АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
«Реализация здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности и в работе с младшими школьниками»
Выступление на МО учителей
начальных классов, подготовила Рожкова А.А.
2020/2021 уч.г.
Реализация здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности и в работе с младшими школьниками
В
ведение
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
благоприятное социальное окружение;
духовно-нравственное благополучие;
оптимальный двигательный режим (культура движений);
закаливание организма;
рациональное питание;
личная гигиена;
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Проблема сохранения и формирования здоровья детей Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
Растут детская заболеваемость и инвалидность. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются: ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни в малообеспеченных и неблагоприятных семьях, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.
Приведем примерный перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся:
I. Гигиенические условия, факторы
Шум, освещенность, размер помещений
дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)
используемые стройматериалы, краска
мебель: размеры, размещение в помещении
видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры
пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
качество питьевой воды, используемой в школе
состояние сантехнического оборудования.
II.Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы)
- объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным --возможностям школьника
- расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)
- объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)
- медицинское и психологическое обеспечение школы
- участие родителей учащихся в жизни школы
- наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся
III. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя
- психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок
стиль педагогического общения учителя с учащимися
- характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
- степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска) и т.д.
Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Типы технологий
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Рациональная организация общего режима дня школьников
Проблема перегрузки тесно связана с нарушениями в организации общего режима для учащихся.
В режиме дня учащихся 1-х классов должно быть предусмотрено:
полноценный ночной сон (не менее 10 часов);
активный отдых (прогулка) на воздухе (не менее 2,5 часов);
дневной сон (для ослабленных детей) (1 - 1,5 часа);
свободное время (игры, чтение, любимые занятия, TV, компьютер) (не менее 1,5 часов);
время на гигиенические процедуры и самообслуживание (не менее 1,5 часов);
время на еду (4- 5 раз) (не менее 1,5 часов);
учебные занятия + дорога в школу (4 - 5 часов);
домашнее занятие (до 1 часа);
дополнительные занятия (музыка, спорт и т.п.) (до 1 часа).
Увеличение времени на занятия в школе, и домашние задания неизбежно влечет за собой сокращение времени ночного сна, активного отдыха на воздухе и свободного времени.
Нормативы основных режимных моментов в учебные дни (продолжительность в часах)
Элементы режима | 1 класс |
Сон (включая дневной сон) | 11,5 – 12,5 ч. |
Прогулки | 2,5 – 4,0 ч. |
Шкала (учебные занятия) | 4,0 ч. (6-дневная неделя)- 4,5 (5-дневная неделя) ч. |
Домашнее задания (приготовление уроков) | 0,5 – 1,0 ч. |
Занятия по интересам | 0,5 – 1,0 ч. |
Требования к уроку с позиций здоровьесбережения
При организации и проведении урока учитывается:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
5. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
6. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
7. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.).
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
8. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).
9. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка
- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене) и т.д.
Рациональная организация учебного процесса
Важнейшим показателем эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ остается рациональная организация учебно-воспитательного процесса, в условиях которой получение разносторонних знаний не сопровождается ухудшением здоровья школьников. Рациональная организация учебного процесса позволяет снизить «физиологическую цену» адаптации и повысить эффективность обучения.
Особенно важно контролировать организацию учебного процесса в случае введения инновационных программ. Необходимо помнить, что рациональная организация учебных занятий способствует сохранению здоровья и работоспособности школьника, а усложнение и интенсификация программ часто создают предпосылки для формирования психологического дискомфорта, школьного стресса, школьных неврозов и приводят к ухудшению физического и психического здоровья.
Эффективность организации учебной деятельности определяется соответствием ее составляющих (величина учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течение дня и недели и их оптимальное сочетание и т.д.) гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН).
Рациональная организация режима дня школьников
Режим дня школьников – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток; он должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности.
Конечно, следить за правильной организацией режима дня школьников должны родители, но и школа не может оставаться в стороне. Безусловно, педагог должен объяснять детям и родителям необходимость соблюдения режима. Кроме того, учитель обязан знать, что любая учебная перегрузка неминуемо скажется на структуре режима дня, поскольку увеличивает время на приготовление домашних заданий и уменьшает время сна и прогулки.
Примеры физминуток (ФМ)
ФМ для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение: сидя на стуле,
На 1-2 плавно наклонить голову назад,
На 3-4 голову наклонить вперед, плечи не поднимать.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение: сидя, руки на поясе.
На 1 поворот головы направо,
На 2 Исходное положение,
На 3 поворот головы налево,
На 4 Исходное положение
Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. Исходное положение: стоя или сидя, руки на поясе.
На 1 правую руку вперед, левую вверх,
На 2 переменить положения рук.
Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. Исходное положение: стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.
На 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед,
На 3-4 локти назад, прогнуться.
Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.