СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая готовность к школе. На что обратить внимание родителям будущих первоклассников.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевая готовность к школе. На что обратить внимание родителям будущих первоклассников.

Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность к школе. На что обратить внимание родителям будущих первоклассников.»

Речевая  готовность к школе Шарафисламова Юлия Рафиковна учитель-логопед  МБОУ «СКОШ»

Речевая готовность к школе

Шарафисламова Юлия Рафиковна

учитель-логопед

МБОУ «СКОШ»

Готовность к школе - Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Когда говорят о

Готовность к школе -

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:  Правильное произношение всех звуков Умение различать звуки речи на слух Владение навыками звукового анализа и синтеза Словарный запас Сформированность грамматического строя речи Связную речь Мелкую моторику рук

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

  • Правильное произношение всех звуков
  • Умение различать звуки речи на слух
  • Владение навыками звукового анализа и синтеза
  • Словарный запас
  • Сформированность грамматического строя речи
  • Связную речь
  • Мелкую моторику рук
 Звукопроизношение и фонематический слух:  в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Звукопроизношение и фонематический слух:

в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Владение навыками звукового анализа и синтеза: умение выделять звук на фоне слова; слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим; называть слова с заданным звуком; уметь составлять слова из звуков;

Владение навыками звукового анализа и синтеза:

  • умение выделять звук на фоне слова;
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
  • называть слова с заданным звуком;
  • уметь составлять слова из звуков;
Слоговая структура слова Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Слоговая структура слова

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Словарный запас  К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)  В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные),

понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

Сформированность грамматического строя речи: Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Сформированность грамматического строя речи:

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Чтобы определить состояние грамматического строя речи, поиграйте с ребенком в следующие игры один – много » (стол – столы, лиса – лисы, яблоко – яблоки); «большой – маленький» ( стул – стульчик, чашка – чашечка); попросите ребенка посчитать предметы: 1 стол,2 стола, 3 стола,4 стола, 5 столов; «чего не стало» ( кукла – нет куклы, машина – нет машины); «игра в прятки» (употребление предлогов). Котик прячется за шкафом, котик вышел из-за шкафа и т. д. «Чей хвост? Чья нора?» у лисы – хвост лисий, у белки – беличий, у мышки норка – мышиная, у барсука – барсучья и т.п.

Чтобы определить состояние грамматического строя речи, поиграйте с ребенком в следующие игры

  • один – много » (стол – столы, лиса – лисы, яблоко – яблоки);
  • «большой – маленький» ( стул – стульчик, чашка – чашечка);
  • попросите ребенка посчитать предметы: 1 стол,2 стола, 3 стола,4 стола, 5 столов;
  • «чего не стало» ( кукла – нет куклы, машина – нет машины);
  • «игра в прятки» (употребление предлогов). Котик прячется за шкафом, котик вышел из-за шкафа и т. д.
  • «Чей хвост? Чья нора?» у лисы – хвост лисий, у белки – беличий, у мышки норка – мышиная, у барсука – барсучья и т.п.
Связная речь  К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки составлять рассказ по картинке составлять рассказ по серии картин отвечать на вопросы по тексту При пересказе (рассказе) обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота и точность использования слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь

  • пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
  • составлять рассказ по картинке
  • составлять рассказ по серии картин
  • отвечать на вопросы по тексту

При пересказе (рассказе) обращается внимание

  • на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
  • на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
  • на лексику (полнота и точность использования слов),
  • на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Мелкая моторика рук Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

Мелкая моторика рук

Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!