СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Речевые разминки как средство совершенствования техники чтения и обогащения речи школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка (разминка). Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.

Просмотр содержимого документа
«"Речевые разминки как средство совершенствования техники чтения и обогащения речи школьников"»

Консультация

Речевые разминки как средство совершенствования техники чтения и обогащения речи школьников

Подготовила: учитель-логопед

Истерина Наталья Павловна

высшей квалификационной категории

МАОУ «Школа № 7», г. Березники, Пермский край


Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава.

            Нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, и самое главное - осознание читаемого текста. Вместо «Мишина машина» ученик читает «мыши на машине», что приводит к непониманию прочитанного.

            Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка (разминка). Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.

        Цель речевой разминки:

привить учащимся определенную культуру пользования речевым аппаратом, и воспитать у учеников чувство ответственности за произносительную сторону речи.

Упражнения по технике речи необходимы практически всем ученикам: одним они помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.

Задачи речевой разминки:

  • совершенствование четкости произношения;

  • развитие дикции, правильного дыхания;

  • установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов («что вижу, то и читаю»);

  • дифференциация сходных единиц чтения (сходных звуков по артикуляции);

  • накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения;

  • слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова;

  • совершенствование произносительных навыков, так как прочтение слогов предполагает четкость их артикулирования.

Кроме этого, речевые разминки помогают преодолевать младшим школьникам неуверенность в своих возможностях. Замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более расковано, свободно. Регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены.


Речевая разминка включает в себя несколько этапов:

Первый этап речевой разминки  дыхательные упражнения («Подышим, подышим...»), так как правильное речевое дыхание – основа речи. Этот этап разминки решает следующие задачи: научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха); выработать умение делать правильный вдох (носом); научить «увеличивать объем легких» за счет правильно распределенного воздуха; развивать умение правильно выдыхать.


Примеры упражнений:

Делаем вдох носом и произносим на выдохе.

  •   Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании.

  •  «Посчитаем Егорок» (не делать ни вдоха, ни добора воздуха).

«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и считать Егорок.

  •  «Транспорт»: поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ; ... – постепенно наращиваем темп.

  •  «Посчитайте от 1 до 10» с постепенным увеличением (замедлением) темпа.

  • «Ножницы» – указательный и средний пальцы рук превратились в ножницы. Звук «чик».


Второй этап речевой разминки – это артикуляционные упражнения («Разомнем язычок»), цель которых «разогреть» мышцы языка, щек, губ, что обеспечит им наибольшую подвижность при говорении. Примеры артикуляционных упражнений Вам подскажем школьный логопед. В литературе для родителей Вы тоже можете найти различные артикуляционные комплексы.


На третьем этапе речевой разминки, его иногда называют «Не запутайся в звуках!», нужно продемонстрировать смыслоразличительную функцию четкого артикулирования звуков, добиваться отчетливого произнесения похожих по звуковому составу слов или групп слов, уметь слышать артикуляционные недочеты в своей и чужой речи.


            Виды упражнений, используемые на III этапе речевой зарядки:

  1. Дифференциация сходных слогов и слов:

            ла – ра                          ма – мя            дом - том

            ло – ро            мо – ме           Дима - Тима

            лу – ру             му – мю          кадушка – катушка


  1. Чтение слогов по подобию:

            а          о          у

            ма        мо       му

            са        со        су

            ла        ло        лу


            Предлагая эти упражнения, мы обращаем внимание детей на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, то есть положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.


  1. Чтение слов по подобию:

            сом                 Маша              шапка

            лом                 Даша              лапка

            ком                 Паша              папка

            В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.


  1. Чтение слогов и слов с подготовкой:

            о – то – сто – стол                с – то – сто – ит

            у – ту – сту – стул                с – та – ста – ли

            а – ра – вра – враг                с – ня – сня – ли

            Прочитывая данные строки, ученик повторяет весь процесс образования слова путем наращивания букв в слогах.


  1. Чтение слов, отличающихся одной – двумя буквами или порядком их расположения:

            кто – кот        следы – слезы           мука – муха               лыжи – ложись


  1. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:

            лес – лесок                            шел – пошел

            трава – травка                       нырял – нырнул

            решила – решала                  увидел – увиделся


  1. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:

            прошел                      увял

            проделал                    увел

            просмотрел                увез


            Выполнение упражнений №5, 6, 7 предупреждает ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл. Предварительное чтение слов текста, имеющих буквенное сходство, приучает детей внимательно вглядываться в слово, прочитывать правильно.


На четвертом этапе, в литературе можно встретить название «Не сломай язык», работаем над произнесением разных сочетаний звуков; демонстрируем образцы четкого проговаривания чистоговорок и скороговорок в любом темпе. Начинаем работу с коротких легких текстов.

Главная задача: научить отчетливо, произносить каждый звук, обращать внимание на работу губ, положение языка, правильное дыхание.


           Чтение скороговорок, двустиший:

            Был у бабушки баран

            Бил он бойко в барабан.


Ученик учил уроки

У него в чернилах щеки.


Дятел на дубу сидит

И в дубу дупло долбит.

И другие.


            Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляций.

Параллельно с отработкой правильности чтения слов речевая разминка может способствовать накоплению словарного запаса, уточнению значений малознакомых и редко встречающихся слов.