В жизни каждого человека есть человек, который является путеводной звездой. И, в первую очередь, это учителя и наставники. Они и есть моя формула успеха. | Слайд 1 |
В раннем детстве близкие заметили мои склонности (на шахматном поле выпадают фотографии бабушки, папы, дедушки Сергея), направив к тому, чтоб их развивать. Отгадав загадку, вы узнаете, о чем речь: КОРОЛЬ С КОРОЛЕВОЙ ЖИВУТ БЕЗ КОРОН, ЛАДЬЯ БЕЗ ВЕСЕЛ, БЕЗ ХОБОТА СЛОН, КОНЬ БЕЗ КОПЫТ, СЕДЛА И УЗДЕЧКИ, А РЯДОМ НЕ ЧЕЛОВЕЧКИ. Это игра в… (ответ зала) | Слайд 2 |
Совершенно верно, интеллектуальная игра шахматы стала моим глубоким хобби. Уже в начальной школе мой первый учитель направляет меня, помогает сформировать школьную команду по игре в шахматы, которая завоевала много турнирных побед. Мои классные руководители поддерживают выбранное направление. А затем педагог дополнительного образования, повышая мотивацию к дальнейшему обучению, вдохновляет на активное участие в шахматных турнирах. | Слайд 3 |
Благодаря моим педагогам и наставникам, в феврале 2025 года я стал лучшим шахматистом Володарского муниципального округа. | Слайд 4 |
Как гласит легенда, шахматы зародились в Индии, где в давние времена правителем был вспыльчивый и самовлюбленный Баграм, который без конца воевал со своими соседями. В результате Индия была близка к разорению. Однажды один из мудрецов предложил Баграму сыграть в изобретенную им игру «шахматы». Каждый из двух соперников в этой игре имел свою армию, напоминающую реальное войско того времени. Выигрывал тот, кто был мудрее и дальновидней. Игра так понравилась правителю, что велел всем придворным научиться игре. | Слайд 5 |
А мудреца за изобретение решил наградить. «Мне нужно совсем немного зерен, будет достаточно, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, а на каждую следующую в 2 раза больше, чем на предыдущую. И отдашь их мне», - попросил в награду мудрец. Баграм самоуверенно пообещал мешок пшеницы. Но, когда лучшие ученые сосчитали необходимое количество зерен, их изумлению не было предела - это огромное количество – больше, чем песчинок в пустыне Сахара! Мудрец проучил за самоуверенность. Правитель продолжил играть в шахматы, наладил отношения с соседями, а воевал теперь только на шахматной доске. | Слайд 6 |
– Скажите, уважаемые зрители, что развивает игра в шахматы? (Ответы зрителей) Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. – Обратите внимание на число, изображенное на экране 318 979 564 000 (по щелчку) – Как вы думаете, что оно может обозначать? (Ответы) – На самом деле это возможные комбинации первых четырех ходов в шахматах. И возможных вариантов выбора жизненного пути у каждого человека множество, в зависимости от того, кто кем хочет стать. | Слайд 7 |
Например, я хочу в будущем стать инженером, а сейчас занимаюсь шахматами, люблю историю и географию, физически развиваюсь в волейболе и военно-патриотическом клубе «Витязь». | Слайд 8 |
Обращаясь к аудитории: А сейчас я предлагаю поиграть вам. ЗАДАНИЕ 1 «Шахматный диктант» Давайте начнем знакомство с игрой с шахматного диктанта. Для этого мне понадобится 2 человека (выходят 2 человека и садятся на стулья, у них планшеты с маркерами и мини изображение шахматной доски, распечатанное на цветном принтере) – Перед вами мини шахматная доска и маркеры. Вы знаете, что у каждого поля на шахматной доске есть свой адрес, он обозначается буквой и цифрой. Я буду называть адрес поля, вы отмечаете поле точкой и соединять последовательно точки между собой. – Поставьте точку на поле с адресом С1 – Проведите линию к полю с адресом F1 – Поднимитесь на поле с адресом F4 – Проведите линию к полю с адресом С4 – Вернитесь на поле с адресом С1 – Поставьте маркер на поле С4 – Проведите линию к полю с адресом В4 – Проведите линию к полю с адресом D6 – Проведите линию к полю с адресом E6 – Опуститесь на поле с адресом G4 – Проведите линию к полю с адресом F4 – Наш диктант окончен. Посмотрите на доску. Что у вас получилось? (Дом по щелчку) – Спасибо за то, что поиграли со мной, присаживайтесь. Используя данную игру, мы решаем задачу закрепления знаний о шахматной доске. | Слайд 9 |
ЗАДАНИЕ 2. А сейчас мы с вами поиграем и вспомним начальное положение шахматных фигур на доске: (помощники с двух сторон ставят на верхнюю ступеньку сцены большие школьные шахматные фигуры, которые называются в стихе ниже) В каждом отряде – ты сам погляди – Оба угла занимают ладьи. Рядом с ладьями кони видны, Рядом с конями встали слоны. Кто ж посредине? Ферзь с королем – Самые главные в войске своем. Чтобы не путать, какие поля Тут для ферзя и для короля, Нужно запомнить одну из примет: Ферзь выбирает свой собственный цвет – Белый на белом квадрате стоит, Черному черный удачи сулит. Есть свой квадрат у любого ферзя, Путать ферзей с королями нельзя! (помощники начинают выставлять пешки на ступень ниже выставленных фигур) А перед всеми – ладьей и конем, Перед слоном, королем и ферзем – Пешки-малышки стали стеной, Им начинать этот сказочный бой. | Слайд 10 |
ЗАДАНИЕ 3. Вкратце расскажу вам, что ладья на шахматном поле ходит по прямой на любое расстояние, конь – буквой г в обе стороны, а слон – по диагонали. Обратите внимание на экран – на шахматном поле появляются следы – какая фигура могла бы их «оставить»? (на шахматном поле по щелчку по очереди выплывают следы, имитирующие ход ладьи, коня, слона) | Слайд 11,12,13 |
Благодарю помощников. И в завершении отмечу, что мотивация освоения шахмат будет нашим маяком и целью, направляющей к успешному обучению по всем предметам. Я поделился с вами своей формулой успеха: Умение создавать планы и осуществлять их на шахматной доске – качество, ценное не только в шахматах, но и в жизни. | Слайд 14 |
Благодарю за внимание! | Слайд 15 |