СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Усилия работников школы  сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в прграмме модернизации российского образования

Просмотр содержимого документа
«Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе»

«Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе».
Усилия работников школы сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современной школы. Цель здоровьесберегающих технологий в школьном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья учащихся и валеологическому просвещению родителей.

Физкультурно-оздоровительные технологии–технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры школьников, закаливание, дыхательная гимнастика, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами школьного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.

Какие упражнения целесообразно включать в «физкультминутки»? В комплексы упражнений «физкультминуток» обычно включают упражнения для глаз и для скелетных мышц. Общие рекомендации: физкультминутки в период снижения работоспособности включают обычно 3 легких упражнения с 3-4 повторениями каждого; -комплексы упражнений должны меняться. Помимо известных упражнений для глаз и для различных групп скелетных мышц, в «физкультминутки» целесообразно включать дыхательные упражнения и элементы самомассажа. Это не только внесет разнообразие в физкультпаузы, но и обучит школьников приемам саморегуляции. Упражнения простые и каждому педагогу целесообразно ими овладеть.

1. Произношение гласных звуков. Доказано, что протяжное произношение гласных звуков активизирует работу щитовидной железы, мозга, сердца и других органов. Сядьте удобно. Расслабтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а]. Это массирует щитовидную железу. Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек. Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки. Чередование звуков [о], [и] стимулирует работу сердца.

2. Гигиенический массаж. Улучшает крово- и лимфообращение, нормализует обмен веществ, помогает снимать мышечное напряжение на лице, шее, в руках. Такой массаж способствует профилактике простудных заболеваний, ангины. Подушечками указательных пальцев обеих рук проводим под глазами, слегка надавливая, от переносицы до ушей. Повторяем 5 раз. Тыльными сторонами правой и левой ладоней проведем 7 раз от подбородка в стороны. Откройте рот, сильно натяните на зубы одновременно верхнюю и нижнюю губу, а затем слегка их прикусите. Повторяем 5 раз.

3. Двигательные упражнения для нормализации дыхания. Эти упражнения имеют названия «Задуть свечу», «Словить комара», «Огонь и лед», «Кулачки» и др. Упражнение «Задуть свечу». Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Делайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вздох и задуйте эти свечи маленькими порциями воздуха. Упражнение «Словить комара». Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать, при этом беспрерывно произносите звук [ Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится автоматический вдох. Упражнение «Огонь и лед». По команде «огонь» – интенсивные движения телом, по команде «лед» – замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6-8 раз. Упражнение «Кулачки». Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать вдох, не торопясь сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать выдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами.

Упражнения, снимающие напряжение и успокаивающие нервную систему. При выполнении этих упражнений особенно важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. При этом учителю необходимо уделить внимание эмоциональной окраске своего голоса и темпу произношения слов. Приведем примеры таких упражнений. 11 Упражнение «После грозы». Закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза. Прошёл дождь, блестит мокрая листва на берёзах. На траве - серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши - вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко. Упражнение «На берегу моря». Закройте глаза, представьте, что вы находитесь на берегу моря, расположившись в шезлонге. Слышится равномерный шум набегающих волн. Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух. Дышите ровно, глубоко.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.

  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

  • Беседы о здоровье. Помимо классных часов ОБЖ и уроков физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

  • Музыкотерапия

  • Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.

  • Музыкальная терапия может использоваться в процессе, как слушания музыки, так и музицирования. И, прежде всего, основана на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности

  • Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников.

  • Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей» природы, положительно влияет на их психоэмоционольное состояние.

  • Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться пение и игра на музыкальных инструментах.

  • Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.

  • Инструментальное музицирование предполагает использование на уроках музыки и внеурочных занятиях простейших музыкальных инструментов, что усиливает терапевтический эффект занятий – развитие активности мелкой моторики пальцев, расширение объема дыхания, развитие слуховых анализаторов, контролирующих качество интонирования и пр.

  • Танцевально-двигательная терапия

  • Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.

  • Танцевальные движения непосредственно контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц и согласованную работу органов. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Исходя из этого, в уроки музыки целесообразно включать разнообразные движения, пластические импровизации, танцы под музыку. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

  • Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

  • Фольклорная терапия

  •   Русский песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора. 

  • Цветотерапия и терапия изобразительным искусством

  • Цвет, как и музыка, может быть индикатором и регулятором эмоциональных состояний человека. Картины оказывают на человека огромное воздействие: они создают настроение и вызывают определенные чувства. Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего нас мира. Чтобы выразить свои чувства, не обязательно что-то говорить, можно взять краски или карандаши и выразить их в рисунке.

  • Произведения изобразительного искусства, используемые на уроках музыки, имеют не только образовательный, но и арттерапевтический потенциал, влияя на личностное развитие обучающихся.

  • На своих уроках я практикую просматривание слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи. Как фон к этим слайдам используется классическая музыка спокойного характера.

  • Мои воспитанники с удовольствием иллюстрируют прослушанный музыкальный материал, с помощью цвета передавая возникшие впечатления («Утро» Э. Грига, «Щелкунчик», «Времена года» П. Чайковского, «Садко» Н. Римского – Корсакова и др.).

  • В процессе такой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости.

  • Сказкотерапия

  •   Сказкотерапия смыкается с музыкой, прежде всего, через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке.

  • Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

  • Психолого–педагогический и здоровьесберегающий потенциал сказок состоит в возможности развития личности ребенка и определяется следующими ее особенностями:

  • сказка – это кладезь мудрости, эталон образного восприятия мира;

  • сказка помогает понять, как нужно поступать в реальной жизни, как выходить победителем из сложной ситуации, как побеждать зло;

  • сказки дают ребенку чувство психологической защищенности.

  • Я использую приемы сказкотерапии при изучении следующих музыкальных произведений: « Снегурочка» Н. Римского – Корсакова, «Петя и Волк» С. Прокофьева, Руслан и Людмила» М. Глинки и др.

  • Драматерапия.

  • Драматерапия или театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе.

  • Существенной основой для использования драматерапии в школе является создание учителем психолого – педагогических условий для «всплеска» детьми их чрезмерных эмоций в процессе музыкально – сценического творчества.

  • Разыгрывание детьми сюжетов песен или музыкальных сказок с «проживанием» ими определенных жизненных ситуаций, дает возможность ребенку для осмысления этих ситуаций, позволяет ему как бы взглянуть со стороны на свои поступки и отношения с людьми и, в конечном счете, преодолевать реальные проблемы своего поведения и общения.

  • Улыбкотерапия

  • Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.

  • Программа «Музыка» направлена не только на формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры, но и предполагает широкое применение арттерапевтических технологий и приемов.

  • Это является не только эффективным методом сохранения эмоционального и физического здоровья школьников, но и помогает корректировать эмоциональное состояние детей, формирует коммуникативные навыки, повышает самооценку, снижает уровень тревожности.

  • Делая вывод из всего вышесказанного, отмечу, что использование арттерапевтических технологий на уроках способствует сохранению здоровья школьника, а также развивает музыкальные, творческие и духовные способности детей.





Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.