Речь учителя
как основа здоровьесберегающей деятельности школы
Вопросы сохранения здоровья школьников по-прежнему остаются в центре внимания педагогической и родительской общественности. В Концепции модернизации российского образования сохранение здоровья учащихся объявлено одной из приоритетных задач повышения качества образования. Сегодня нет такого образовательного учреждения, где бы не решались вопросы здоровьесбережения субъектов учебно-воспитательного процесса: создаются центры охраны здоровья, проводятся мероприятия по повышению двигательной активности учащихся, оборудуются спортивные залы, психологические центры и т.д. За столь грандиозными преобразованиями вне поля зрения большинства коллег остается самое действенное здоровьесберегающее средство – речь учителя. В течение одиннадцати лет обучения ребенок ежедневно в течение 6 – 8 – 12 часов слышит речь учителя, и качество ее, безусловно, влияет на становление личности ученика, его мировоззрения, на его здоровье.
Рассмотрим некоторые общие положения, касающиеся речи учителя.
Речь учителя - основа профессионального общения. Назначение профессионального общения учителя – передача опыта. Речь учителя – непременное условие для развития мотивации учащихся к учебной деятельности, обеспечения творческого характера учебной деятельности, управления социально-психологическими процессами, гармоничного становления личности учащегося, создания положительного эмоционального климата обучения, сохранения духовно-нравственного, психологического здоровья учащихся.
Хорошая речь учителя – необходимая часть ремесла, образец для подражания, своеобразное наглядное пособие.
Педагогическая риторика сегодня предлагает учителю рекомендации по совершенствованию речи, определяет требования к речи учителя, важнейшие из которых - точность передачи научной информации при любой степени ее адаптации в учебных целях; коммуникативная компетенция учителя, его умение ориентироваться в ситуации общения («чувство адресата» – умение предвосхитить его реакцию как на стадии подготовки занятия, так и на стадии учебного общения); понимание нормативной функции педагогического общения.
На всех этапах урока и во внеурочное время учащиеся должны слышать из уст учителя речь правильную, точную, выразительную, богатую, уместную – это важнейшие коммуникативные качества речи. Пренебрежительное отношение учителя к коммуникативным качествам речи создает дискомфорт образовательного пространства. Вопросы влияния некачественной учительской речи на психологическое состояние, мотивацию к учебе и здоровье учащихся изучались на примере речи учителей-предметников МОУ СОШ № 70. В качестве средней (полной) школы МОУ СОШ № 70 только формируется, с первого дня формирования образовательного пространства школы вопрос о терминологически грамотной, правильной, точной, выразительной, богатой и уместной речи был поставлен в центр самообразовательной деятельности учителя. Регулярно проводились и проводятся семинары по педагогической риторике, вопросы совершенствования учительской речи постоянно отслеживаются через анкетирование детей, педагогов; данные анкет анализируются, обобщаются и становятся основой дальнейшей работы в данном направлении.
Обратимся к важнейшим коммуникативным качествам речи: как пренебрежительное отношение к ним влияет на состояние здоровья наших учеников?
Правильная речь – это речь, в которой соблюдаются все нормы современного литературного языка.
Норма литературного языка – это закрепившийся, общепринятый в языковом коллективе вариант произношения, грамматики и словоупотребления.
Понятие нормы включает правила: ударения, произношения, образования слов и их грамматических форм, сочетаемости слов и объединения их в словосочетания и предложения, написания слов и постановки знаков препинания, употребление слов и устойчивых словосочетаний.
Норма утверждается и поддерживается языковой практикой культурных людей.
Норма бывает обязательная (один вариант: квартал) и вариативная (два варианта: автозоводский и автозаводской).
Если нормы литературного языка в речи учителя нарушены:
ученик отвлекается от содержания, смысла речи (17%)
нарастает раздражение из-за неправильного произношения слов или из-за нестандартно выстроенной фразы (23%)
возникает (вслух или про себя) вопрос: почему учитель так сказал? (12%)
нарастает несогласие с учителем (7%)
дискомфорт (ухудшение эмоционального состояния, микростресс) – 19%.
Очевидно, что качество восприятия и усвоения учебного материала учеником при этом снижается, и образовательная деятельность учителя не оправдывает своего назначения.
