СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевой проект "Экопластика как средство развития мелкой моторики рук младших школьников с ЗПР"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие мелкой моторики у младших школьников с ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Речевой проект "Экопластика как средство развития мелкой моторики рук младших школьников с ЗПР"»

Речевой проект.


Тема: Экопластика как средство развития мелкой моторики рук младших школьников с ЗПР.



Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые

питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше

мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский


Актуальность

Речевое обследование обучающихся в начальной школе в 2023 году (сентябрь) показало недостаточно сформированные навыки мелкой моторики. 60% детей пишут неразборчиво, первоклассники не могут в прописи долго писать буквы (35%),навыки самостоятельности в самообслуживании на недостаточном уровне ( 70%),неловкая координация движений у младших школьников с ЗПР – 75%.

От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. 

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.

Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального и речевого развития, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за моторику, тесно переплетаются с речевым и мыслительным центрами, соответственно влияют на обучение в начальной школе.

Таким образом , в 1А ,3А,4 А классе мы с обучающимися и их родителями спроектировали занятия для совместной тренировки пальцев и руки в целом.



Цель : Создание условий для развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста посредством экопластики.


Задачи:

1. Развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость

рук, ритмичность.

2.Сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений.

3.Формировать положительные эмоции.

4.Привлечь родителей к реализации проекта.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

Объект исследования: мелкая моторика рук



Предмет исследования: влияние экопластики на развитие мелкой моторики рук.


По срокам: 1 год ( 2023-2024уч.год),долгосрочный.

По видам деятельности: практико-ориентированный.

Участники : ученики начальной школы,1 А,3А,4А класс,учитель-логопед.

Партнёры : Партнерами по реализации проекта являются родители. Они являются активными его участниками .

Материал : плоды, семена растений ,которые произрастают на территории города Лесного и его окрестностей, а также семена экзотических фруктов ( приобретены в магазинах города в качестве еды).



Описание проекта.

Мы живём на Урале. Наш край богат в разные периоды своими природными дарами. На территории нашей школы растут деревья и кустарники ,которые после цветения дают много семян. Яблоня, сирень, клён, черёмуха. Деревья стоят осенью с разнообразием листьев. Дети на продлёнке собирают природный материал с воспитателями. Мы его сушим ,готовим к работе.

Поэтому условия для нашего проекта самые оптимальные.

Экопластика - это вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. (И.А.Лыкова)

Природный материал способствует развитию мелкой моторики,

формированию и развитию пространственных и количественных

отношений, знакомству со свойствами природных материалов,

развитию памяти, мышлению и речи.

Работая по данной темой, мы искала нашли эффективные и

рациональные методы и приемы реализации пректа. Мы решили обратиться к природе.

Работая с природным материалом, ребенок приобщается к миру

прекрасного: учится быть рачительным хозяином родной природы,

оберегать любое растение от бессмысленного уничтожения.

Данный материал всегда доступен, не требует больших финансовых

затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.


Этапы работы по проекту.

Подготовительный

1.Изучение методической литературы по данному вопросу;

2.Изучение взглядов ведущих психологов и педагогов;

3.Определение видов деятельности, наиболее эффективных для развития мелкой моторики рук;

4.Создание предметно-развивающей среды (насыщение его наглядным, практическим материалом);

5.Обследование детей.

6.Выявление компетентности родителей по данной проблеме.

7.Разработка перспективного плана для работы с детьми, родителями, воспитателями.

8.Составление картотеки игр для развития мелкой моторики.

9.Подбор наглядно-информационного и консультативного материала для родителей.

Диагностический

  • Диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики каждого на момент обследования;

  • Анкетирование родителей в компетентности по данной теме.

Реализация проекта: основной – 1.09.2023 – 31.05.2024


1.Реализация перспективного плана для работы с детьми, родителями, воспитателями.

2.Создание предметно-развивающей среды в классах, изготовление поделок из природных материалов методом экопластика, проведение логопедических разминок с природным материалом.

3.Подбор и оформление наглядно-информационного и консультативного материала для родителей.

4.Оформление выставок.


План проекта разработан в соответствии с планом школьных дел, календарными праздниками.


Оборудование: природный материал, клей, салфетки, клеёнки, пластилин.


Для достижения желаемого результата возникла необходимость

сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

- совместная деятельность учителя-логопеда с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.



