые исследовательские действия (НОО – 6,

ООО - 4)

1.3. Работа с информацией (НОО – 6, ООО – 5)

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными

действиями

2.1. Общение (НОО – 8, ООО - 6)

2.2. Совместная деятельность (НОО – 4, ООО - 4)

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

3.1. Самоорганизация (НОО – 2, ООО - 2)

3.2. Самоконтроль (НОО – 2, ООО - 3)

Всего = 33/30 конкретных результатов

Предметные результаты включают:

умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного

предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение

научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

По каждому предмету приведено по 15-20 конкретизированных формулировок предметных результатов

общесистемные требования;


требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению;


требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.


35. Общесистемные требования к реализации программы основного общего образования

Требования к структуре основной образовательной программы

. Пояснительная записка. УУД более конкретизированы.

Основная образовательная программа начального общего

образования определяет содержание и организацию образовательного

процесса на ступени начального общего образования и направлена на

формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное,

личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы

для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей

социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие

ФГОС начального общего образования-03

19

и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья

обучающихся.

15. Основная образовательная программа начального общего

образования содержит обязательную часть и часть, формируемую

участниками образовательного процесса.

Обязательная часть основной образовательной программы

начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая

участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема

основной образовательной программы начального общего образования.

16. Основная образовательная программа начального общего

образования должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования;

3) учебный план начального общего образования;

4) программа формирования универсальных учебных действий у

обучающихся на ступени начального общего образования;

5) программы отдельных учебных предметов, курсов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования;

7) программа формирования культуры здорового и безопасного

образа жизни;

8) программа коррекционной работы4

;

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего

образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном


4 Данная программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном

учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС начального общего образования-03

20

учреждении разрабатывается на основе примерной основной

образовательной программы начального общего образования.

17. Разработанная образовательным учреждением основная

образовательная программа начального общего образования должна

обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной

образовательной программы начального общего образования в

соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

18. Основная образовательная программа начального общего

образования должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а

также образовательные потребности и запросы обучающихся,

воспитанников

Убрали экологию,культуру,безопасность.

Работа с информацией в различных форматах.

Структура программы основного общего образования, в том числе адаптированной,

включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за

счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной

деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)

несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией.

26. Объем обязательной части программы основного общего образования составляет 70%, а

объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого

Организацией, - 30% от общего объема программы основного общего образования, реализуемой в

соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при

5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Санитарными правилами и

нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению

безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января

2021 г. N 2

8

(далее - Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20

"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и

оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного…

24.12.20211 Система ГАРАНТ 8/65

санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 9

(далее -

Санитарно-эпидемиологические требования).

27. Программы основного общего образования, в том числе адаптированные, реализуются

Организацией через организацию образовательной деятельности (урочной и внеурочной) в

соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов

освоения программы основного общего образования с учетом обязательных для изучения учебных

предметов.

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения

программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных

отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого Организацией.

28. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной

деятельности при реализации программы основного общего образования, в том числе

адаптированной, Организация определяет самостоятельно.

29. Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, должна

обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы основного общего

образования в соответствии с требованиями, установленными ФГОС.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в программе основного

общего образования, в том числе адаптированной, предусматриваются учебные курсы (в том числе

внеурочной деятельности), учебные модули, обеспечивающие различные образовательные

потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ дополняется коррекционными учебными

курсами внеурочной деятельности.

30. Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, включает три

раздела:

целевой;

содержательный;

организационный.

31. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты

реализации программы основного общего образования, в том числе способы определения

достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел должен включать:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего

образования;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного

общего образования.

31.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

цели реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной,

конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися

программы основного общего образования;

принципы формирования и механизмы реализации программы основного общего

образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;

общую характеристику программы основного общего образования.

