СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая карта неговорящего ребенка

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная карта позволит оценить уровень развития речи ребенка на начальном этапе обследования, а в дальнейшем отследить динамику развития речи и коммуникативные способности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Речевая карта неговорящего ребенка»

Р Е Ч Е В А Я К А Р Т А

(неговорящего ребенка)



(ФИО ребёнка)


Дата поступления:


Дата рождения:


Домашний адрес:



Данные о ходе речевого развития


Состояние слуха


Состояние зрения


Проявление заикания



1.ИЗУЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОММУНИКАЦИИ


Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен)


Проявление способности к подражанию:

- «Делай, как я» (показ, отриц, жесты и др.)


- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка»




2.ИЗУЧЕНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ


Наличие реакции на голос (громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА


Различение на слух звучаний 2-3 музыкальных инструментов


Различение на слух звукоподражаний




3.ИЗУЧЕНИЕ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

1.Состояние общей моторики:

(походка – уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линии; прыжки на одной, двух ногах)



точность движений


переключение


координация



2.Состояние ручной моторики:

Пробы:

1.Повторить последовательность позы: кулачок – крыша – лодочка – коза – кружок – очки.

2.Чередование по две позы: кулак/ладонь, ладони/лодочка, очки/кулак.

3.Выполнение шнуровки.

точность движений


переключение


темп



3.Состояние мимической мускулатуры:

Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, ассиметричное, носогубная складка)


Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»), нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)



(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу не удерживает; выполняет самостоятельно)




4.ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА


1.Строение артикуляционного аппарата:

губы


мышечный тонус губ


зубы


язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки)



5.ИЗУЧЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ


1.Состояние речевой деятельности

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции

кряхтение


причмокивание


повизгивание


хныканье


радостные возгласы


смех


плач


крик


Возможности произнесения слов

лепет


звукоподражания


аморфные слова


отдельные слова


сохранность слоговой структуры


смех


Возможности произнесения фраз (характер произнесения)

сопряженный, отраженный, произвольный;

структура фразы, наличие аграмматизмов



Возможности произнесения и дифференциации отдельных звуков

(звукопроизношение)

а

о

у

ы

и

э

я

ю

е

ё












м

мь

н

нь

п

пь

б

бь

в

вь

ф

фь

т

ть

д

дь

к

кь




















г

гь

х

хь

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

й




















(дифференциация звуков)

а-

о

о-

у

и-

ы

а-

э

м-мь

м-

н

н-

нь

п-

пь

б-

бь

п-

б

пь-

бь

в-

вь

ф-

фь

в-

ф
















д-

дь

т-

ть

т-

д

ть-

дь

к-

кь

г-

гь

х-

хь

т-

к

д-

т

с-

сь

з-

зь

с-

з

сь-

зь

л-

ль

ль-

й

















Звуко-слоговая структура слов

Посуда


Матрёшка



6. ИЗУЧЕНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ


Словарный запас

1. Состояние номинативного словаря

Соотнесение собственного имени с личностью

(знает своё имя, отзывается на него)


Соотнесение предметов с их названием

- покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол


- покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)


- покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)


- покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)


Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)

- покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.


Понимание слов обобщающего характера

- покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)



- покажи …

«игрушки»


«овощи»


«фрукты»


«обувь»


«мебель»


«домашние животные»


«дикие животные»


«насекомые»


«птицы»


«профессии»


«транспорт»


«цветы»


«бытовые приборы»


«грибы»


«растения»



2. Состояние предикативного словаря

(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)

- покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)



(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)

- покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)




3. Состояние атрибутивного словаря

Понимание названий признаков предметов

- покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом)



- покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)


- покажи где красный (желтый, синий) мячик?



7. ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ


Понимание форм единственного и множественного числа имени 

существительного

- где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)


Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения

- положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)


Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

- покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)


Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)

- возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку



8.ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ


1.Составление рассказа по картинкам:





2.Пересказ текста:




3.Чтение:



4.Письмо:




9.ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ


1. Мышление:

Складывание пирамидки


Выделение 4-лишнего



2. Счёт:

Прямой механический счёт:

Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)


Называние цифр



3. Оптико-пространственный гнозис:

Различение понятий верх/низ, справа/слева, впереди/сзади



4. Оптико-пространственный праксис:

Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей


Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек)



ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:





