СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Редкие растения Самойловского района

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены итоги проектной работы "Редкие растения Самойловского района", где рассказывается об охраняемых растениях.

Просмотр содержимого документа
«Редкие растения Самойловского района»

9


Филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа с. Каменка

Самойловского района Саратовской области» в селе Еловатка




«Редкие растения

Самойловского района»


Номинация: «Сохранение видов

Красной книги и мест их обитания»



Авторы проекта:

Антонов Сергей

Белокур Ульяна

Давиденко Ксения

Давиденко Дарья

Заика Всеволод

Сериков Максим

Трифонов Кирилл

Фисенко Егор



Руководитель:

учитель начальных классов Мазур Галина Викторовна

с. Еловатка

2020 год


У нас у всех есть одна мать

по имени природа,

и мы должны как мать беречь ее.

Краткая аннотация проекта «Редкие растения Самойловского района»

В ходе проекта применяется исследовательский метод. В процессе работы над проектом у обучающихся 3 класса формируются понятия о разнообразии растений родного края, их жизни, приспособленности к условиям окружающей среды и быстрого исчезновения. В процессе поиска ответов на проблемные и учебные вопросы ученики осваивают методы исследования, учатся классифицировать, прогнозировать, учатся сетевому общению в Интернете, пользуются электронными медиа-ресурсами, делают выборку полученной информации, знакомятся с особенностями проектной методики обучения.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Какие редкие растения обитают в нашей местности?

Проблемные вопросы

Почему растения исчезают?

Какие растения уникальны для нашей местности?

Какие виды защиты характерны для жизни растений родного края?

Учебные вопросы и задания:

Приведите примеры растений родного края.

1.Какие из них внесены в Красную книгу Саратовской области?

2.Какую роль ты отводишь в охране растений Самойловского района?

3. Какие способы сохранения растений ты бы предложил для одноклассников

I этап. Определяется группа учащихся, роли каждого участника

II этап Выбор растений, экологический анализ

II этап. Средствами Microsoft Office создаётся презентация «Охраняемые растения Самойловского района».

Задачи проекта:

• Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, с использованием различных источников.

• Провести социологический опрос.

• Провести анализ экологической проблемы.

• Научить учащихся обмениваться информацией, умению изложить свою тему и развить её, умению выразить свою точку зрения и обосновать её.

• Научить учащихся работать в группах по теме проекта.

• Овладеть методом прогнозирования.

• Сформировать мнение о бережном отношении к родному краю, к окружающей среде.

• Развить чувство ответственности за порученное дело.

• Научить школьников использованию информационных технологий и освоить современные инструменты и способы сетевого общения и взаимодействия

Для работы над проектом была организована группа учащихся.

Задания для учащихся:

1. Выяснить, какие растения Самойловского района занесены в Красную книгу Саратовской области.

2. Изучить экологические особенности видов растений, подверженных угрозе исчезновения.

3. Провести анализ причин вымирания видов.

4. Разработать практические меры по сохранению видов растений.

Полна чудес могучая природа

Дары свои обильно рассыпая,

Причудливо она играет.

Так писал великий русский драматург А.Н. Островский в своей пьесе-сказке «Снегурочка» 139 лет назад. Прошли годы. Чудеса природы потускнели рядом с рукотворными чудесами, они стали таиться от глаз людей. Ведь люди – это первая опасность для природы. В нашем районе проживает 22,5 тысяч жителей. Если половина их них сорвет хотя бы по одному цветку, подумайте сами, какая огромная рана появится на теле нашей Земли. Каждый человек должен помнить, что исчезновение любого растения – невосполнимая утрата для природы. Растения, грибы, лишайники, животные нуждаются в бережном отношении, в нашей охране

Для того, чтобы черных ран на планете было меньше, мы и решили провести работу по проекту «Редкие растения Самойловского района».

В области растет около 1700 видов высших растений, многие из которых встречаются на территории Самойловского района. Однако некоторые растения находятся на грани исчезновения.

На помощь растениям пришла Красная книга. Создание Красной книги

Саратовской области вызвано ухудшением состояния окружающей природной среды, исчезновением некоторых видов растений.

Первая Красная книга нашей страны была создана в 1978 г, второе издание в 1984г.

Красная книга Саратовской области, изданная в 1996 году включает 244 вида редких растений. У всех этих видов растений запрещаются сбор цветков, соцветий, плодов, побегов и корней. Издание преследует познавательные и воспитательные цели: чтобы защитить природу, нужно знать, какую ценность

представляет исчезающий вид.

Выпуск 2 издания областной Красной книги в декабре 2006г. – знаменательный этап в охране местной живой природы.