31.2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего

образования, в том числе адаптированной, должны:

1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и

системой оценки результатов освоения программы основного общего образования;

2) являться содержательной и критериальной основой для разработки:

рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного…

24.12.20211 Система ГАРАНТ 9/65

деятельности), учебных модулей, являющихся методическими документами, определяющими

организацию образовательного процесса в Организации по определенному учебному предмету,

учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю;

рабочей программы воспитания, являющейся методическим документом, определяющим

комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в Организации;

программы формирования универсальных учебных действий обучающихся - обобщенных

учебных действий, позволяющих решать широкий круг задач в различных предметных областях и

являющихся результатами освоения обучающимися программы основного общего образования;

системы оценки качества освоения обучающимися программы основного общего

образования;

в целях выбора средств обучения и воспитания, учебно-методической литературы.

Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного

общего образования определяется после завершения обучения в процессе государственной

итоговой аттестации.

31.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного

общего образования, в том числе адаптированной, должна:

отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной

деятельности;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы основного

общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных

результатов;

предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм

обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных,

исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения,

испытаний (тестов), динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе

формируемых с использованием цифровых технологий;

предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся;

обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки

обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного

общего образования, в том числе адаптированной, должна включать описание организации и

содержания:

промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

оценки проектной деятельности обучающихся.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного

общего образования обучающимися с ОВЗ предусматривается создание специальных условий

проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с учетом

здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями.

32. Содержательный раздел программы основного общего образования, в том числе

адаптированной, включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных,

метапредметных и личностных результатов:

рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной

деятельности), учебных модулей;

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

рабочую программу воспитания;

программу коррекционной работы (разрабатывается при наличии в Организации

обучающихся с ОВЗ).

32.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной

деятельности), учебных модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов

освоения программы основного общего образования и разрабатываться на основе требований

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного…

24.12.20211 Система ГАРАНТ 10/65

ФГОС к результатам освоения программы основного общего образования.

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной

деятельности), учебных модулей должны включать:

содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),

учебного модуля;

планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе

внеурочной деятельности), учебного модуля;

тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на

освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),

учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых)

образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные

программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные

лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов),

используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в

электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание

которых соответствует законодательству об образовании.

Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать

указание на форму проведения занятий.

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной

деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.

32.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна

обеспечивать:

развитие способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

формирование внутренней позиции личности, регулятивных, познавательных,

коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся;

формирование опыта применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях

для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся,

готовности к решению практических задач;

повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования

компетенций в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской

и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах,

научно-практических конференциях, олимпиадах;

овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со

сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми в совместной

учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ на

уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей информации,

презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного

использования средств ИКТ и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее -

сеть Интернет), формирование культуры пользования ИКТ;

формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития

общества.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна

содержать:

описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

описание особенностей реализации основных направлений и форм

учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности.

32.3. Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности

обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного…

24.12.20211 Система ГАРАНТ 11/65

физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего

образования.

Рабочая программа воспитания может иметь модульную структуру и включать:

анализ воспитательного процесса в Организации;

цель и задачи воспитания обучающихся;

виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации,

интересов субъектов воспитания, тематики модулей;

систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции

обучающихся.

Рабочая программа воспитания должна обеспечивать:

создание целостной образовательной среды, включающей урочную и внеурочную

деятельность, реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне Организации, класса,

занятия в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом

историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей

(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

целостность и единство воспитательных воздействий на обучающегося, реализацию

возможности социальных проб, самореализацию и самоорганизацию обучающихся, практическую

подготовку;

содействие развитию педагогической компетентности родителей (законных представителей)

несовершеннолетних обучающихся в целях осуществления социализации обучающихся в семье;

учет социальных потребностей семей обучающихся;

совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

организацию личностно значимой и общественно приемлемой деятельности для

формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, осознания сопричастности

социально позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи, этнической и (или)

социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям других культур;

создание условий для развития и реализации интереса обучающихся к саморазвитию,

самостоятельности и самообразованию на основе рефлексии деятельности и личностного

самопознания; самоорганизации жизнедеятельности; формирования позитивной самооценки,

самоуважению; поиска социально приемлемых способов деятельностной реализации личностного