Точная речь – речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
Если говорящий плохо знает действительность (предмет речи), то он исказит ее, и его речь не будет точной.
Знание предмета речи (обозначаемой реальной действительности) – условие экстралингвистическое, т.е. лежит за пределами языка, но оно обязательно.
В
речи учителя важно соблюдать точность фактическую и точность в выборе слова, точность в выборе единственно правильного расположения слов в предложении. Незнание излагаемого материала учителем, неумение выбрать единственно необходимое в данном контексте слово, необходимую здесь конструкцию приводит к сбивчивой, путаной речи, к обвинениям учащихся в плохой дисциплине, которая вызвана предшествующей некачественной речью учителя. Результаты анкет:
Если учитель на уроке допускает неточности в речи (фактические ошибки, неточное словоупотребление, неточные синтаксические конструкции), то я:
начинаю отвлекаться от урока (47%)
нервничаю (21%)
стыдно за учителя (12%)
мне становится смешно (6%)
жалко учителя (14%)
Как видим, по причине некачественной речи учителя урок остановился.
Выразительная речь – это такая речь, свойства, особенности, структура которой вызывают и поддерживают интерес слушателей. Виды выразительности: произносительна, яакцентологическая, лексическая, словообразовательная, м
орфологическая, синтаксическая, интонационная, стилистическая
В
ыразительно все, что задевает внимание, все необычное, неожиданное, то, что выделяется на привычном общем речевом фоне. Речь может быть выразительной только при соблюдении следующих условий: если общение носит творческий характер, если говорящий неравнодушен к тому, о чем он говорит, и к тем, для кого он говорит; если говорящий хорошо знает язык, его стилистические ресурсы и выразительные возможности. Невозможно требовать от всех учителей знания тропов, риторических фигур, но в основе деятельности настоящего учителя – неравнодушие к теме и тем, для кого он говорит. Материалы анкет:
Если учитель во время своей речи равнодушен к тому, о чем он говорит, то я:
Если учитель во время своей речи неравнодушен к тому, о чем он говорит, то я:
Таким образом, от выразительности речи учителя зависит включенность ребенка в урок.
Чистая речь – это такая речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов. Такими чуждыми элементами являются слова-сорняки (ну, значит, значить, вот, так, так сказать, как бы), вульгаризмы, диалектизмы (чё?), жаргонизмы (клево, лох), неоправдвнное употребление заимствованных слов.
Иногда учителя обращаются к такому «речевому мусору» не потому, что не умеют говорить правильно, а для «сближения» с миром подростков. Думается, это ложный путь к авторитету, ибо в этом случае речь учителя перестает быть образцом, а учитель перестает быть хранителем родного языка и родной культуры. Как относятся дети к ситуации, когда учитель с позиций правильной речи спускается на уровень дворового жаргона?
Материалы анкет:
Если вы слышите в речи учителя просторечные, диалектные, жаргонные слова, слова-сорняки, вульгаризмы – каково ваше отношение к этой ситуации?
думаю, зачем он это делает (6%)
мне неприятно (18%)
учит нас говорить правильно, а сам(а)… - 9%
стыдно за учителя (14%)
трудно понимать материал (37%)
клево! (3%)
мне все равно (13%)
«Речевой мусор» не несет смысловой нагрузки; ученик «продирается» сквозь «речевой мусор» учителя к смыслу, устает, выходит на эмоционально-психологическом уровне из урока.
Богатая речь – это такая речь, в которой используется все богатство языка.
Богатство речи каждого человека – отражение его умения использовать богатство языка: лексическое (редкое использование слов, не несущих коммуникативного намерения); семантическое (использование многозначности слов, обновление словесных связей – появление новых оттенков значений); синтаксическое (использование многозначности синтаксических структур).
Богатство речи учителя – исключительное качество, доступное далеко не всем педагогам; согласно данным анкет, с точки зрения учащихся лишь 42% учителей, работающих с ними, отличаются богатством речи.
Уместная речь – это такая речь, в которой языковые средства выбираются в соответствии с целями высказывания и адекватны условиям ситуации общения.
