СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевой негативизм

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время количество неговорящих детей 2–3-летнего возраста заметно увеличилось. Причины этому самые разные. Дети-молчуны предпочитают общаться знаками, либо вообще игнорировать детей  и взрослых. У родителей этих детей возникают сомнения по поводу отсутствия речи у ребенка.  Одни родители обращаются к специалистам, что очень правильно. Другие же прислушиваются к мнению родственников и знакомых, которые советуют не паниковать, а подождать, когда ребенок сам выговорится...

Просмотр содержимого документа
«Речевой негативизм»

Консультация для родителей

«Речевой негативизм»

Учитель-логопед:

Орленко Н.А.

В последнее время количество неговорящих детей 2–3-летнего возраста заметно увеличилось. Причины этому самые разные. Дети-молчуны предпочитают общаться знаками, либо вообще игнорировать детей и взрослых. У родителей этих детей возникают сомнения по поводу отсутствия речи у ребенка. Одни родители обращаются к специалистам, что очень правильно. Другие же прислушиваются к мнению родственников и знакомых, которые советуют не паниковать, а подождать, когда ребенок сам выговорится.

Часто речевой негативизм встречается, если у детей тревожные родители. Они настойчиво и постоянно просят неговорящего ребенка повторять за ними слова: «Скажи...», «Повтори...». Этим они только усугубят ситуацию — ребенок вообще может отказаться говорить. Он будет молчать, показывать пальцем или мычать. Ребенок откажется от общения, станет замкнутым, а поведение будет агрессивным.

Как бороться с негативизмом?

Через игру необходимо вызвать у ребенка желание общаться с взрослыми. Например. Возьмите любимую игрушку ребенка (зайчика, машинку, куклу, мишку, собачку) и начинайте выполнять действия с игрушкой возле малыша. «Это наш мишка идет к Арине: топ-топ - топ. Как идет наш мишка?» На свой вопрос отвечайте сами: «Топ-топ-топ». «Кто идет к Арише?» И снова дайте ответ сами, не требуя ничего от ребенка: «Мишка». «Как идет мишка?». И ваш ответ: «Топ-топ-топ». «Где у мишки глазки?». Указывая пальцем на глаза, говорим: «Вот глазки у мишки. Глазки». Такую же манипуляцию проводим с ушками, ротиком, лапками и т. д. Не стоит ожидать сразу первых слов от малыша — ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Топ-топ», «Мяу-мяу», «Ав-ав». ... Ребенок может заинтересованно следить за вашими действиями, но только следить. Попыток повторить слова, которые проговаривает мама, на начальном этапе может вообще не быть. И когда через некоторое время малыш робко, негромко произнесет «ав-ав» или «би-би», похвалите его, порадуйтесь! Ведь это маленькая победа, ваша и вашего ребенка! Контакт установлен, желание общаться и говорить появилось.

Когда ребенок будет произносить отдельные слова уже более уверенно, следует переходить к следующему этапу — стимулировать имитацию речи взрослого. Что для этого необходимо? Отбираем простые по слоговому составу слова (на начальном этапе достаточно 5–10 слов). Например: кубик, мяч, дом... Продолжаем все так же играть с предметами и говорим: «Дай мячик. Что это? Мячик. » И делаем паузу. Если малыш не ответил, то повторяем вместо него: «Мя-чик». «Мячик какой? Маленький. Какой мячик?» «Маленький» и т. д. Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка вступить в диалог.

Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией (губами, языком). Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте «оречевлять» любые действия свои и ребенка. Таким же способом разговаривайте с малышом во время умывания, еды, на прогулке. «Мы идем гулять, спать, пить, есть...» Главное, чтобы ребенок не догадывался, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи — общение должно происходить непринужденно, естественно.

В ходе  игр следует избегать таких слов, как: «Повтори ...!», «Скажи ...!». Через какое-то время (обычно через пару дней) ребенок сам начнет повторять за вами слоги, а затем слова, отвечать на вопросы, так что запаситесь терпением.

Очень важно, чтобы ваш ребенок чаще слышал от вас похвальные слова: «Молодец!», «Умница!», «Как здорово!». Хвалим ребенка не только словами, но и объятиями, можно еще и поцелуями. Чем больше ребенок слышит похвалы, чем теснее у него контакт с вами, тем больше он раскрывается и старается.

Следующий этап в развитии речи ребенка — стимуляция потребности в общении. Для этого необходимо задавать малышу вопросы: «Что ты принес?», «Где зайчик?», «Что у тебя в руках?». Затем ставьте малыша перед выбором: «Что тебе дать: большой или маленький мячик?», «Что ты хочешь: играть или слушать сказку?». Такие вопросы не только побуждают дать ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации.

Запомните, играя с ребенком, используйте только те слова, которые ребенок уже знает и неоднократно повторял. Не используйте в своей речи слова: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так...», «Следи за собой!».

И всегда помните о цели — избавить ребенка от речевого негативизма, а впоследствии — добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность и делал это с удовольствием.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!