Ребусы по биологии и географии
Ответы:
-
моллюск
-
подснежник
-
кукуруза
-
организм
-
помидор
-
помидор
-
лягушка
-
лишайник
-
кобра
-
фотосинтез
-
соцветие
-
хрюшка
Викторина «Природа вокруг нас»
Вопросы викторины
■ Сильный ветер со снегом. Ответ: Метель.
■ Прибор для измерения температуры. Ответ: Термометр.
■ Какое вещество на нашей планете существует в трех состояниях? Ответ: Вода.
■ Где на Земле грибы бывают выше деревьев? Ответ: В тундре.
■ Как называется месяц весенних первоцветов? Ответ: Апрель.
■ С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? Ответ: С помощью компаса.
■ Перед какой погодой птицы перестают петь? Ответ: Перед дождем.
■ Глобус в виде книги. Ответ: Атлас.
■ Есть ли горы на Северном полюсе? Ответ: Нет. Северная полярная область Земли почти вся занята океаном, покрытым многолетним льдом.
■ Есть ли горы на Южном полюсе? Ответ: Да, там гористая суша — материк Антарктида.
■ Что означает слово Антарктида? Ответ: «Напротив Арктики».
■ В честь какого созвездия Арктика получила свое название? Ответ: В честь созвездия Большой Медведицы, в переводе с греческого языка «арктос» значит «медведь».
■ Какие названия месяцев способны стать женскими именами? Ответ: Март, май, июль, август.
■ Если на западе видна зарница, какую погоду ждать? Ответ: Зарница предсказывает грозу.
■ Если после дождя в конце дня появилась радуга, о чем это говорит? Ответ: Радуга к хорошей погоде.
■ Назовите города, которые носят названия рек. Ответ: Москва, Воронеж, Печора, Вологда.
■ Скопление золота в недрах. Ответ: Россыпи.
■ Простор меж островов на реке. Ответ: Плес.
■ Разрушение плотины паводком. Ответ: Прорывы.
■ Назовите «цветные» моря. Ответ: Черное, Красное, Желтое, Мраморное.
■ Самое глубокое озеро в мире. Ответ: Байкал, его глубина 1 637 метров (по данным 2008 г. — 1 680 м).
■ Охотится ли на пингвинов белый медведь? Ответ: Нет, эти животные живут на разных полюсах.
Викторина для школьников «Природные богатства»
Вопросы викторины
■ Как называется твердое блестящее горючее вещество, которое служит людям как топливо? Ответ: Каменный уголь.
■ Как называется рыхлое, мягкое горючее вещество, которое образуется на болотах? Ответ: Торф.
■ Какой ядовитый металл, содержится в лампах дневного света, термометрах? Ответ: Ртуть.
■ Какие три металла вошли в название веков? Ответ: Золото, медь, железо.
■ Какой металл называют автомобильным? Ответ: Железо.
■ Каким металлом покрывают консервные банки? Ответ: Оловом.
■ Какое жидкое топливо, добываемое из недр земли, в старину называли «горным маслом»? Ответ: Нефть.
■ Какое горючее вещество, называемое «невидимым топливом», является частым спутником нефти? Ответ: Газ.
■ Как газ попадает в наши дома? Ответ: По трубам из газовых месторождений.
■ Что нужно сделать, почувствовав запах газа? Ответ: Немедленно проветрить помещение, не зажигать спички, не включать и не выключать свет, вызвать по телефону службу газа 04.
■ Можно ли зажечь свет при утечке газа? Ответ: Нельзя. При включении может образоваться искра, это приведет к взрыву.
■ Какой вид топлива самый распространенный и древний? Ответ: Дрова.
■ Если бы транспорт и промышленность обслуживались только дровами, то во что бы тогда превратилась наша планета Земля? Ответ: В пустыню.
■ Чтобы наша Земля не превратилась в пустыню, что нужно для этого делать? Ответ: Беречь леса, высаживать новые деревца, создавать лесозащитные полосы и др.
Экологическая викторина «Что мы знаем о природе
Цель:
-
Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии, повысить профессиональное мастерство педагогов.
-
Создать благоприятный психологический климат в коллективе.
Ход мероприятия.
Вступительное слово ведущего.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно соприкасаются с ней. Их привлекают яркие цветы, бабочки, птицы, звери, движущиеся облака, ручейки и многое другое. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе.
Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее, воспитывать бережное отношение к ней, вызвать желание заботиться о растениях и животных – важнейшая задача каждого педагога.
В процессе ознакомления детей с природой используются разнообразные методы:
- наглядные (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, демонстрация кинофильмов);
- практические (игровой метод, труд, элементарные опыты);
- словесные (рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы).
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны беречь ее и заботиться о ней.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое отношение к ней. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие.
- Уважаемые коллеги! Сегодня в рамках нашего семинара проводится викторина «Что мы знаем о природе» для повышения экологической компетенции педагогов. Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе. Оценивать выступление команд будет жюри (представление членов жюри).
Воспитатели делятся на две команды.
Конкурс №1 «Экологическая разминка».
Каждой команде предлагается по 10 вопросов, на которые нужно быстро ответить.
Вопросы для первой команды.
-
У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
-
Наука о животных (зоология)
-
Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
-
Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
-
Трава от 99 болезней (зверобой)
-
Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (фотоохота)
-
Лесной петух (глухарь)
-
Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (не колется)
-
Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит)
-
Какое дерево самое толстое на Земле? (баобаб).
Вопросы для второй команды.
-
У какого домашнего животного зубы растут всю жизнь? (у кроликов)
-
Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (все одинаковые)
-
Какое лекарственное растение определят даже слепые? (крапива)
-
Наука о растениях (ботаника)
-
Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)
-
Какое дерево является символом России? (береза)
-
Самая маленькая птица в России (королек)
-
След какого зверя похож на след человека? (медведя)
-
У каких деревьев осенью листья красные (у клена и рябины)
-
Самое большое наземное животное (слон).
