СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Редкие животные Кавказа (приложение к уроку)

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                 Приложения к уроку

1. Сообщения о животных

Соболь (слайд №2)

   Соболь – ценный пушной зверёк. Средняя длина тела 50 см, масса – 1-1,5 кг. Живёт в глухой тёмной тайге. Очень долго живёт на одном участке. Покидает его в самом крайнем случае: при лесном пожаре, недостатке корма, рубке лесного массива.

    Днём соболь плохо видит, но ночью становится ловким. Грызуны – его основная пища. Также питается бурундуками, зайцами, ящерицами, лягушками, насекомыми, моллюсками. Летом поедает ягоды, очень любит кедровые орешки.

    Соболь обладает превосходным мехом, который высоко ценится. В далёком прошлом соболи населяли всю тайгу царской России. Но затем началось хищническое истребление, и запасы соболя катастрофически упали. Ему грозило полное исчезновение в природе. Охота была запрещена.

   В 1929 году в Московском зоопарке был получен приплод от соболей и их стали разводить на зверофермах. Сейчас общая численность превышает 700 тысяч голов.

 

Белый медведь (слайд №3)

   Белый медведь – владыка Арктики. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу. Там проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Они слегка покрыты белой шёрсткой, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища – 30 см. Подошвы лапок голые, коготки прозрачные, а нос розовый.

    Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. В небольших количествах поедают и растительную пищу.

     Издавна люди охотились на белых медведей. Они используют их мясо, жир и шкуру. В результате началось сокращение их численности. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас их численность растёт.

 

Журавль (слайд №4)

  Всего в мире 14 видов журавлей, в нашей стране обитает семь: серый, красавка, канадский, даурский, чёрный, белый (или стерх), японский. Японский, даурский, чёрный и белый внесены в Красную книгу.

   Журавли стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Этим клювом они добывают насекомых, семена, зёрна моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги.

   В 2-3 года журавли образуют пары и  никогда уже  не расстаются. Гнёзда строят на земле. Журавлих откладывает 2 яйца. Птенцы, выбравшись из яйца, уже умеют стоять на ногах. Глазки открыты.

    Около двух месяцев журавлята ходят в оранжевых и жёлтых «кафтанчиках», а к осени оперяются, начинают летать.

 

Тигр (слайд №5)

В конце 19-го века тигров было около 100 тысяч особей. Затем их количество резко сократилось. Некоторые убивали их из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости, слабости, когти тигра служили талисманами.

   Тигр – крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров, весит около 390 кг. Это -бродяга-одиночка. Питается крупно-копытными животными. Тигрица задерживается на одном месте только во время родов и выхаживания молодняка. Она выбирает пещеру для гнезда. У неё рождаются 2-4 тигрёнка. Малыши рождаются слепыми, они покрыты тонкой шёрсткой с полосами. Весят от 700 граммов до 1 кг, длина тигрёнка с хвостом 40-50 см. Тигрята растут быстро. Живут  25-30 лет.

 

Розовый фламинго (слайд №6)

   Эта птица стала редкой, поскольку многие годы подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха.

   Живут фламинго 25-30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой до 1,5 м, вес 4 кг. Самка откладывает 2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком. Птенцы смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Через 3-4 месяца они вырастают до размеров своих родителей. Первое оперение у них серое с розоватым оттенком. Такие «платья» носит молодняк 2 года, а потом одевается в розовый наряд.

 

Выхухоль (слайд №7)

   Выхухоль – небольшой зверёк, длина его около 20 см, а вес примерно полкилограмма. Мех мягкий, шелковистый, очень прочный, почти не намокает, так как смазан жиром.

   На суше выхухоль беспомощен. Зато хорошо плавает, ныряет, может долго не показываться на поверхности.

    Норы делают на берегу, но вход в них всегда расположен под водой. В норах хранят запасы и поедают пойманную добычу. Питается выхухоль животной и растительной пищей. А находит её, уткнув свой длинный хоботок в ил или помогая себе передними лапками.

    Выхухоля можно увидеть весной, когда половодье выгоняет его из убежища. В это время он становится добычей для ондатры или норки. Иногда они гибнут в норах во время половодья. Поэтому этого малоизученного, но очень ценного зверька строго охраняют.

 

Лебедь (слайд №8)

   Лебедь одна из самых крупных и сильных птиц. Это – символ красоты, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях.

  Лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Глухие и торжественные звуки издаёт лебедь-кликун.

   Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густейших камышах – это чуткие и осторожные птицы.

   Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.

