1 ЭТАП. Необходимо добиться у ребенка желания разговаривать. | | 2 ЭТАП. Формируем речь. | | 3 ЭТАП. Постепенно косвенно поощряем ребёнка к вступлению в диалог. |
| | |
Попробуйте сделать следующее:
Расположитесь с ребенком гденибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.
Возьмите любимую игрушку
вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками. Очень важно чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной.
Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье:
«Би-би» или «Ту-ту».
Пытайтесь установить словесный контакт с ребенком. В ходе игры спросите его: «Как гудит машина?» И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би», — с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа!
Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним!
Для этого взрослый (мама, папа, бабушка и т.д.) должен организовать общение с ребенком в процессе совместной деятельности или игры.
Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи»,
«Повтори»!
Например, во время прогулки, одевания и еды, многократно проговаривает названия простых предметов (куртка, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка., разворачивая перед ребенком диалог образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого и т.д..
Например, достаем и надеваем на ребенка куртку.
Взрослый: Что мы достали? — Куртку Что это такое? — Куртка
Что сейчас мы надели? — Куртку.
Потом стали надевать на ребенка шапку.
Что мы достали? — Шапку.
Что это такое? — Шапка.
Что сейчас мы надели? — Шапку. И т.д.
И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.
После вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.)
Например:
(пауза 5-10 сек.)
Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка...
Что это?.. Это тарелка. И т.п.
Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова но и на артикуляционных укладах.
Например:
Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы «та-рел-ка».
Еще раз та-рел-ка. - Давай вместе та-рел-ка. Молодец!
Хвалите ребенка даже в том случае если он не повторил, а только внимательно следил за движением губ.
Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз
сколько производятся оречевляемые действия.
Этот этап, пожалуй, один из сложнейших.
Вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий.
Не бойтесь перехвалить ребенка
Если у ребенка не получается, никогда не ругайте его.
Быть может, это вы делаете что-то неправильно…
Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день) ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки поощряются, взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему.
Взрослый. Вот вилка. Это вилка...
(Пауза.)
Ребенок. Ика. Взрослый. Молодец, вилка.
Посмотри, как я говорю.
(Взгляд ребенка фиксируется на
губах взрослого.)
Вил-ка. (Пауза.) Хорошо.
На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.
Вопросы для стимуляции речи:
«Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?»
«Что тебе дать — чашку или ложку?»,
«Что ты хочешь взять?
Машину? Как надо попросить? — Дай машину ».
При таких формулировках вопроса создается речевая ситуация с
элементами имитации. Ребенок
должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово. В
качестве поощрения ребенок получает искомое.
Полезно рассказывать об успехах ребенка в его присутствии другим..
Можете попытаться показать его достижения: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки: «Баю бай, мишка, баю бай».
Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными.
Рекомендации для родителей
Уроки по стимулированию речевой активности детей
Учитель-логопед Валова А.В.