Чтобы речь была уместной, важно учитывать следующие условия: тему сообщения, цель сообщения, особенности аудитории. Вопрос об уместности речи актуален ежедневно в образовательном пространстве школы, ибо именно уместная речь учителя воспитывает у детей чувство такта, деликатность. Что мешает порой речи учителя быть уместной? Учитель не учитывает психологического состояния учащихся в данный момент, своеобразие стиля жизни того или иного ученического коллектива, уровень развития и отдельного ребенка, и классного коллектива. Есть одно правило, позволяющее речи учителя быть всегда уместной: соответствие коммуникативным качествам речи (см. выше).
До сих пор мы говорили о профессиональной речи учителя (объясняющей, передающей опыт, знания, информацию; призывающей, агитирующей и т.д.). Но как много порой на уроке и во внеурочном общении зависит от реплик учителя по тому или иному поводу! Занимаясь совершенствованием речи учителя, мы обратились и к этой стороне речевой культуры педагога.
Вашему вниманию предлагаются конкретные ситуации на уроках и реплики учителей по их поводу – материалы взяты из ученических анкет (см. Таблицы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). Каждая таблица состоит из 2-х колонок: в первой помещены реплики учителя, вызывающие позитивное отношение учеников, сохраняющие духовное и психическое здоровье участников образовательного процесса; во второй колонке приведены высказывания, которые до сих пор (не смотря на теоретически усвоенные педагогами принципы гуманно-личностного обучения) встречаются в школьном пространстве и разрушают здоровье личности как ученика, так и учителя:
Обращение к ученику (к ученикам):
Таблица 1.
+ | – |
Друзья мои, прекрасен наш союз! | Китайская нация! |
Друзья мои! | Наглецы! |
Дорогие товарищи! | Ты балбес! |
Козырный! | Тунеядцы! Тунеядец! |
Молодец! | Коровы! |
Дорогие друзья! | Идиот! |
Дорогие ребята! | Поганец! |
Молодец! Умница! | Позор класса, тупица! |
Товарищ Манукян! | Стадо баранов! |
Молодой человек! | Бараны! |
Господа! | Тупоголовый! |
Уважаемые! | Тупые! |
Ребята! | Тупица! |
Коллеги по учебному процессу! | Пень березовый! |
Солнышки! | Ну ты тупость! |
Ребятки! | Сброд! |
Солнышко ясное! | Племянники! |
Дорогие дети! | Нахалка! |
Сорочья долина! | Балаболки! |
Оценка поступка, ситуации:
Таблица 2.
+ | – |
Здорово! | Ля-ля-ля-тополя! |
Никакой тямки нет! | Да-да-да! |
М-м-м-м… | И это клево. |
Тяма работает! | Я выражаю вам свое презренье! |
Ну что, призовая игра? | Ты че? |
Докатились – списать не у кого! | Ты тупой или как? |
Мое ангельское терпение скоро кончится. | Умник нашелся! |
Прекрасно! | Законсервировались на уровне 1 класса. |
Хорошо! | У тебя в голове 0,0. |
Гениально! | Че, опять свой бюст вывалила? |
| Смотришь в книгу, видишь фигу. |
| Это не дети, это ужас! |
| Пардон! |
| Вас не было – не воняло. |
| Опять выпендриваешься! |
| Опять ржешь! |
| Не умничай! |
| В мозгах паутина… |
| Дурдом какой-то. |
| Это – для особо одаренных… |
| Я в осадке. |
| Как собачка хвостиком виляешь… |
| Тошно смотреть… |
| Цирк уехал, клоуны остались |
| Что ты стучишь, как медведь-музыкант? |
| Что ты стучишь, как медведь-барабанщик? |
| Неужели это непонятно? |
| Вы что, совсем с ума сошли? |
Просьба выйти, расставание:
Таблица 3.
+ | – |
Счастливо! | Пошли быстро отсюда! |
Отдыхайте! | Вон отсюда! |
Гудбайте! | Уматывай! |
Желаю удачи! | Пошел вон! |
До встречи! | Вон отсюда! |
Счастливого дня! | Убирайся! Убирайтесь! |
Хорошего настроения! | Иди домой, вяжи носки на зиму. |
Призыв к тишине в классе:
Таблица 4.