 

2. Тест для самостоятельной работы

 

1. Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

А) звери;                    б) птицы;                      в) рыбы.

2. Какое слово пропущено: икринка – …………. – взрослая рыба?

А) личинка;               б) малёк;                       в) головастик.

3. Какое слово пропущено: яйцо – личинка – ……………. – бабочка?  

А) куколка;                б) птенец;                     в) икринка.

4. Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?

А) у всех насекомых бывают куколки;

Б) у кузнечиков нет стадии куколки;

В) из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с крыльями.

5. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

А) весной;                   б) осенью;                     в) зимой.

  

3. Кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

4. Скаутская задача

         

О

Т

В

Е

Т

С

Т

В

Е

Н

Н

О

С

Т

Ь

     Изменив в этих словах первые буквы, вы получите новые слова:

1)Уценка                       5)Корт                 9)Узда             12)Усвоение

2)Печь                           6)Бачок               10)Соль            13)Гардина

3)Доля                           7)Салон               11)Дочь           14)Баран

4)Ода                             8)Морс 

          Изменив в этих словах первые буквы, вы получите новые слова с такими значениями:

1) Её получает каждый школьник – оценка;

2) Бывает у корабля или лодки – течь;

3) О ней мечтает птица в клетке – воля;

4) Бывает вкусная, бывает и нет – еда;

5) Бывает бисквитный, песочный, с кремом – торт;

6) Им можно поймать насекомое – сачок;

7) С ним ходят на приём к врачу – талон;

8) Бывает у шерстяных вещей – ворс;

9) Быстрая на лошади – езда;

10) Говорят, что он без палочки – ноль;

11) Тёмная после дня и вечера – ночь;

12) Обычно это делают с неизведанными территориями – освоение;

13) Такая рыбка – сардина;

14) Такой бывает боевой приём – таран;

5. Стихотворение «Береги природу!»

 

 

1-й чтец:

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полёт прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

 

2-й чтец:

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То всё равно б взмывали ввысь.

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!

 

3-й чтец:

А в небе – стая журавлей,

Так грустно над землёй кружится.

Земля… скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

 

4-й чтец:

Тогда б мёртвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи чёрной саранчи…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-й чтец:

Я не хочу такого мира,

Где всё так серо, всё уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами чёрными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мёртвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

 

6-й чтец:

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц весёлой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав…

Просмотр содержимого документа
«Редкие животные Кавказа (приложение к уроку)»

Приложения к уроку

1. Сообщения о животных

Соболь (слайд №2)

Соболь – ценный пушной зверёк. Средняя длина тела 50 см, масса – 1-1,5 кг. Живёт в глухой тёмной тайге. Очень долго живёт на одном участке. Покидает его в самом крайнем случае: при лесном пожаре, недостатке корма, рубке лесного массива.

Днём соболь плохо видит, но ночью становится ловким. Грызуны – его основная пища. Также питается бурундуками, зайцами, ящерицами, лягушками, насекомыми, моллюсками. Летом поедает ягоды, очень любит кедровые орешки.

Соболь обладает превосходным мехом, который высоко ценится. В далёком прошлом соболи населяли всю тайгу царской России. Но затем началось хищническое истребление, и запасы соболя катастрофически упали. Ему грозило полное исчезновение в природе. Охота была запрещена.

В 1929 году в Московском зоопарке был получен приплод от соболей и их стали разводить на зверофермах. Сейчас общая численность превышает 700 тысяч голов.


Белый медведь (слайд №3)

Белый медведь – владыка Арктики. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу. Там проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Они слегка покрыты белой шёрсткой, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища – 30 см. Подошвы лапок голые, коготки прозрачные, а нос розовый.

Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. В небольших количествах поедают и растительную пищу.

Издавна люди охотились на белых медведей. Они используют их мясо, жир и шкуру. В результате началось сокращение их численности. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас их численность растёт.


Журавль (слайд №4)

Всего в мире 14 видов журавлей, в нашей стране обитает семь: серый, красавка, канадский, даурский, чёрный, белый (или стерх), японский. Японский, даурский, чёрный и белый внесены в Красную книгу.

Журавли стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Этим клювом они добывают насекомых, семена, зёрна моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги.

В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнёзда строят на земле. Журавлих откладывает 2 яйца. Птенцы, выбравшись из яйца, уже умеют стоять на ногах. Глазки открыты.

Около двух месяцев журавлята ходят в оранжевых и жёлтых «кафтанчиках», а к осени оперяются, начинают летать.