ЛОГОПЕД: _________________________________________/______________________/


























































1.ИЗУЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОММУНИКАЦИИ

Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен)_______________________

__________________________________________________________________________________
Проявление способности к подражанию:

- «Делай, как я» (показ, отриц, жесты и др.)_____________________________________________
__________________________________________________________________________________
- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка»_____________________
___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________


2.ИЗУЧЕНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ


Наличие реакции на голос (громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА)__________
__________________________________________________________________________________
Различение на слух звучаний 2-3 музыкальных инструментов_____________________________
__________________________________________________________________________________

Различение на слух звукоподражаний__________________________________________________

__________________________________________________________________________________


3.ИЗУЧЕНИЕ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ
1.Состояние общей моторики:

(походка – уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линии; прыжки на одной, двух ногах)___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

точность движений


переключение


координация


2.Состояние ручной моторики:

Пробы:

1.Повторить последовательность позы: кулачок – крыша – лодочка – коза – кружок – очки.

2.Чередование по две позы: кулак/ладонь, ладони/лодочка, очки/кулак.

3.Выполнение шнуровки.

точность движений


переключение


темп


3.Состояние мимической мускулатуры:

Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, ассиметричное, носогубная складка)______
__________________________________________________________________________________

Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»), нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу не удерживает; выполняет самостоятельно)____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

1.Строение артикуляционного аппарата:

Губы _____________________ мышечный тонус губ______________________________
Зубы______________________________________________________________________

Язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _____________
___________________________________________________________________________


5.ИЗУЧЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

1.Состояние речевой деятельности

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции

кряхтение


причмокивание


повизгивание


хныканье


радостные возгласы


смех


плач


крик


Возможности произнесения слов

лепет


звукоподражания


аморфные слова


отдельные слова


сохранность слоговой структуры


смех


Возможности произнесения фраз (характер произнесения)

(сопряженный, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов)________________

__________________________________________________________________________________________


Возможности произнесения и дифференциации отдельных звуков

(звукопроизношение)

а

о

у

ы

и

э

я

ю

е

ё












м

мь

н

нь

п

пь

б

бь

в

вь

ф

фь

т

ть

д

дь

к

кь




















г

гь

х

хь

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

й




















(дифференциация звуков)

а-

о

о-

у

и-

ы

а-

э

м-мь

м-

н

н-

нь

п-

пь

б-

бь

п-

б

пь-

бь

в-

вь

ф-

фь

в-

ф
















д-

дь

т-

ть

т-

д

ть-

дь

к-

кь

г-

гь

х-

хь

т-

к

д-

т

с-

сь

з-

зь

с-

з

сь-

зь

л-

ль

ль-

й

















Звуко-слоговая структура слов

Посуда


Матрёшка



6. ИЗУЧЕНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Словарный запас

1. Состояние номинативного словаря

Соотнесение собственного имени с личностью

(знает своё имя, отзывается на него)

___________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их названием

- покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол

___________________________________________________________________________

- покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)

___________________________________________________________________________

- покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)

___________________________________________________________________________

- покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)

___________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)

- покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.

____________________________________________________________________________

Понимание слов обобщающего характера

- покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- покажи («игрушки», «овощи», «фрукты», «обувь», «мебель», «домашних животных», «диких животных», «насекомых», «птиц», «профессии», «транспорт», «цветы», «бытовые приборы» и др.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

2. Состояние предикативного словаря

(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)

- покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)

- покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Состояние атрибутивного словаря

Понимание названий признаков предметов

- покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ___________________________________________________________________________

- покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) ___________________________________________________________________________

- покажи где красный (желтый, синий) мячик?

___________________________________________________________________________

7. ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Понимание форм единственного и множественного числа имени 

существительного

- где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)

___________________________________________________________________________

Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения

- положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)

___________________________________________________________________________

Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

- покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ___________________________________________________________________________

Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)

- возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку

___________________________________________________________________________


8.ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

1.Составление рассказа по картинкам:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Пересказ текста:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Чтение:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Письмо:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9.ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

1. Мышление:

Складывание пирамидки _____________________________________________________

Выделение 4-лишнего ________________________________________________________

2. Счёт:

Прямой механический счёт:

Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)

___________________________________________________________________________

Называние цифр __________________________________________________

3. Оптико-пространственный гнозис:

Различение понятий верх/низ, справа/слева, впереди/сзади________________________

___________________________________________________________________________


4. Оптико-пространственный праксис:

Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей ____________________________

___________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек)__________________________

___________________________________________________________________________


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЛОГОПЕД: _________________________________________/______________________/