потенциала;

формирование у обучающихся личностных компетенций, внутренней позиции личности,

необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом

правовых норм, установок уважительного отношения к своему праву и правам других людей на

собственное мнение, личные убеждения; закрепление у них знаний о нормах и правилах поведения

в обществе, социальных ролях человека (обучающийся, работник, гражданин, член семьи),

способствующих подготовке к жизни в обществе, активное неприятие идеологии экстремизма и

терроризма;

развитие у обучающихся опыта нравственно значимой деятельности, конструктивного

социального поведения в соответствии с этическими нормами взаимоотношений с

противоположным полом, со старшими и младшими, осознание и формирование знаний о

семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия, принятие ценностей семьи,

стремления к духовно-нравственному совершенствованию;

стимулирование интереса обучающихся к творческой и интеллектуальной деятельности,

формирование у них целостного мировоззрения на основе научного, эстетического и практического

познания устройства мира;

формирование представлений о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том

числе в информационной сфере; навыков безопасного поведения на дорогах, в чрезвычайных

ситуациях, содействие формированию у обучающихся убежденности в необходимости выбора

здорового образа жизни, о вреде употребления алкоголя и табакокурения; осознанию

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного…

24.12.20211 Система ГАРАНТ 12/65

необходимости следования принципу предвидения последствий своего поведения;

условия для формирования у обучающихся способности противостоять негативным в

отношении сохранения своего психического и физического здоровья воздействиям социальной

среды, в том числе экстремистского, террористического, криминального и иного деструктивного

характера;

создание условий для формирования у обучающихся установки на систематические занятия

физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной

активности на основе осознания собственных возможностей; для осознанного отношения

обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; для овладения

обучающимися современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков

личной гигиены; в целях недопущения употребления наркотических средств и психотропных

веществ, профилактики инфекционных заболеваний;

осознание обучающимися взаимосвязи здоровья человека и экологического состояния

окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного

здоровья; участие обучающихся в совместных с родителями (законными представителями)

несовершеннолетних обучающихся видах деятельности, организуемых Организацией и

формирующих экологическую культуру мышления и поведения;

формирование у обучающихся мотивации и уважения к труду, в том числе общественно

полезному, и самообслуживанию, потребности к приобретению или выбору будущей профессии;

организацию участия обучающихся в благоустройстве класса, Организации, населенного пункта, в

котором они проживают;

информированность обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной

деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах на

местном, региональном и федеральном уровнях; организацию профессиональной ориентации

обучающихся через систему мероприятий, проводимых Организацией совместно с различными

предприятиями, образовательными организациями, центрами профориентационной работы,

практической подготовки;

оказание психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в

их профессиональной ориентации, включающей в том числе диагностику мотивации, способностей

и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения получения образования и выбора

профессии.

Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,

осуществляемой Организацией, совместно с семьей и другими институтами воспитания.

Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к

российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической

группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

32.4. Программа коррекционной работы должна быть направлена на коррекцию нарушений

развития и социальную адаптацию обучающихся, помощь в освоении ими программы основного

общего образования, в том числе адаптированной.

Программа коррекционной работы должна содержать:

описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

план индивидуально ориентированных диагностических и коррекционных мероприятий,

обеспечивающих удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с

ОВЗ и освоение ими программы основного общего образования, в том числе адаптированной;

рабочие программы коррекционных учебных курсов;

перечень дополнительных коррекционных учебных курсов и их рабочие программы (при

наличии);

планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке с целью

корректировки индивидуального плана диагностических и коррекционных мероприятий.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного…

24.12.20211 Система ГАРАНТ 13/65

выявление индивидуальных образовательных потребностей у обучающихся с ОВЗ,

обусловленных особенностями их развития;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи

обучающимся с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных

возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

33. Организационный раздел программы основного общего образования, в том числе

адаптированной, должен определять общие рамки организации образовательной деятельности,

организационные механизмы и условия реализации программы основного общего образования и

включать:

учебный план;

план внеурочной деятельности;

календарный учебный график;

календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий

воспитательной направленности, которые организуются и проводятся Организацией или в которых

Организация принимает участие в учебном году или периоде обучения;

характеристику условий реализации программы основного общего образования, в том числе

адаптированной, в соответствии с требованиями ФГОС.

