Дистанционная консультация для родителей
Речевые игры для детей раннего возраста
Составитель: учитель-логопед Якупова А.Ф.
С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи.
Речь становится средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.
Все это и определяет основные задачи речевых игр.
Развивать речь как средство общения.
Формировать интерес к активному взаимодействию со взрослыми и другими детьми.
Тематика игр может быть самая разнообразная. У игры должны быть сюжет, содержание, продуманы способы взаимодействия со взрослым, которые не должны препятствовать развитию активности и самостоятельности детей. Детские игры с предметами должны быть разнообразными, и в идеале переходить в самостоятельные.
При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2 - 3 лет уже довольно много знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).
Дети с возрастом начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («что?», «кто?», «какой?») и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др. Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Кстати, вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»). Этому надо учить детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и так далее.
Речевые развивающие игры для детей.
Поручения и вопросы.
Попросите малыша принести игрушку, или газету, или тапочки. После того, как он выполнит поручение, спросите: «Что ты принес?», «Куда положил?», «Что у тебя в руках?», «Где ты взял?»
Обучение названиям действий.
В процессе показа способов действий с предметами и игрушками также задавайте вопросы: «Что ты делаешь?», «Что ты будешь делать?»
Рассматривание картинок.
Почаще рассматривайте картины, картинки, иллюстрации. Вместе описывайте их, называйте, что и кто там нарисован. Но помните – чем меньше дети, тем более крупными должны быть предметы и объекты на картине.
Экскурсия по квартире.
Переходите от одного предмета в квартире (это может быть и мебель) к другому и беседуйте. Например: «Где диван? Сядем на диван. Покажи, где окно. Давай подойдем к окну».
Экскурсия на прогулке.
Метод экскурсий можно использовать и на прогулке. Там ребенок будет знакомиться со значением других слов (скамейка, куст, песок, дерево и т.д.).
Принеси и назови.
Набор игрушек раскладывается на столе. Попросите малыша принести ту или иную игрушку. Приучите его показывать игрушку и называть ее.
Позови.
Ребенок, подражая взрослому, должен сказать то или иное слово, чтобы вызвать какое-нибудь интересное для него действие. (Машенька, позови собачку, скажи: «Иди, иди ко мне»). Также можно выставить несколько игрушек, предложить позвать понравившуюся. Можно заменить игрушки картинками, слово «иди» — словом «дай».
Искусственное непонимание ребенка.
Сделайте вид, что не понимаете, о чем говорит малыш. Он показывает на игрушку, предмет, просительно смотрит на Вас и Вы хорошо знаете, что ему нужно, но попробуйте дать не ту игрушку или скажите: «Я не понимаю, что тебе нужно: киску, куклу?».
Распространение предложения.
Продолжайте и дополняйте все сказанное ребенком, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он слышит Вас. Он скажет: «Суп». А Вы добавите: «Овощной суп, он очень вкусный. Суп кушают ложечкой». Это является подготовкой ребенка к фразовой речи.
Самое главное — общение должно быть непосредственным и занимательным. Таким, чтобы ребенок и не заметил, что его обучают.