СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Реализация здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности и в работе с младшими школьниками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях развития  России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников.

Просмотр содержимого документа
««Реализация здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности и в работе с младшими школьниками»»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска











«Реализация здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности и в работе с младшими школьниками»







Выступление на МО учителей

начальных классов, подготовила Рожкова А.А.













2020/2021 уч.г.


Реализация здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности и в работе с младшими школьниками


В ведение

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.


Здоровый образ жизни:

  1. благоприятное социальное окружение;

  2. духовно-нравственное благополучие;

  3. оптимальный двигательный режим (культура движений);

  4. закаливание организма;

  5. рациональное питание;

  6. личная гигиена;

  7. отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

  8. положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Проблема сохранения и формирования здоровья детей Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

Растут детская заболеваемость и инвалидность. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются: ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни в малообеспеченных и неблагоприятных семьях, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.

Приведем примерный перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся:

I. Гигиенические условия, факторы

Шум, освещенность, размер помещений

дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)

используемые стройматериалы, краска

мебель: размеры, размещение в помещении

видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры

пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания

качество питьевой воды, используемой в школе

состояние сантехнического оборудования.

II.Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы)

- объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным --возможностям школьника

- расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году

организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)

- объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)

- медицинское и психологическое обеспечение школы

- участие родителей учащихся в жизни школы

- наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся

III. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя

- психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок

стиль педагогического общения учителя с учащимися

- характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок

- степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска) и т.д.

Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения.



Здоровьесберегающие технологии



Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.


Типы технологий

  • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Рациональная организация общего режима дня школьников

Проблема перегрузки тесно связана с нарушениями в организации общего режима для учащихся.

В режиме дня учащихся 1-х классов должно быть предусмотрено:

  • полноценный ночной сон (не менее 10 часов);

  • активный отдых (прогулка) на воздухе (не менее 2,5 часов);

  • дневной сон (для ослабленных детей) (1 - 1,5 часа);

  • свободное время (игры, чтение, любимые занятия, TV, компьютер) (не менее 1,5 часов);

  • время на гигиенические процедуры и самообслуживание (не менее 1,5 часов);

  • время на еду (4- 5 раз) (не менее 1,5 часов);

  • учебные занятия + дорога в школу (4 - 5 часов);

  • домашнее занятие (до 1 часа);

  • дополнительные занятия (музыка, спорт и т.п.) (до 1 часа).

Увеличение времени на занятия в школе, и домашние задания неизбежно влечет за собой сокращение времени ночного сна, активного отдыха на воздухе и свободного времени.

Нормативы основных режимных моментов в учебные дни (продолжительность в часах)

Элементы режима

1 класс

Сон (включая дневной сон)

11,5 – 12,5 ч.

Прогулки

2,5 – 4,0 ч.

Шкала (учебные занятия)

4,0 ч. (6-дневная неделя)-

4,5 (5-дневная неделя) ч.

Домашнее задания (приготовление уроков)

0,5 – 1,0 ч.

Занятия по интересам

0,5 – 1,0 ч.

Требования к уроку с позиций здоровьесбережения

При организации и проведении урока учитывается:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

5. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

6. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

7. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.).

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

8. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).

9. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка

- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене) и т.д.


Рациональная организация учебного процесса

Важнейшим показателем эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ остается рациональная организация учебно-воспитательного процесса, в условиях которой получение разносторонних знаний не сопровождается ухудшением здоровья школьников. Рациональная организация учебного процесса позволяет снизить «физиологическую цену» адаптации и повысить эффективность обучения.

Особенно важно контролировать организацию учебного процесса в случае введения инновационных программ. Необходимо помнить, что рациональная организация учебных занятий способствует сохранению здоровья и работоспособности школьника, а усложнение и интенсификация программ часто создают предпосылки для формирования психологического дискомфорта, школьного стресса, школьных неврозов и приводят к ухудшению физического и психического здоровья.

Эффективность организации учебной деятельности определяется соответствием ее составляющих (величина учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течение дня и недели и их оптимальное сочетание и т.д.) гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН).


Рациональная организация режима дня школьников

Режим дня школьников – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток; он должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности.

Конечно, следить за правильной организацией режима дня школьников должны родители, но и школа не может оставаться в стороне. Безусловно, педагог должен объяснять детям и родителям необходимость соблюдения режима. Кроме того, учитель обязан знать, что любая учебная перегрузка неминуемо скажется на структуре режима дня, поскольку увеличивает время на приготовление домашних заданий и уменьшает время сна и прогулки.

Примеры физминуток (ФМ)


ФМ для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение: сидя на стуле,

На 1-2 плавно наклонить голову назад,

На 3-4 голову наклонить вперед, плечи не поднимать.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


2. Исходное положение: сидя, руки на поясе.

На 1 поворот головы направо,

На 2 Исходное положение,

На 3 поворот головы налево,

На 4 Исходное положение

Повторить 6-8 раз. Темп медленный.


ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. Исходное положение: стоя или сидя, руки на поясе.

На 1 правую руку вперед, левую вверх,

На 2 переменить положения рук.

Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.


2. Исходное положение: стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.

На 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед,

На 3-4 локти назад, прогнуться.

Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.