33.1. Учебный план программы основного общего образования, в том числе адаптированной

(далее - учебный план), обеспечивает реализацию требований ФГОС, определяет учебную нагрузку

в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке

при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами

и Санитарно-эпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов, учебных курсов,

учебных модулей.

Требования к результатам обучения

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,

освоивших основную образовательную программу начального общего

образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся

к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,

ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их

индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции,

личностные качества; сформированность основ гражданской

идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися

универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и

коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми

компетенциями, составляющими основу умения учиться, и

межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе

изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной

области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и

ФГОС начального общего образования-03

7

применению, а также систему основополагающих элементов научного

знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

10. Личностные результаты освоения основной образовательной

программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности,

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда

на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,

культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению,

истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие

мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и

свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей;

ФГОС начального общего образования-03

8

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному

отношению к материальным и духовным ценностям.

11. Метапредметные результаты освоения основной

образовательной программы начального общего образования должны

отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи

учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового

характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации; определять наиболее эффективные способы достижения

результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха

учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления

информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем

решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств

информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для

решения коммуникативных и познавательных задач;

ФГОС начального общего образования-03

9

8) использование различных способов поиска (в справочных

источниках и открытом учебном информационном пространстве сети

Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и

интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и

познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том

числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать

(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать

изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-,

видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы

информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных

стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить

речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и

составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа,

синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения

рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность

признавать возможность существования различных точек зрения и права

каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку

зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение

договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение

окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством

учета интересов сторон и сотрудничества;

ФГОС начального общего образования-03

10

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях

объектов, процессов и явлений действительности (природных,

социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с

содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными

понятиями, отражающими существенные связи и отношения между

объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде

начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в

соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

12. Предметные результаты освоения основной образовательной

программы начального общего образования с учетом специфики

содержания предметных областей, включающих в себя конкретные

учебные предметы, должны отражать:

12.1. Филология

Русский язык. Родной язык:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и

многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как

основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой

явление национальной культуры и основное средство человеческого

общения, осознание значения русского языка как государственного языка

Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной

и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской

позиции человека;

ФГОС начального общего образования-03

11

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского

и родного литературного языка (орфоэпических, лексических,

грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в

целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные

языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и

умение использовать знания для решения познавательных, практических и

коммуникативных задач.

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой

культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и

традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития;

формирование представлений о мире, российской истории и культуре,

первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,

нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения

(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно

воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,

участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку

поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня

читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение

техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами

интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных

литературоведческих понятий;

ФГОС начального общего образования-03

12

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения

дополнительной информации.

Иностранный язык:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и

письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих

речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и

неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений,

необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной

речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к

носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих

сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными

образцами детской художественной литературы.

12.2. Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и

объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки

их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления,

пространственного воображения и математической речи, измерения,

пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и

процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических

знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

ФГОС начального общего образования-03

13

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с

числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение

действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие

алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические

фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами,

цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и

интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной

грамотности.

12.3. Обществознание и естествознание (Окружающий мир):

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание

чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному

краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её

современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ

экологической грамотности, элементарных правил нравственного

поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего

поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества

(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с

получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в

открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире.

ФГОС начального общего образования-03

14

12.4. Основы духовно-нравственной культуры народов России:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному

саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной

морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных

отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни

человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о

традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности

России;

5) первоначальные представления об исторической роли

традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно

своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести

и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

12.5. Искусство

Изобразительное искусство:

1) сформированность первоначальных представлений о роли

изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе

на материале художественной культуры родного края, эстетического

отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в

художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии,

анализе и оценке произведений искусства;

ФГОС начального общего образования-03

15

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками

в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,

скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических

формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая

фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Музыка:

1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки

в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на

материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного

вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к

музыкальному произведению;

4) использование музыкальных образов при создании

театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении

вокально-хоровых произведений, в импровизации.

