Реализация возможностей внеурочной деятельности младших школьников для повышения качества образования и развития личности обучающихся в МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы
Автор: Курченкова Ю.А., учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 г.Вязьмы
Современный, динамичный и меняющийся мир предъявляет много новых требований к адаптационным возможностям человека и к школьному образованию в целом.
В настоящее время в условиях реализации ФГОС основная задача образования направлена на всестороннее развитие личности ребёнка, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Как же сделать так, чтобы учебный процесс в школе не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но и чтобы всё, что происходит на учебных занятиях в школе, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание, а главное - умение учиться?
Механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования является организация внеурочной деятельности в школе.
Актуальность проведения внеурочных занятий
определяется рядом факторов практического характера:
- ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика;
- на общение учителя и ученика;
- на обучение рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия;
- занятость ученика во внеурочное время.
Основная цель внеурочных занятий: развитие личности обучающихся и повышение качества образования.
Основная задача факультативных занятий - привить любовь к предмету, научить самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить, творить.
Занятия внеурочной деятельности обеспечивают учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
Скажи мне - и я забуду Покажи мне - и я запомню
ВОВЛЕКИ меня - и я НАУЧУСЬ
Направления внеурочной деятельности
В рамках введения ФГОС на ступени начального общего образования в школе №3 проводится внеурочная деятельность по следующим направлениям:
- общекультурное
- художественно-эстетическое
- общеинтеллектуальное
- спортивно-оздоровительное
- духовно-нравственное развитие ребёнка
В классах кружковая работа организуется на основании запросов родителей(анкетирования) и возможностей педагогических кадров в школе.
Кружок «Подумаем вместе: от математики до финансовой грамотности»
(общеинтеллектуальное направление)
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся. На занятиях кружка обучащиеся в непринуждённой обстановке выполняют поисковые, пробные или тренировочные упражнения , наблюдают, обсуждают, обобщают, учатся решать логические и олимпиадные задачи.
Во 2-3-4 классах вводится раздел «Экономическая игротека на уроках математики». Занятия из этого раздела ориентированы на подготовку школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. На занятиях детям объясняются доступные для понимания в этом возрасте экономические взаимосвязи, основные экономические принципы и законы.
Кружок «Тико - моделирование»
(общеинтеллектуальное направление)
Цель занятий: формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Девиз и структура занятий: играю-думаю-учусь действовать самостоятельно-проектирую.
Модули программы: «Плоскостное моделирование», «Объёмное моделирование».
Что развивает Трансформируемый Игровой Конструктор для Объёмного моделирования ( ТИКО) ?
Т – ТВОРЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ К – КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ О – ОРГАНИЗАТОРСКИЕ и ОЦЕНОЧНЫЕ УМЕНИЯ
Кружок «Хочу всё знать»
(общеинтеллектуальное направление)
На занятиях кружка дети учатся работают с тренажёрами. Предлагаемые тренажёры отражают содержание нескольких учебных предметов: литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира. Задания к каждому тексту имеют разные уровни сложности. Они направлены на формирование умения работать с предъявленной информацией, выделять главную мысль, понимать скрытый смысл текстов, составлять план к рассказу, соотносить сведения, содержащиеся в рассказах с таблицами и диаграммами. Регулярная работа с тренажёрами позволяет диагностировать и своевременно устранять пробелы в знаниях обучающихся.
Проектная деятельность обучающихся
во внеурочное время
На кружковых занятиях большая работа направлена на овладение младшими школьниками основами исследовательской и проектной деятельности с использование информационных технологий; на развитие навыков продуктивного взаимодействия и сотрудничества.
Палитра проектов
Для ученика учебный проект – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал; деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, публично показать достигнутый результат.
Зеркало истории.
Коллекция кукол
в исторических
костюмах
Автор: Елисеева Оля,
Обучение за рубежом. Интересные факты и заблуждения.
Автор: Венедиктова Ксения,
обучающаяся 3 «Б» класса
МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы
Руководитель: Пятница Е.В.
обучающаяся 4 «Б» класса
МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы
Руководитель: Пятница Е.В.
Кружок «Школа добрых дел»
(социальное направление)
Цель социального проектирования – привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам; включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной проблем силами самих учащихся. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Проект «Ветеран живёт рядом.
Я волонтёр»
Проект «Подари игрушку младшему другу»
Проект «Покормите птиц зимой»
Проект «Книжкин дом»
Кружок «Юный краевед»
(духовно-нравственное развитие)
Цель курса – формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Занятия кружка позволяют полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.
