СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализм как художественней метод и литературное направление. Реализм новеллы Ги де Мопассана «Ожерелье» (дистанционная форма).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реализм как художественней метод и литературное направление. Реализм новеллы Ги де Мопассана «Ожерелье» (дистанционная форма).»

Реализм как художественней метод и литературное направление.

Реализм новеллы Ги де Мопассана «Ожерелье».

Этапы урока

Ход урока

Время

Введение

Добрый день! Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством французского писателя Ги де Мопассана, разберем его новеллу «Ожерелье». Вспомним о реализме как художественном методе и литературном направлении.

1 минута

Актуализация


  • Какие произведения называют в литературоведении реалистическими? Приведите примеры из русской литературы.

3 минуты

Презентация

https://youtu.be/snfvjuk-f5w

5 минут

Отработка полученной информации

Конспектирование лекции учителя «Реализм в литературе Европы и Америки»

  • Принципы художественного изображения жизни писателями-реалистами: объективность, выявление законов социальной жизни, причинно-следственные связи в историческом развитии общества, исторический и социальный детерминизм.

  • Изображение социального организма как совокупности и разнообразия индивидуальностей.

  • Смешение жанров, отсутствие жанрового мышления, как в классицизме, и неразрешенного противостояния идеала и действительности, как в романтизме.

  • Главный принцип – жизнеподобие, изображение жизни в формах самой жизни, но для постижения сущности явлений возможны фантастика, гиперболы и т.п.

  • Мерой оценки действительности является авторский идеал, связанный с ее критикой, и степень несоответствия жизни, являющейся источником и красоты, и безобразия, гуманистическим ценностям.

  • Одновременное становление романтизма и реализма в Англии. Многообразие жанров романа в творчестве Ч. Диккенса.

  • Зарождение реализма во Франции. Стендаль – основоположник психологического романа. Жизнь человека на фоне буржуазного общества в «Человеческой комедии» О. де Бальзака. Принципы реализма в исторических романах и пьесах П. Мериме. Осуждение буржуазной действительности в творчестве Г. Флобера.

  • Реализм в Америке. Юмор и оптимизм М. Твена.


Обобщающая беседа

Знакомство со статьей в учебнике о жизни и творчестве Ги де Мопассана (учебник, с. 270-276).

В основе творчества Мопассана лежит критическое отношение к буржуазной действительности, его нравственно-эстетические позиции формировались в русле гуманизма и реализма.

По словам А. П. Чехова, Мопассан своим искусством «…поставил такие огромные требования, что писать по старинке сделалось уже больше невозможным».


Аналитическая беседа

  • Какая социальная проблема поднята писателем в новелле «Ожерелье»?

  • Можно ли считать ее только реалистическим изображением буржуазной жизни или ее проблематика шире?

  • Какие жанровые черты указывают на то, что перед нами новелла?

  • Какие писательские ходы, особенности сюжета и композиции новеллы можно считать несомненной удачей Мопассана?


Обобщающая беседа

  • Какой смысл приобретает в новелле мотив денег? Проследите его динамику. Какой ценой семья Луазель заплатила за утраченное ожерелье? Можно ли измерить эти потери только материальными мерками?

  • Кто виноват в судьбе семьи Луазель? Докажите, что социальные и нравственные обобщения автора обличают несправедливость буржуазного мира.

  • Какой смысл приобретают авторские обобщения в эпизодах новеллы?

18 минут

Заключение

В новелле в единичной жизненной ситуации показаны широкие социально - нравственные проблемы. По мнению В. Е. Хализева, «сущность классического реализма прошлого века – не в социально-критическом пафосе…а прежде всего в широком освоении живых связей человека с его близким окружением…».

2 минуты

Домашнее задание

Выполнить анализ композиционного фрагмента новеллы (1 на выбор): 1)Причины страданий Матильды Луазель. 2) Приглашение на бал и его последствия. 3) Ожерелье госпожи Форестье и пропажа. 4) 10 лет нищеты.

Прочитать пьесу Г. Ибсена «Кукольный дом» («Нора»).

1 минута