И зучив Красную книгу Саратовской области, мы увидели, что

в ней не говорится о Самойловском районе. Только в статье

о дрофе есть упоминание о наших местах. Жизнь растений нашего района в ней не отражена. Значит, Самойловский район не изучен создателями областной Красной книги. И мы решили создать свою, районную Красную книгу. Задача созданной нами Красной книги Самойловского района заключается в том, чтобы выявить находящиеся в опасности виды, определить, что мешает им произрастать и развиваться, и разработать необходимые мероприятия по охране растений нашего края. И начали мы с растений.

Работа над проектом предполагала не только изучение растительного мира Самойловского района, но и изучение экологических проблем, а также своей роли в защите растений от вымирания.

Из растений Красной книги Саратовской области, растущих в Самойловском районе мы выбрали для изучения колокольчик персиколистный, брандушку разноцветную, зорьку обыкновенную, рябчик русский, пролеску сибирскую, кувшинку белоснежную, кубышку желтую, пион тонколистный, адонис весенний и другие редкие растения. Они пока еще встречаются вокруг нашего села Еловатка, но ежегодно страдают от весенних и осенних палов, от вытаптывания и от неумеренного сбора букетов односельчанами.

Работу по розыску, охране и одомашниванию редких растений мы ведем уже третий год. Мы обошли окрестности села, побывали на лугах у реки Терсы, в лесу за рекой. Удалось даже сфотографировать воронцы на Волчьей поляне.

В апреле, едва сойдет снег, на опушках леса появляются нежно-розовые цветы брандушки разноцветной.



Выгоревший луг. Здесь раньше встречалась брандушка.

Ч

Свалка на лесной поляне

уть позже загораются на лесных полянах синими огоньками цветы пролески сибирской, которые неправильно называют "подснежниками". Поляны эти часто посещаются местными жителями и становятся местами так называемого «культурного отдыха» и некультурных свалок.










Пролески на лесной поляне


Всходы пролески на пришкольном участке

Пролески у школы















На лугах у реки Терсы гордо поднимает свои головки рябчик русский, и луг становится удивительно красивым.

Но ежегодно там пасут овец, коз, коров. Они вытаптывают и выедают всю растительность, и рябчиков становится все меньше и меньше. На майские праздники на луга устремляются все жители села, и каждый стремится сорвать букет из красных колокольчиков (так в Еловатке называют рябчик русский).

А когда приходит пора майских вечерних зорь, на затененных полянах появляется царство необыкновенных цветов. На стройных стебельках развешаны крохотные колокольчики чистейшей ювелирной работы. Таинственным волшебным светом озарены они изнутри. Каждый цветок, словно вспышка белого огня. Упругие листья бережно хранят его в своих зеленых ладонях. Это ландыши.

В нашем районе нуждаются в охране и обыкновенные валериана русская и зверобой продырявленный.

Сбор их для лечебных целей привел к тому, что зверобой и валериана стали редко встречаться в прежних местах произрастания.


Валериана, маун, кошачий корень – давно известное людям лекарственное растение. Но в нашем районе оно встречается очень редко. Так как лечебным сырьем является корень, растения при сборе выкапывают, они после этого, конечно, погибают.

У зверобоя целебна цветущая часть. При сборе ее обрывают, растение не дает семена и не размножается, а восстановить заросли только вегетативным образом не успевает, ведь людям ничего не стоит выдергать зверобой с корнем.

На территории района есть только одно место, где встречается воронец – пион тонколистный. Это Волчья балка около села Хрущевка. Об этом чудесном месте знает весь район, и каждую весну люди обрывают эти замечательные яркие цветы. В Красной книге области нет упоминания об этом участке распространения пиона. Только там встречается и ветреница дубравная.


Пион-воронец давно привлекал внимание местных жителей.

Его можно встретить в цветнике почти каждого двора. Но, несмотря на это, весной в Волчьей балке обрывают много цветов. Еще пионы сильно пострадали от прошлогоднего весеннего пала, устроенного фермерами.


У же не встретишь в лесу яркого красивого растения зорьки обыкновенной. Она осталась только в палисадниках жителей села, как и спаржа-холодок. Они растут почти в каждом дворе, куда их перенесли из леса много лет назад, а в диком состоянии не встречаются.


Н а лугах вокруг села и в старом колхозном саду растут несколько видов колокольчиков. Каждый, кто пройдет по лугу, старается сорвать самый красивый из них. Сейчас на лугах встречаются только единичные растения колокольчиков трех видов.