Тигр (слайд №5)

В конце 19-го века тигров было около 100 тысяч особей. Затем их количество резко сократилось. Некоторые убивали их из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости, слабости, когти тигра служили талисманами.

Тигр – крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров, весит около 390 кг. Это -бродяга-одиночка. Питается крупно-копытными животными. Тигрица задерживается на одном месте только во время родов и выхаживания молодняка. Она выбирает пещеру для гнезда. У неё рождаются 2-4 тигрёнка. Малыши рождаются слепыми, они покрыты тонкой шёрсткой с полосами. Весят от 700 граммов до 1 кг, длина тигрёнка с хвостом 40-50 см. Тигрята растут быстро. Живут 25-30 лет.


Розовый фламинго (слайд №6)

Эта птица стала редкой, поскольку многие годы подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха.

Живут фламинго 25-30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой до 1,5 м, вес 4 кг. Самка откладывает 2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком. Птенцы смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Через 3-4 месяца они вырастают до размеров своих родителей. Первое оперение у них серое с розоватым оттенком. Такие «платья» носит молодняк 2 года, а потом одевается в розовый наряд.


Выхухоль (слайд №7)

Выхухоль – небольшой зверёк, длина его около 20 см, а вес примерно полкилограмма. Мех мягкий, шелковистый, очень прочный, почти не намокает, так как смазан жиром.

На суше выхухоль беспомощен. Зато хорошо плавает, ныряет, может долго не показываться на поверхности.

Норы делают на берегу, но вход в них всегда расположен под водой. В норах хранят запасы и поедают пойманную добычу. Питается выхухоль животной и растительной пищей. А находит её, уткнув свой длинный хоботок в ил или помогая себе передними лапками.

Выхухоля можно увидеть весной, когда половодье выгоняет его из убежища. В это время он становится добычей для ондатры или норки. Иногда они гибнут в норах во время половодья. Поэтому этого малоизученного, но очень ценного зверька строго охраняют.


Лебедь (слайд №8)

Лебедь одна из самых крупных и сильных птиц. Это – символ красоты, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях.

Лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Глухие и торжественные звуки издаёт лебедь-кликун.

Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густейших камышах – это чуткие и осторожные птицы.

Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.


2. Тест для самостоятельной работы


1. Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

А) звери; б) птицы; в) рыбы.

2. Какое слово пропущено: икринка – …………. – взрослая рыба?

А) личинка; б) малёк; в) головастик.

3. Какое слово пропущено: яйцо – личинка – ……………. – бабочка?

А) куколка; б) птенец; в) икринка.

4. Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?

А) у всех насекомых бывают куколки;

Б) у кузнечиков нет стадии куколки;

В) из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с крыльями.

5. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

А) весной; б) осенью; в) зимой.

3. Кроссворд








1









2














3










4









5








6













4. Скаутская задача

О

Т

В

Е

Т

С

Т

В

Е

Н

Н

О

С

Т

Ь

Изменив в этих словах первые буквы, вы получите новые слова:

1)Уценка 5)Корт 9)Узда 12)Усвоение

2)Печь 6)Бачок 10)Соль 13)Гардина

3)Доля 7)Салон 11)Дочь 14)Баран

4)Ода 8)Морс

Изменив в этих словах первые буквы, вы получите новые слова с такими значениями:

1) Её получает каждый школьник – оценка;

2) Бывает у корабля или лодки – течь;

3) О ней мечтает птица в клетке – воля;

4) Бывает вкусная, бывает и нет – еда;

5) Бывает бисквитный, песочный, с кремом – торт;

6) Им можно поймать насекомое – сачок;

7) С ним ходят на приём к врачу – талон;

8) Бывает у шерстяных вещей – ворс;

9) Быстрая на лошади – езда;

10) Говорят, что он без палочки – ноль;

11) Тёмная после дня и вечера – ночь;

12) Обычно это делают с неизведанными территориями – освоение;

13) Такая рыбка – сардина;

14) Такой бывает боевой приём – таран;

5. Стихотворение «Береги природу!»


1-й чтец:

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полёт прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?


2-й чтец:

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То всё равно б взмывали ввысь.

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!


3-й чтец:

А в небе – стая журавлей,

Так грустно над землёй кружится.

Земля… скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?


4-й чтец:

Тогда б мёртвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи чёрной саранчи…

















5-й чтец:

Я не хочу такого мира,

Где всё так серо, всё уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами чёрными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мёртвою плотвой?

Полями с выжженной травой?


6-й чтец:

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц весёлой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!