СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ребенок не хочет учиться

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ребенок не хочет учиться»

Ребёнок не хочет учиться: почему это происходит, что делать, советы психолога


ДЕТИ

Содержание

1. Причины, по которым пропадает интерес к учебе.

2. Как повысить мотивацию к учебе.

3.Что делать с «нехочухой»


Очередная двойка в дневнике сына или дочки мало кого из родителей оставляет равнодушным. Ещё хуже, когда ребёнок на стандартный вопрос о том, как дела в школе, отвечает односложно и без энтузиазма. Нежелание учиться и, как следствие, низкая успеваемость – проблемы, требующие незамедлительной реакции, вот только криком и угрозами здесь не поможешь. Истерично-авторитарное поведение родителя наверняка вызовет протест в детской душе. Чтобы предпринятые вами шаги были адекватными и результативными, выясните вначале, почему ребёнок не хочет учиться.

Причины, по которым пропадает интерес к учёбе


Ребёнок – не только плоть от вашей плоти, это отдельная личность со своими способностями и потребностями. Об этом важно всегда помнить, и не подменять его жизненные установки собственными. Очень часто родители, не реализовавшись в какой-то сфере, предъявляют к детям завышенные требования, навязывают им свои пристрастия. Но цель отеческой заботы состоит в ином: вы должны здраво оценить интеллектуальный потенциал и эмоциональную зрелость малыша, выявить его склонности и направить их в нужное русло. Таким образом, первое, что нужно сделать, это честно ответить на вопрос: «Ваш ребёнок не хочет или не может учиться?».

Некоторым ученикам одолеть стандартную школьную программу не позволяют умственные способности или состояние здоровья. Родителям в таком случае нужно, признав за ребёнком особенности, определить его в коррекционный класс. Пойти на такой шаг зачастую сложно: мешают личные амбиции, боязнь пренебрежительного отношения со стороны окружающих. И в то же время сделать это необходимо. Когда ребёнку ставят посильные для него задачи, у него появляется и интерес к учёбе, и уверенность в себе.

Впрочем, может быть и обратная ситуация, когда уровень обучения не соответствует высоким запросам ученика. Скука, которая одолевает одарённых детей в обычной средней школе, напрочь убивает мотивацию. Чтобы ребёнок окончательно не охладел к учёбе, его можно перевести в специализированное заведение, отдать в секцию, студию или кружок.

Вообще замечено, что дети, посещающие тренировки и занятия вне школы, более организованы и целеустремлённы. Однако есть у таких увлечений и обратная сторона. Осознав, что спорт, музыка или танцы – его истинное призвание, ребёнок будет меньше уделять внимание школьным дисциплинам. В такой ситуации родителям желательно договориться с чадом о границах допустимого.

Существуют и другие причины, почему дети не хотят учиться:

  • гиперопека взрослых, подавляющая инициативность школьника;

  • бесконтрольность и попустительство со стороны родителей;

  • конфликты со сверстниками, старшеклассниками, учителями;

  • вредные зависимости и неблагополучные друзья;

  • избыток энергии, мешающий сосредоточиться (гиперактивность);

  • напряжённая внутрисемейная обстановка;

  • отсутствие возможности реализовать врожденные лидерские задатки;

  • наличие комплексов или, наоборот, завышенных требований к себе (перфекционизм);

  • сложности с пониманием материала, педагогическая запущенность.




Как повысить мотивацию к учёбе


Нужно понимать, что стремление к познанию – естественная тяга ребёнка, которую нужно поощрять с самого рождения. Старайтесь всегда отвечать на вопросы маленького «почемучки», обстоятельно беседуйте с ним во время прогулок, играйте в сюжетно-ролевые игры. Устраивайте совместный просмотр познавательных передач с последующим обсуждением. Обязательно читайте дошколёнку интересные книги – не только детские энциклопедии, но и художественные произведения, стихи.

Помните, что развивать малыша нужно всесторонне: интеллектуально, эмоционально, эстетически, нравственно. При этом проявляйте чувство меры: основательная дошкольная подготовка может привести к тому, что первокласснику будет неинтересно на уроках.

В младшем школьном возрасте стимулировать нужно игровыми заданиями, посредством совместной деятельности. Дети не хотят учиться в школе, если у них нет мотивации. Зачастую родители это понимают, но выбирают неправильные стимулы. Так, популярным способом воздействия на ребёнка является метод «кнута и пряника», состоящий из угроз, шантажа, наказаний, посул и вознаграждений.

Подобная стратегия имеет право на жизнь, но не должна доминировать, так как воспитывает меркантильность и не всегда эффективна. Гораздо результативнее пробуждать внутреннюю мотивацию. Один из постулатов психологии общения, сформулированный Дейлом Карнеги, гласит: «Самый лучший способ заставить человека что-то сделать – это сделать так, чтобы он сам захотел это сделать».

Советы родителям по формированию учебной мотивации у ребёнка следующие.

  • Меньше критикуйте и больше хвалите детей. Всячески подчёркивайте связь между их стараниями и конечным результатом. Так дети учатся легче.

  • Будьте искренни. Чтобы не обесценивать достижения ребёнка, не подменяйте честно заслуженную похвалу дежурной лестью.