В результате обмеления и загрязнения реки Терсы, главной реки района, на которой стоит наше село, в ней стало трудно встретить кувшинку белоснежную, Реже стала встречаться и кубышка желтая. В местах, доступных людям, их продолжают обрывать, несмотря на то, что эти цветы быстро погибают вне реки.



Все названные растения нуждаются в защите человека. Их безжалостно уничтожают. Чтобы как-то помочь сохранить редкие и красивые виды лесных и луговых растений, восстановить их численность, мы посадили на пришкольном участке ландыши, и теперь целая поляна их каждую весну радует нас своей красотой.

Т ак же мы перенесли на школьную территорию рябчик русский. 2 года мы ждали, когда он зацветет, и вот в прошлом году, наконец-то, цветы закачали своими головками, радуя нас всех.

Д вор школы украшают и ландыши, и пролески, и хохлатки, и желтые тюльпаны – «петушки». Прекрасно в нем чувствуют себя луговое растение кровохлебка лекарственная и купена душистая – лесное растение.

Мы охотно делимся посадочным материалом с односельчанами, ведем разъяснительную работу с младшеклассниками, чтобы они не рвали редкие и раннецветущие растения. Мы ежегодно выпускаем листовки, в которых пишем « Люди! Не трогайте, не рвите ландыши! Без этих белых огней темнее станет в лесу. В вашей душе. И, может быть, в целом мире», «Не губите первоцветы. Станет пусто на Земле без их красоты!» и расклеиваем их по селу.

Итоги изучения редких растений Самойловского района мы оформили в таблице, подготовили презентацию «Красная книга Самойловского района» и буклеты о редких растениях.


Редкие растения Самойловского района

Название растений

Биологические особенности

Место обитания

Меры по охране

1.

К олокольчик персиколистный

Травянистый многолетник. Стебель прямой, соцветие кисть, венчик ярко-голубой, плод коробочка. Размножается семенами. Цветет в июне- июле. Теневынослив

Лесные полянки, опушки

Запрет сбора растений.

2.

Зорька обыкновенная

Многолетник с прикорневой розеткой листьев. Цветки обоеполые, крупные, лепестки ярко- красные. Цветет в июне, июле.

Лесные полянки

Запрет сбора соцветий

3

Брандушка разноцветная

Травянистое растение 5-10 см. высотой. Цветки розовые, плод коробочка, цветет в конце марта, в апреле

Растет на целинных участках, возле кустарников

Запрещение распашки местообитаний

4

Рябчик русский

Луковичное многолетнее растение. Цветки крупные, поникающие. Околоцветник колокольчатый, лилово-пурпурный, внутри пестрый. Цветет в мае.

Заливные луга

Запрет сбора на букеты

5

Пролеска сибирская

Травянистый луковичный многолетник Соцветие кисть, околоцветник синий. Цветет в апреле

В дубравах и кустарниках

Запрет сбора растений

6

К увшинка белая


Корневищный многолетник. Цветоносы поднимаются над поверхность воды, белые. Цветет в июне – августе.

На всем протяжении Терсы

Запрет сбора растений

7

П ион тонколистный


Корневищный многолетник. Цветки до 8 см., ярко- красные. Цветет в мае.

Волчья балка около Хрущевки

Запрет сбора цветов

8

А донис весенний


Травянистый многолетник, цветки крупные, желтые. Цветет в апреле, мае.

Лекарственное растение.

На опушках и полянах леса

Запрет сбора


Валериана лекарственная


Многолетник, цветки мелкие, белые или розоватые, собраны в метелки. Цветет в мае, июне. Лекарственное растение.

В сырых местах,

на опушках и полянах леса

Запрет сбора


Д евясил высокий

Травянистый многолетник, цветки крупные, желтые. Цветет с июня по сентябрь.

Лекарственное растение

В сырых местах по долинам ручьев и рек

В лесах, оврагах.

Ограничение сбора.

В результате работы над проектом мы изучили справочную литературу, составили биологическую характеристику растений и условий их обитания, выяснили состояние растений в нашем лесу, поле, на лугу. Мы выявили, какие неблагоприятные факторы влияют на их численность, предложили меры, которые могут сохранить численность этих растений, научились самостоятельно искать информацию в Интернете, создали презентацию «Редкие растения Самойловского района» и буклеты.

При выполнении проекта пользовались следующей литературой:

Красная книга Саратовской области. Растения. Животные. Саратов Региональное Приволжское издательство «Детская книга» 1996. – 264 с.

Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас – определитель высших растений, М.; Просвещение, 1991. – 240 с.

интернет-ресурсы: http://www.biodat.ru/db/rb/index.htm - Красная Книга России,