СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речь ребёнка 3-го года жизни (род. собрание)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание

Просмотр содержимого документа
«Речь ребёнка 3-го года жизни (род. собрание)»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР- д/с № 10 «Звёздочка»









Родительское собрание

«Речь ребёнка 3-го года жизни»



Учитель-логопед

Дерибина С.В.















Невель 2014 год

Речь ребёнка 3-го года жизни.

План.

1. Речь – высшая психическая функция.

2. Условия развития речи.

3. Особенности становления и развития речи ребёнка 1-го, 2-го и 3-го года жизни.

Речь – высшая психическая функция, которая является главным способом общения, способом накопления и передачи информации, средством мышления.

Речь человека не врождённая способность. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс. Появление и развитие речи зависит от многих факторов: в частности, от состояния и развития высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления) и, главное, от развития тех участков коры головного мозга, которые непосредственно отвечают за речь. Это 4 центра, 4 зоны в коре головного мозга, совместная работа которых обеспечивает процесс формирования речи.

Первый центр – слуховой, центр Вернике. Он расположен в левом полушарии коры головного мозга и обеспечивает возможность слышать речь.

Второй – центр понимания. Находится в теменной части, обеспечивает понимание смысла речи.

Третий – двигательный, центр Брока, расположен в лобной части, обеспечивает возможность говорить.

Четвёртый – зрительный, расположен в затылочной части, обеспечивает процессы формирования и понимания письменной речи.

Если у ребёнка происходит недоразвитие или нарушение работы какого-то из этих центров, то соответственно нарушается процесс становления речи, который классифицируется как задержка речевого развития ЗРР.

Специалисты также установили, что к нарушению нормального развития речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания родителей и иногда даже ранний перевод ребёнка на искусственное вскармливание, частые ссоры родителей или злоупотребление их алкоголем.

Ну, и ещё один из главных факторов. Не забывайте, что речь ребёнка развивается только в речевой среде и по подражанию, поэтому огромную роль в её формировании играет непосредственно родительское речевое общение с ребёнком, где будет звучать чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь без слов-паразитов.

Мы выяснили значение речи, как высшей психической функции, условия её развития, а далее рассмотрим этапы формирования речи в первые три года жизни ребёнка. Первый год считается подготовительным к овладению речью. С трёх месяцев появляется гуление. Это тренируется речевой аппарат к произношению звуков. С 5-го месяца появляется лепет, комплексы звуковых сочетаний. На улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого произносит какие-то звуки. Ребёнок улавливает интонацию взрослого, соответственно реагирует на неё: улыбается, перебирает ножками, кряхтит, что-то лопочет; кричит, когда взрослый сердится. Время появления осознанных слов у разных детей различно: одни начинают говорить в 8-9 месяцев, другие в 1 год 2 месяца, а некоторые ещё позднее.

В 1 год ребёнок должен произносить около 10 облегчённых слов и знать названия до 200 предметов; на слова «Где мишка?» - повернуть к нему голову, а на просьбу «Дай руку» - протянуть руку.

Второй год жизни ребёнка значительно пополняет словарный запас (к концу года в активе 100-300 слов), играет решающее значение в овладении фразовой речью. Ребёнок начинает пользоваться предложениями из двух слов: «Мама би-би», «Киса ам-ам», «Дай ту-ту» и др. В 2,5 года ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные «большой», «высокий», «красивый», «горячий». На третьим году жизни увеличивается словарный запас до 500 слов. Это самый активный год познания жизни. Возрастает понимание ребёнком речи окружающих. Он понимает простые вопросы «Где мама?», «Где книжка?», «Куда положил зайку?», «Где сидит кошка?» и т.д. Постоянно обращается к взрослым с вопросами «Что это?», «Зачем?», «Куда?», «Когда?». Ребёнок пользуется фразой, хотя она ещё далеко не совершенна. Ещё одно достижение ребёнка третьего года жизни: он способен воспринимать простые, небольшие по объёму сказки, заучивать двустрочные стишки, а иногда и четверостишья. Но… Пересказать даже самую короткую сказку ребёнок ещё не способен, он может договаривать отдельные слова или группы слов. При многократном и постоянном повторении хорошо запоминает стихи.

О звуках. Произносительная сторона речи пока недостаточно сформирована. Отсутствие большого количества звуков делает речь детей не совсем чистой и понятной. В данном возрасте ещё затруднительно ребёнку пользоваться своим голосовым аппаратом, например, они не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого, когда это требуется, или, наоборот, не кричать, говорить тихо в другой ситуации (при подготовке ко сну, или во время приёма пищи).

Дети правильно произносят гласные: а, о, у, и (иногда ы, э), согласные: м,п, б,т,д,н,в,ф,к,г,х; йотированные: й,я,ю,ё,е. Звук ц отсутствует. Звуки л, р, рь заменяются на ль. Может наблюдаться замена твёрдых свистящих и шипящих на сь, зь: санки – «сянки, зайка – «зяйка», шапка – «сяпка», жук – «зюк» и т.д.

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В игре он уже сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами, играет и разговаривает, оречевляет свою игру.

Развивается активная речь ребёнка, а так как на данном этапе она подражательна, и дети в первую очередь подражают самым дорогим людям – маме и папе, то они очень быстро «выдадут» культуру речи своих родителей.

Уважаемые родители! Ваша речь должна быть образцом общеупотребительной речи для детей: чёткой, неторопливой, грамотной. Нельзя подражать ребёнку в его дефектном произношении, нужно поправлять ребёнка, давать ему образец произношения.

И ещё просьба. Учитывая дефицит времени родительского внимания и общения с детьми, последние пристрастились к общению с компьютером, благо с ним можно «общаться», нажиманием кнопок и произношением только некоторых восклицательных междометий. Это не формирует речь ребёнка, а чаще всего засоряет или уродует. Если можно, измените ситуацию. В домашних условиях пусть Ваш ребёнок больше общается живым звучащим словом с Вами, рассказывает Вам о событиях своего дня, читает Вам стихи (хотя бы по книге А.Барто), а Вы помогайте ему, вместе пересказывайте короткие сказки, сочиняйте небылицы, загадки, двустрочные стихи с договариванием последнего слова, играйте со звуками.

Пусть эти минуты общения с ребёнком принесут обоюдно и Вам и детям радость жизни и явятся залогом прекрасной языковой способности Вашего ребёнка!

Успехов Вам и Вашим детям!





Использованная литература:

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: Просвящение, 1973

  2. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М.: Просвящение, 1982








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!