+ | – |
Тишины хочу, тишины… | Помолчи! |
Я помолчу. | Умолкни! |
Я жду тишины! | Молчи, пока с тобой не заговорили! |
Помолчите, пожалуйста! | Заткнись! |
| Не стукай! |
| А рты закрыли! |
| Тихо! |
| Рот закрой! |
Замечания, советы по разным поводам, привлечение внимания:
Таблица 5.
+ | – |
Прими витамин «Р» (ремень). | Перестань жеваться! |
Обратите внимание… | Убрали свои телефоны! |
| Что вы руки скрестили? Что вы там поддерживаете? |
| Выйти – нельзя, памперсы с собою носи. |
| Эй вы, в танке! |
| Я тебя не на танцы зову! |
| Подними свой тощий зад! |
| Стери с доски! |
| Отставить! |
| Подбери свои лохмы! |
Учительские истины:
Таблица 6.
+ | – |
Я специально говорю неправильно, чтобы вы исправили меня. | Труд облагораживает человека. |
Электорончики – это такие туристы с рюкзачками, которые носят свои заряды, не снимая. | Списывать нехорошо! |
Незнание химии – первый шаг к распутству! | Я работаю с теми, кто понимает, кто не понимает – их проблемы. |
Жизнь долгая, мы все успеем! | |
Что утомляет на уроке:
Таблица 7.
I | Слова-паразиты в речи учителя: |
| Так… (после каждого слова) Вот! (после каждого слова) Так вот… (после каждого слова) |
II | Интонация: |
| а) монотонная б) нудная в) веселая (не к месту) г) злая д) ироничная (со злостью) |
III | Многословие: |
| а) долгота речи учителя б) разговор не по теме в) долгая и нудная речь г) лишнее философствование д) философски скучно все говорит и говорит е) как бы медленная речь ж) расплывчатость |
IV | Оскорбления: |
| а) словами б) мимикой в) жестами г) интонацией д) произнесение матерных слов в адрес ученика без звука, губами |
Изучение материалов, представленных в таблицах, приводит к мысли о том, что наши ученики обучаются одновременно в двух образовательных учреждениях: первое из них – современная школа, основанная на принципах гуманно-личностного образования (прекрасное здоровьесберегающее пространство!); второе – школа, не имеющая сегодня права называться школой, ибо живет по законам авторитета, жестокости и пошлости – в этих условиях разговор о здоровьесбережении кажется наивным и ненужным.
Каждый учитель – носитель речевого пространства, создающего мир личности ученика: осознание этого факта – исток совершенствования речевой культуры педагога, а значит – исток сохранения здоровья, исток повышения качества образования.
Приложение 1.
Пожелания учителям:
(из анкет учащихся)
Быть спокойными и уважать учеников.
Быть благожелательными.
Иногда надо думать, не обижаете ли вы учеников своей речью.
Убавьте тембр голоса!
Будьте более сдержанны!
Будьте внимательнее к сказанному!
Сначала подумайте, прежде чем сказать!
Прочитайте словарь!
Давайте материал не только по учебнику!
Не оскорбляйте!
Не грубите!
Фильтруйте речь!
Научитесь правильно говорить, а потом учите нас.
Сохраняйте спокойствие!
Следите за речью!
Уважительно разговаривать с учениками!
Хотелось бы доброжелательности!
Быть вежливее.
Понятнее объяснять.
Старайтесь сдерживать свои эмоции.
Мне дела нет до их речи.
Побольше юмора!
Меня все устраивает.
Быть более четкими.
Без терминов!
Быть помягче в своих высказываниях.
Старайтесь, чтобы речь не была однообразной.
Сдерживайте раздражение.
Не опускаться до уровня плохих учеников.
Поменьше нервничать.
Быть понимающими.
Поменьше орать на учеников.
Любите учеников своих как самих себя любите.
Говорите мягче.
Быть корректными.
Дело не в речи, дело в педагогичности – оскорбления мы запоминаем надолго.
Быть терпимее.
Будьте оптимистами, радуйтесь жизни.
Будьте уважительнее к ученикам – ведь у нас наступает взаимность.
Некоторым учителям говорить погромче, а другим – потише.
Нужно чаще улыбаться, шутить, рассказывать интересно, увлеченно, чтобы ученики не спали на уроках.
Будьте добры к нам, не загружайте уроками.
Побольше шуток.
Поменьше философской речи не по теме.