Проект « О Вязьме с любовью»
Экскурсии
Митинги Выступления
Кружок «Умелые ручки»
(общекультурное направление)
Художественно-конструкторская деятельность – идеальное средство, способное обеспечить высокий уровень обучения и общего развития ребёнка. Занятия позволяют сделать ум ребёнка живым, гибким, изобретательным и не обременяют его память формальными знаниями.
Проект «Оригами и математика»
Проект «Музей букв»
Кружки: «Юный художник»
«Юный дизайнер»
(общекультурное направление)
На занятиях кружка дети развивают свои творческие и художественные способности, учатся рисовать, создавать собственные дизайнерские проекты.
Кружок: «Юные поварята»
(общекультурное направление)
Цель занятий: приобщить учеников начальной школы к азам кулинарии, дать начальные знания о рациональном питании и правилах гигиены, заинтересовать кулинарным искусством.
Кружки: «Весёлые нотки» «Юный актёр» (общекультурное направление)
Основная цель занятий: раскрытие и развитие творческих способностей ребенка при помощи театральной и музыкальной деятельности.
Кружок «Если хочешь быть здоров»
(спортивно-оздоровительное направление )
Здоровые дети - это благополучие общества.
Программа кружка направлена на обучение учащихся грамотной заботе о своём здоровье, на мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, на развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья. Занятия способствуют познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Проект «Мои первые достижения в спорте. Карате Киокушинкай»
Проект «Юный пешеход»
Подводим итоги Проект «Вверх по радуге»
- … Мне нравится, что другие слушают, о чем я говорю, и уважают мою точку зрения. В обычной жизни это бывает нечасто!
… Во время занятий я узнала много нового и интересного, увидела многих одноклассников совсем с другой стороны. Никогда не думала, что у моих друзей такие таланты !
- … ЗАНИМАТЬСЯ В КРУЖКАХ - ЭТО ЗДОРОВО И ВЕСЕЛО!
МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы
МБОУ СОШ №3 реализует программы:
начального основного
среднего (полного)
общего образования
Формы получения образования:
очная
экстернат
индивидуальное обучение на дому
Адрес школы: г. Вязьма, ул. Докучаева, дом 2,
к.т. 6-14-93 (6-12-69)
Учителя будущих первоклассников
Курченкова Юлия
Алексеевна
(1А класс)
Стаж работы – 23 года
Категория – первая
УМК - Школа России
Пятница Елена Вячеславовна
(1Б класс)
Стаж работы – 28 лет
Категория – высшая
УМК - Гармония
Программа (УМК): «Школа России»
Авторы учебников:
Математика: М.Н. Моро
Русский язык: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий
Литературное чтение: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
Окружающий мир: А.А. Плешаков
- УМК «Школа России» рассчитан на любого ребёнка, материал доступен детям и понятен родителям.
- Учебник математики позволяет в процессе обучения устанавливать связи между новым материалом и ранее изученными понятиями. Учебник по русскому языку развивает познавательную активность и самостоятельность самого учащегося. Главной целью обучения по естественным наукам является не только получение глубоких знаний, но и воспитания у учащихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому.
Программа (УМК): «Гармония»
Авторы учебников:
Математика: Н.Б.Истомина
Русский язык: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьмина
Литературное чтение: О.В.Кубасова
Окружающий мир: О.Т.Поглазова
- УМК «Гармония» заключается в сочетании достоинств системы развивающего обучения и традиционной школы. В нём реализованы принципы, в которых есть равновесие между обучением и развитием.
- Каждый учебник - источник интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, его познавательных интересов, умений общаться со взрослыми и сверстниками, как возможность выразить свои мысли и чувства. В основу программы по математике положена методическая концепция по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения. Языковое образование, грамотное письмо, развитие орфографической зоркости и речи - являются приоритетными направлениями при обучении русскому языку.
- Все образовательные системы созданы на основе личностно-ориентированного подхода к обучению, направлены на освоение учебных знаний, умений и навыков, на всестороннее гармоничное развитие ребёнка.
- УМК целенаправленно формируют учебно-познавательную деятельность младших школьников, «умение учиться»; способствуют духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся.
«Познание и освоение мира»-
основная цель и результат образования
Памятка для родителей будущих первоклассников
- Документы для поступления в 1 класс
- Комплектование классов (УМК)
- Что необходимо приобрести к началу учебного года
- Советы родителям по подготовке детей к школе
(всем родителям раздаётся раздаточный материал – памятки)
Школа – это организация с жестко заданными задачами и средствами их решения. Большинство школ работает
по единым программам и учебникам,
использует единые критерии оценки.