Познавательная пауза.
А знаете ли вы, что старинное предание говорит о том, что лекарственные свойства подорожника были открыты змеями.
Однажды две змеи грелись на солнце посреди дороги. Неожиданно показалась мчавшаяся повозка. Одна змея зазевалась, и колесо переехало через нее. Отправилась вторая змея на поиски целебной травы. Люди, ехавшие в повозке, увидели, что скоро она возвратилась с листом подорожника. Это и навело людей на мысль использовать растение в лекарственных целях.
Конкурс №2 «Выбери правильный вариант ответа».
Вопросы для первой команды.
1.Изучением взаимоотношений в системе «человеческое общество – природа» занимается:
-
Глобальная экология
-
Социальная экология
-
Экология человека
-
Промышленная экология
-
Инженерная экология
2.Все популяции, занимающие данную территорию – это:
-
Биосфера
-
Экосистема
-
Сообщество
-
Биодом
3.Поступление в окружающую среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, вредных для людей и животных называют:
-
Деградация
-
Выбросы
-
Нарушение
-
Загрязнение
-
Разрушение
4.Приспособление организмов к среде называют:
-
Мутация
-
Популяция
-
Конкуренция
-
Адаптация
5.«Живая оболочка» Земли, это:
-
Гидросфера
-
Литосфера
-
Атмосфера
-
Биосфера
Вопросы для второй команды.
1.В каком году произошла крупнейшая за всю историю развития человечества катастрофа на Чернобыльской АЭС?
-
1945
-
1972
-
1986
-
1983
2.Факторы, порожденные человеком и воздействие на окружающую среду, называются:
-
Физические
-
Химические
-
Антропогенные
3.Какое загрязнение вызывает вирусы?
-
Тепловое
-
Биологическое
-
Химическое
-
Физическое
4.Природные объекты и явления, которые человек использует для создания материальных благ, называют:
-
Природные ресурсы
-
Полезные ископаемые
-
Минеральное сырье
-
Материальные ресурсы
5.Слово «экология» в переводе с греческого означает:
-
Народ
-
Вид
-
Наука о доме
-
Природа
Познавательная пауза.
А знаете ли вы, что эмбрион песчаной тигровой акулы становится полноценным хищником уже в животе матери. Матки у песчаной тигровой акулы две – соответственно и эмбрионов акула вынашивает двоих за один раз. При этом уже в утробе будущий акулий детеныш начинает в полной мере следовать теории Дарвина о выживании сильнейшего. В каждой из двух маток самый крупный эмбрион поедает остальных, которые послабее. Чтобы поддерживать силы маленьких монстров, чтобы не быть съеденной самой, мать продолжает производить яйца, которые также идут в пищу молодым каннибалам.
Конкурс№3 «Угадай по пантомиме».
Педагогам предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое – либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников.
Пингвин, бобер, жираф, лиса, страус, сова, обезьяна, кошка, лягушка, медведь.
Конкурс №4 «Загадки – иллюстрации».
Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников (вниманию воспитателей предлагаются слайды картин известных художников, писавших пейзажи). Необходимо определить автора и название произведения.
-
«Рожь» Шишкин И. И.
-
«Золотая осень» Левитан И. И.
-
«Грачи прилетели» Саврасов А. К.
-
«Утро в сосновом лесу» Шишкин И. И.
-
«Девятый вал» Айвазовский И.К.
Познавательная пауза.
А знаете ли вы, что усы у кошек, помимо основной функции, помогают им определить размеры щелей, чтобы знать, можно ли туда пролезть или нет.
Кошки вылизываются не только ради гигиены. С шерсти они слизывают витамин В, который помогает им сохранять равновесие в психическом здоровье. Нарушение этого действия может привести к стрессу или гибели.
-Лось чувствует, если какое – то насекомое садиться на его рога.
-Для глубоководного ныряния крокодилы глотают камни.
Конкурс №5 «Экологический кроссворд».
Членам команд предлагается разгадать кроссворд на экологическую тематику.
Вопросы по горизонтали:
2.Топкое место, обычно со стоячей водой и зыбкой поверхностью.
3.Временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни.
5.Годичный цикл роста и развития.
6.Приспособление животных к перенесению зимнего времени года.
7.Комплекс мероприятий, направленных на сохранение того или иного вида.
8.Минеральная подкормка для растений.
11.Метод для исследования взаимоотношений в экосистемах.
12.Этаж леса.
13.Комплекс мероприятий по сбору, транспортировке и обезвреживанию отбросов.
Вопросы по вертикали:
1.Комплекс мелких, взвешенных в воде организмов.
2.Состояние защищенности природной среды и жизненно – важных интересов человека.
4.Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания.
9.Животный мир.
10.Совокупность всех водных ресурсов Земли.
Познавательная пауза.
А знаете ли вы, что черепахи могут плакать. Так они избавляются от песчинок, что попадают в глаза. Морские черепахи еще и понимают язык дельфинов, благодаря звуковым сигналам которых они узнают о возможной опасности на побережье.
-Все змеи имеют возможность спать подряд три года, при этом, не употребляя абсолютно ничего в пищу.
-Молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и часто отдыхают на ветвях.
Конкурс №6 «Творческий».
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее и последнее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее прочитать.
Пословицы:
1.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
2.Яблоко от яблони недалеко падает.
3.Готовь сани летом, а телегу зимой.
4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Подведение итогов.
На этом наша викторина заканчивается, надеюсь, что она была для вас интересной и полезной. Желаю вам успехов в работе по формированию у наших детей экологической культуры.