Примерный план работы с природным материалом.



1 класс, 3класс, 4 класс


Месяц

Тема

Поделка

Природный материал

Участники

сентябрь

Осенняя ярмарка

Разные модели из овощей и фруктов

Овощи и фрукты, семена подсолнуха

Дети1,3,4 класса,, родители, педагоги начальной школы

октябрь

Бабушка рядышком с дедушкой

Сюрпризы для пожилых людей

Косточки, крупа

Дети 4 класса и логопед

ноябрь

День мамы,

День рождения Деда Мороза

Макет «Я люблю тебя, мама!»

Подарок Деду Морозу

Сосновые шишки,

веточки


Дети 1,3,4 класса, родители, педагоги, логопед

начальной школы

декабрь

Новый год

Открытки-шутки

Крылатки(семена клёна), семена хурмы.

Логопед, дети 1,3,4 класса

январь

Парик для Домового

Игрушка ,заготовка - раскраска

Хвоя лиственницы

Дети 1,3,4 класса, логопед

февраль

День Защитника Отечества

Фигурки военной техники

Сосновые иголки, крупа

Дети4 класса , родители, логопед

март

Вестники весны

Картина «Перелётные птицы»

Гречневая крупа, мука, манка

Дети, логопед

апрель

Звенит капель

Подснежники

Тыквенные семечки

Дети, логопед

май

День Победы

Букет победы

Сухие листья

Дети ,логопед


Примерные упражнения с природным материалом .


месяц

материал

действия

результат

сентябрь

крылатки

Сдуваем с руки и с других предметов

воздушная струя

октябрь

Косточки от разных плодов

Сжимаем в кулак, держим между пальцами

Координация и сила рук

ноябрь

Греций орех, сосновая шишка, семечко персика

Катаем на ладони по кругу, вперёд-назад

Мелкая моторика,

чувствительность пальцев

декабрь

Веточки от разных деревьев

Катаем между ладонями, перебираем от тонкой к толстой закрытыми глазами

Тактильные ощущения пальцев

январь

Арбузные семена, семена подсолнуха

Упражнение «Золушка» : отделяем смешанные семена

Зрительное восприятие, тактильные ощущения

февраль

Семена хурмы, бобы

Выкладывание дорожек

Тактильные ощущения

март

Камни

Картина «Портрет мамы», «Мой отпуск»

Подвижность пальцев

апрель

Косточки от абрикосов, гречиха, рис

Удерживание семян между пальцами рук,

Спрятать в кулак

Развитие силы ,координации пальцев

май

песок

Пересыпание песка в разные ёмкости. Рисуем пальцами на песке, пересыпаем из рук в руки.

Координация движений


Таким образом, мы постарались подобрать максимально эффективные упражнения для развития мелкой моторики с использованием природного материала.

Природный материал для развития мелкой моторики используем для

массажа рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную

систему, повышает тонус, эластичность и сократительную

способность мышц. Вместе с тем этот же массаж рук действует

успокаивающим образом. Оказывается, на этом свойстве был основан

обычай, принятый ещё в Древнем Китае задолго до появления чёток, -

перебирать в руках грецкие орехи.

Работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребенка.

Оказавшись под воздействием тепла и влаги, человеческого тела

семя растения способно производить мощный энергетический выброс,

имеющий лечебный эффект. Гречишные зёрна универсальный

инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамиду. А любая

пирамидальная форма обладает способностью концентрировать

энергию особенно сильно и направленно её передавать. Поэтому

зёрна гречихи оказывают положительное воздействие на

оздоровление организма.


Если специально тренировать мелкие движения

кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Упражнения и массаж с природными материалами обучающиеся делают на каждом логопедическом занятии.


Результат проекта: тематические выставки( «Осенняя ярмарка»), игровой театр(«Домовёнок и его друзья»), игрушки-подарки( павлин).




Вывод.


Таким образом, при создании достаточных условий для работы с природным материалом


1.Дети усовершенствовали координацию и точность движений руки и глаза, гибкость

рук, ритмичность.

2.Сформировали навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений.

3.У обучающихся сформировались положительные эмоции.

4. Родители приняли активное участие.

5. Мы убедились, что метод экопластики содействует нормализации речевой функции. При обыгрывании своих поделок дети активно использовали свой словарный запас и словесный опыт.