12.6. Технология:

1) получение первоначальных представлений о созидательном и

нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире

профессий и важности правильного выбора профессии;

2) усвоение первоначальных представлений о материальной

культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3) приобретение навыков самообслуживания; овладение

технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение

правил техники безопасности;

ФГОС начального общего образования-03

16

4) использование приобретенных знаний и умений для творческого

решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских

(дизайнерских), технологических и организационных задач;

5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной

деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и

организации;

6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания

предметной и информационной среды и умений применять их для

выполнения учебно-познавательных и проектных художественноконструкторских задач.

12.7. Физическая культура:

1) формирование первоначальных представлений о значении

физической культуры для укрепления здоровья человека (физического,

социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие

человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о

физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и

социализации;

2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую

жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные

мероприятия, подвижные игры и т. д.);

3) формирование навыка систематического наблюдения за своим

физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных

мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития

основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,

координации, гибкости).

ФГОС начального общего образования-03

17

13. При итоговой оценке качества освоения основной

образовательной программы начального общего образования в рамках

контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных

учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебнопрактических и учебно-познавательных задач на основе:

системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке,

технологии;

обобщенных способов деятельности, умений в учебнопознавательной и практической деятельности;

коммуникативных и информационных умений;

системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования

осуществляется образовательным учреждением.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования должно быть

достижение предметных и метапредметных результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования,

необходимых для продолжения образования.

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

результаты промежуточной аттестации обучающихся,

отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений,

продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной

образовательной программы начального общего образования;

результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения

обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к

опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей

ступени общего образования.

ФГОС начального общего образования-03

18

Итоговая оценка освоения основной образовательной программы

начального общего образования проводится образовательным

учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися

планируемых результатов освоения основной образовательной программы

начального общего образования.

Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной

программы начального общего образования используются для принятия

решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего

образования.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не

подлежащим итоговой оценке качества освоения основной

образовательной программы начального общего образования, относятся:

ценностные ориентации обучающегося;

индивидуальные личностные характеристики, в том числе

патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной

деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных

мониторинговых исследований.

Ссылка на образовательные маршруты, последние достижения. Учёт процессов. Образовательные технологии дистанционные. Даёт возможность изучать по индивидуальным планам , маршрутам. Детализация предметных результатов по годам обучения.

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ

основного общего образования, в том числе адаптированных:

1) личностным, включающим:

осознание российской гражданской идентичности;

готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному

самоопределению;

ценность самостоятельности и инициативы;

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к

себе, окружающим людям и жизни в целом;

2) метапредметным, включающим:

освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных

областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том

числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и

универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и

организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию

в построении индивидуальной образовательной траектории;

овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных

текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее

целевой аудитории;

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного…

24.12.20211 Система ГАРАНТ 23/65

3) предметным, включающим:

освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и

способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

предпосылки научного типа мышления;

виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и

применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных

проектов.

Требования к результатам освоения адаптированной программы основного общего

образования обучающимися с ОВЗ учитывают в том числе особенности их психофизического

развития и их особые образовательные потребности.

Научно-методологической основой для разработки требований к личностным,

метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу основного

общего образования, является системно-деятельностный подход.

42. Личностные результаты освоения программы основного общего образования

достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с

традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,

принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания,

самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

42.1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны

отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных

ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных

направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

42.1.1. Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,

свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных

нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном

обществе;

представление о способах противодействия коррупции;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и

взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,

нуждающимся в ней).

42.1.2. Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,

культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,

технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному

наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

42.1.3. Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с

позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в

условиях индивидуального и общественного пространства.

