СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ребенок не говорит, что делать?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Ребенок не говорит, что делать?"»

1 ЭТАП. Необходимо добиться у ребенка желания разговаривать.

2 ЭТАП. Формируем речь.



3 ЭТАП. Постепенно косвенно поощряем ребёнка к вступлению в диалог.




Попробуйте сделать следующее:

  1. Расположитесь с ребенком гденибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.

  2. Возьмите любимую игрушку

вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками. Очень важно чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной.

Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье:

«Би-би» или «Ту-ту».

  1. Пытайтесь установить словесный контакт с ребенком. В ходе игры спросите его: «Как гудит машина?» И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би», — с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа!

Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним!

Для этого взрослый (мама, папа, бабушка и т.д.) должен организовать общение с ребенком в процессе совместной деятельности или игры.

Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи»,

«Повтори»!



Например, во время прогулки, одевания и еды, многократно проговаривает названия простых предметов (куртка, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка., разворачивая перед ребенком диалог образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого и т.д..

Например, достаем и надеваем на ребенка куртку.

Взрослый: Что мы достали? — Куртку Что это такое? — Куртка

Что сейчас мы надели? — Куртку.

Потом стали надевать на ребенка шапку.

Что мы достали? — Шапку.

Что это такое? — Шапка.

Что сейчас мы надели? — Шапку. И т.д.

И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.

После вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.)

Например:

  • Принеси тарелку. Что ты принес?

(пауза 5-10 сек.)

Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка...

Что это?.. Это тарелка. И т.п.

Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова но и на артикуляционных укладах.

Например:

  • Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы «та-рел-ка».

  • Еще раз та-рел-ка. - Давай вместе та-рел-ка. Молодец!

Хвалите ребенка даже в том случае если он не повторил, а только внимательно следил за движением губ.



  • Взрослый. Еще раз вместе та-релка. Хорошо!

Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз

сколько производятся оречевляемые действия.

Этот этап, пожалуй, один из сложнейших.

Вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий.

Не бойтесь перехвалить ребенка

Если у ребенка не получается, никогда не ругайте его.

Быть может, это вы делаете что-то неправильно…

Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день) ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки поощряются, взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему.

Взрослый. Вот вилка. Это вилка...

(Пауза.)

Ребенок. Ика. Взрослый. Молодец, вилка.

Посмотри, как я говорю.

(Взгляд ребенка фиксируется на

губах взрослого.)

Вил-ка. (Пауза.) Хорошо.

На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.

Вопросы для стимуляции речи:

  • «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?»

  • «Что тебе дать — чашку или ложку?»,

  • «Что ты хочешь взять?

Машину? Как надо попросить? — Дай машину ».

При таких формулировках вопроса создается речевая ситуация с

элементами имитации. Ребенок

должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово. В

качестве поощрения ребенок получает искомое.

Полезно рассказывать об успехах ребенка в его присутствии другим..

Можете попытаться показать его достижения: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки: «Баю бай, мишка, баю бай».

Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными.


Рекомендации для родителей

Уроки по стимулированию речевой активности детей

Учитель-логопед Валова А.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!