  • Критикуйте по делу и деликатно. Не переходите на личности, не ставьте ваши чувства к близкому человеку в зависимость от его достижений.

  • Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Единственное мерило успеха – то удовлетворение, которое получает ваше чадо от полезной деятельности.

  • Ставьте перед ребёнком посильные задачи. Не отказывайте в помощи, когда он просит, но и не делайте работу вместо него.

  • Не пренебрегайте значением общения в жизни детей. Успешность ребёнка напрямую зависит от того, как он контактирует с членами семьи, сверстниками, учителями.

  • Учите личным примером. Если вы хотите, чтобы ребёнок улучшил показатели по физкультуре, прекращайте по вечерам сидеть перед телевизором и выходите вместе на беговую дорожку. У него сложности с изучением французского? Что ж, есть повод совместно освоить новый язык. Такой подход не только укрепляет внутрисемейные связи и повышает авторитет взрослого в детских глазах, но и формирует у ребёнка чёткое представление о том, что учиться никогда не поздно.


Что делать с «нехочухой»


Когда ребёнок не хочет ходить в школу, с ним нужно говорить по душам. Интересуйтесь не столько оценками, сколько общей атмосферой в классе, темами и содержанием уроков. Не пренебрегайте переживаниями близкого человека. Порой достаточно одного глупого замечания, чтобы он замкнулся и больше с вами ничем сокровенным не делился.

Если ребёнок не хочет учиться в школе, а у вас не получается выяснить причину демарша с его стороны, обратитесь за помощью к психологу. Ничего постыдного в том, что вы наведаетесь к специалисту, нет. У профессионала быстрее получится вывести ребёнка на откровенный разговор, увидеть объективную картину проблемы. В случаях, когда малышу нормально учиться мешает рассеянность внимания, повышенная возбудимость, может потребоваться консультация невролога.

Возможно вы знаете, как поступить в описанных выше случаях и что делать; а если ребенок не хочет учиться из-за конфликта с учителем? Что тогда? Такая ситуация сложнее….

Причины напряжённых отношений могут быть разными. В начальной школе они, как правило, возникают из-за неаккуратности малыша. Подростки порой осознанно противопоставляют себя учителю, чтобы самоутвердиться в коллективе. Конфликты часто возникают между творческими, растущими в свободной домашней атмосфере детьми и авторитарными педагогами. По статистике, с учителями чаще «воюют» мальчишки. Взрослые недовольны хулиганским поведением, прогулами, опозданиями и внешним видом детей.

5 шагов, которые нужно сделать родителю, в случае конфликта сына (дочери) с учителем, опишем ниже.

  • Дайте ребёнку возможность откровенно и эмоционально высказаться. Внимательно его выслушайте. Не обвиняйте и не высмеивайте. Не ругайте при нём учителя. Займите позицию арбитра, желающего во всём разобраться.

  • Вместе с ребёнком проанализируйте ситуацию. Выясните, почему случился конфликт. Решите, что делать дальше.

  • Встретьтесь с педагогом, чтобы узнать его точку зрения. В общении сохраняйте нейтралитет. О своём визите в школу обязательно уведомьте ребёнка. Если он не хочет, чтобы одноклассники видели ваш приход, посетите учителя после уроков.

  • Устройте беседу втроём. Позвольте ребёнку и педагогу в цивилизованной форме высказать претензии. Сами играйте роль посредника, предлагая компромиссные решения.

  • Если очевидно, что виноват учитель, что он продолжает провоцировать конфликт, незамедлительно обратитесь к директору школы. Если администрация заняла сторону педагога, есть смысл сменить учебное заведение. Но помните: делать это надо быстро, так как каждый день пребывания в агрессивной среде, наносит серьёзный ущерб детской психике.


Когда ваш ребенок не хочет учиться, а советы психолога не помогают, обратите внимание на следующие рекомендации по организации рабочего времени и места.

  • Желательно, чтобы у школьника была своя комната. Если такой возможности нет, выделите ученику рабочий уголок.

  • С малых лет приучайте чадо к порядку. Хаос на столе мешает сконцентрироваться, затрудняет работу.

  • Не заставляйте делать домашнее задание сразу после прихода из школы. Пусть у школьника будет 1,5–2 свободных часа отдохнуть, позаниматься любимым делом.

  • Не допускайте, чтобы малыш учился допоздна. После 7–8 часов вечера продуктивность, как правило, заметно снижается.

  • Обеспечьте сыну/дочери комфортную обстановку. Кому-то для эффективного обучения нужна тишина. Кто-то, наоборот, продуктивнее работает под любимую музыку или в компании друга.

  • Следите, чтобы школьник не переутомлялся. Приучите его через каждые полчаса занятия делать 5–10-минутные перерывы.


Нежелательно, чтобы выполнение домашнего задания занимало больше двух часов. Если так происходит, задумайтесь о методах интенсификации. Чтобы ребёнок захотел учиться, ему нужно доказать, что это интересный и необременительный процесс. Малыш плохо запоминает стих? Обращайтесь к его образному мышлению. Например, стихи про природу лучше учить во время прогулок. Ещё один способ быстро запомнить текст – придумать к нему мелодию и исполнять как песню. Изучаемые иностранные языки будут даваться легче, если по дому развесить яркие карточки со словами.

АВТОР: НАНА ЯНКОВСКАЯ