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного…

24.12.20211 Система ГАРАНТ 24/65

42.1.4. Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других

народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной

культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных

традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.

42.1.5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального

благополучия:

осознание ценности жизни;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни

(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,

регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,

курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в

интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,

информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая

дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным

эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права

другого человека.

42.1.6. Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,

Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность

инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на

основе применения изучаемого предметного знания;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной

деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных

планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

42.1.7. Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в

области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для

окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера

экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,

технологической и социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

42.1.8. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных

закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного…

24.12.20211 Система ГАРАНТ 25/65

социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление

опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального

и коллективного благополучия.

42.2. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся

условиям социальной и природной среды, включают:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,

соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм

социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по

профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из

другой культурной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость

опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей

компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,

осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том

числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе

ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать

свое развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять

операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать

понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать

понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого

развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений

целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие

изменения и их последствия;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить

позитивное в произошедшей ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

43. Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том

числе адаптированной, должны отражать:

43.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в

рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,

умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного…

24.12.20211 Система ГАРАНТ 26/65

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов

решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием

ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,

аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,

небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,

причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования

(эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного

наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных

выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в

аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях

и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или

данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных

видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,

версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и

иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их

комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим

работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает

сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

43.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и

условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать

и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в

корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и

высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать

различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,

проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного…

24.12.20211 Система ГАРАНТ 27/65

аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием

иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении

конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия

при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:

распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять

поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом

предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между

членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые

штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению

и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно

сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение

результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета

перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает

сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

43.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие

решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ

решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,

аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),

корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении

учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку

приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся

ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного…

24.12.20211 Система ГАРАНТ 28/65

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает

формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных

навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

44. Предметные результаты освоения программы основного общего образования с учетом

специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы,

ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и

реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне образования.

45. Требования к освоению предметных результатов программ основного общего

образования на базовом и углубленном уровнях на основе их преемственности и единства их

содержания обеспечивают возможность изучения учебных предметов углубленного уровня, в том

числе по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы реализации

образовательных программ, электронного обучения и дистанционных образовательных

технологий, в том числе в целях эффективного освоения обучающимися иных учебных предметов

базового уровня, включая формирование у обучающихся способности знать определение понятия,

знать и уметь доказывать свойства и признаки, характеризовать связи с другими понятиями,

представляя одно понятие как часть целого комплекса, использовать понятие и его свойства при

проведении рассуждений, доказательства и решении задач (далее - свободно оперировать

понятиями), решать задачи более высокого уровня сложности.

45.1. Предметные результаты по предметной области "Русский язык и литература" должны

обеспечивать:

45.1.1. По учебному предмету "Русский язык":

1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности

(говорения и аудирования, чтения и письма); формирование умений речевого взаимодействия (в

том числе общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных

впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы:

монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; выступление с научным

сообщением;

участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос

информации, сообщение информации (создание не менее шести реплик); обсуждение и четкая

формулировка цели, плана совместной групповой деятельности;

овладение различными видами аудирования (выборочным, детальным, ознакомительным)

учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных

функционально-смысловых типов речи;

овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,

поисковым);

понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых,

публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи:

формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование

вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в

устной и письменной форме содержания текста;

овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного

текста: составление плана текста (простого, сложного; назывного, вопросного, тезисного) с целью

дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделение

главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного…

24.12.20211 Система ГАРАНТ 29/65

представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде

таблицы, схемы; представление содержания таблицы, схемы в виде текста; комментирование

текста или его фрагмента;

передача в устной или письменной форме содержания прослушанных или прочитанных

текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,

рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) с заданной

степенью свернутости: подробное изложение (исходный текст объемом не менее 280 слов), сжатое

и выборочное изложение (исходный текст объемом не менее 300 слов);

устный пересказ прочитанного или прослушанного текста объемом не менее 150 слов;

извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею,

свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе

информационно-справочными системами в электронной форме;

создание письменных текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи

(повествование, описание, рассуждение: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение,

рассуждение-размышление) с соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и

основной мысли; цельность и относительная законченность; последовательность изложения

(развертывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения

абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте; логичность;

оформление деловых бумаг (заявление, инструкция, объяснительная записка, расписка,

автобиография, характеристика);

составление тезисов, конспекта, написание рецензии, реферата;

осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного

высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;

анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с

точки зрения решения коммуникативной задачи, ситуации и условий общения, выразительного

словоупотребления, соблюдения норм современного русского литературного языка; понимание и

объяснение основных причин коммуникативных успехов и неудач; корректировка речи;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих

способностей личности в процессе образования и самообразования, важности соблюдения норм

современного русского литературного языка для культурного человека: осознание богатства,

выразительности русского языка, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, в

современном мире, различий между литературным языком и диалектами, просторечием,

профессиональными разновидностями языка;

3) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях;

осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

вычленение звуков речи и характеристика их фонетических признаков; распознавание

звуков речи по заданным характеристикам; определение звукового состава слова;

вычленение морфем в словах; распознавание разных видов морфем;

определение основных способов словообразования; построение словообразовательной

цепочки, определение производной и производящей основ;

определение лексического значения слова разными способами (использование толкового

словаря, словарей синонимов, антонимов; установление значения слова по контексту);

распознавание однозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов;

прямого и переносного значений слова;

распознавание слов с точки зрения их происхождения, принадлежности к активному или

пассивному запасу, сферы употребления (архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованная

лексика, профессионализмы, канцеляризмы, диалектизмы, жаргонизмы, разговорная лексика);

определение стилистической окраски слова;

распознавание по значению и основным грамматическим признакам имен существительных,

имен прилагательных, глаголов, имен числительных, местоимений, наречий, предлогов, союзов,

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного…

24.12.20211 Система ГАРАНТ 30/65

частиц, междометий, звукоподражательных слов, причастий, деепричастий;

определение типов подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление,

примыкание);

распознавание основных видов словосочетаний по морфологическим свойствам главного

слова (именные, глагольные, наречные);

распознавание простых неосложненных предложений; простых предложений, осложненных

однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах,

обособленными членами, уточняющими членами, обращением, вводными словами, предложениями

и вставными конструкциями;

распознавание косвенной и прямой речи;

распознавание предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные,

вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству

грамматических основ (простые и сложные), наличию главных членов (двусоставные и

односоставные), наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные);

предложений полных и неполных;

распознавание видов односоставных предложений (назывные, определенно-личные,

неопределенно-личные, безличные);

определение морфологических средств выражения подлежащего, сказуемого разных видов

(простого глагольного, составного глагольного, составного именного), второстепенных членов

предложения (определения, дополнения, обстоятельства);

распознавание бессоюзных и союзных (сложносочиненных и сложноподчиненных)

предложений, сложных предложений с разными видами связи; сложноподчиненных предложений с

несколькими придаточными (с однородным, неоднородным или последовательным подчинением

придаточных);

распознавание видов сложносочиненных предложений по смысловым отношениям между

его частями;

распознавание видов сложноподчиненных предложений (определительные, изъяснительные,

обстоятельственные: времени, места, причины, образа действия и степени, сравнения, условия,

уступки, следствия, цели);

различение подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненных предложениях;

4) формирование умений проведения различных видов анализа слова, синтаксического

анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

проведение фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,

морфологического анализа слова;

проведение орфографического анализа слова, предложения, текста или его фрагмента;

проведение пунктуационного анализа предложения, текста или его фрагмента;

проведение синтаксического анализа словосочетания, предложения, определение

синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам (наличия

темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной

законченности);

проведение смыслового анализа текста;

проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества

микротем и абзацев;

проведение анализа способов и средств связи предложений в тексте или текстовом

фрагменте;

проведение анализа текста или текстового фрагмента с точки зрения его принадлежности к

функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!