Рефлексия настроения и эмоционального состояния
«Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
Использование различных изображений:
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
« Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
Эмоционально-художественное оформление.
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Оценка своего эмоционального состояния: обучающиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
Рефлексия деятельности
В случае использования рефлексивного приема «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке.
Зелёный – поучительно, Жёлтый – понравилось, но не всё, Красный –дело не понравилось. Можно также использовать карточки со знаками – вопрос, восклицательный знак, плюс, минус. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.
Например, прием «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты. Или рефлексивный прием «Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала, аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для обучающихся.
«Волшебный мешочек»
Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»
«Поляна»
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
«Дерево»
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия как прем обратной связи
РЕФЛЕКСИВНОЕ СОЧИНЕНИЕ
Цель: выявление отношения к происходящему, умения формулировать свое отношение к происходящему и самостоятельно в письменной форме его выражать.
Ход работы:
Варианты действий:
А) В начале урока мы рассуждали так: «…». Потом мы столкнулись с проблемой… Затем мы изучали (наблюдали, сравнивали, выполняли)… пришли к выводу, что… В конце урока мы поняли… Теперь мы думаем, что…
Б) В начале изучения темы «________» я думал, что… Наиболее важным для меня в этой теме было выяснение следующих вопросов: … Я ожидал, что самым трудным для меня будет… В конце изучения темы для меня неясным осталось следующее… Хотелось бы спросить у преподавателя…
В) Рефлексивное сочинение – недельный отчет. Недельный отчет – заполнение 1 раз в неделю отчетов по заданным вопросам: Чему я научился за эту неделю? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Г) «Рефлексивная страница в дневнике» - свободное пространство, оформленное надписями:
Главное настроение недели
Самые важные дела недели
Теперь я могу
Что я хочу изменить
Данный прием можно использовать в конце мероприятия или реализовать в качестве домашнего задания. Также возможно использование такого приема в коне изучения какой-либо темы.
ВОПРОС
Цель: выявление отношения к происходящему, развитие коммуникативных умений, умений формулировать свое отношение к происходящему.
Ход работы:
Варианты действий:
А) Формулировки вопросов:
- Что было самым важным?
- Достигли ли мы цели работы?
- Что не удалось сделать и почему?
- Что стало понятно?
- Какие задания были самыми трудными для вас?
- Зачем мы сегодня делали… ?
- Правильно ли мы спланировали свою деятельность?
- Что бы вы изменили в своей работе для улучшения результатов?
- За то вы можете похвалить себя (одноклассников, учителя)?
- Где можно применить новое знание?
Б) Вопросы для рефлексии обучающегося: Что я делал? Какой целью? Почему я это делал именно так? Какой результат я получил? Какой вариант деятельности для меня лучше и почему?
Вопрос для рефлексии педагога: Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? Можно ли сделать лучше?
В) Вопросы для рефлексивного обсуждения:
- Что понравилось больше, что меньше?
- Чему я научился?
- Что я умел, а в данном проекте (уроке) смог проявить?
- Какую позицию я занимал?
- Каких знаний, умений мне не хватало?
- Кто из товарищей меня восхитил, удивил?
Г) Игра «Шапка вопросов»
Каждый ученик формулирует и записывает по три вопроса:
Первый – из области своего точного знания (Почему?);
Второй – из области своего незнания (Реши…);
Третий – из области сомнения (Верно ли, что…).
Листы с вопросами складываются в общую шапку, поочередно достаются, готовятся ответы, а затем обсуждаются с автором. Вопросы для удобства ипользования могут быть записаны на листах разного цвета.
Д) Вопросы для коллективного обсуждения обучающимися в конце четверти:
- Какими нас видят учителя?
- Какие могут предъявить претензии?
В чем причины неудовольствия?
- Как можно разрешить проблемы?
Рекомендуемое количество вопросов от 1 до 3 в конце мероприятия. Вопросы могут формулировать и задавать сами обучающиеся, эта работа может быть проведена в парах или группах.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
(ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ, АНКЕТИРОВАНИЕ)
Цель: выявление отношения к своей деятельности, процессу и результатам совместной работы; обучение работе с оценочными листами.
Ход работы:
Варианты предложений:
А)Используется опросник, в котором записаны либо вопросы, либо утверждения. При этом можно использовать следующую шкалы, чтобы выразить мнение относительно утверждений: АН – абсолютно не согласен; Н – не согласен; О – одинаково (нейтральное отношение); С – согласен; АС – абсолютно согласен; НП – не применимо.
Утверждение | АН | Н | О | С | НП | АС | НЕ ЗНАЮ |
Я хорошо учусь, если… | | | | | | | |
Выполняю домашние задания | | | | | | | |
Использую диаграммы и таблицы | | | | | | | |
Работаю с компьютером | | | | | | | |
Читаю учебник | | | | | | | |
Выполняю работу с напарником | | | | | | | |
Получаю помощь от взрослого | | | | | | | |
Делаю что-то руками | | | | | | | |
Слушаю рассказ учителя | | | | | | | |
Делаю записи по ходу работы | | | | | | | |
Читаю и перечитываю материал | | | | | | | |
Я знаю, что понимаю, когда… | | | | | | | |
Я могу работать над проблемой с учебником | | | | | | | |
Я могу применять изученное в новых ситуациях | | | | | | | |
Я получаю хорошую оценку на экзаменах | | | | | | | |
Я могу объяснить научный материал кому-либо другому | | | | | | | |
Я вижу, как различные понятия связаны друг с другом | | | | | | | |
ПИСЬМО КАЖДОМУ УЧЕНИКУ
Цель: высказать отношение педагога (одноклассника) к обучающемуся в письменном виде.
Ход работы:
Варианты действий: в конце четверти либо учебного года педагог пишет письмо каждому ученику. В письме может быть отмечено следующее:
- удачные моменты года;
- позитивные изменения, которые произошли в ученике;
- пожелания на будущее;
- просьба подумать о дальнейшей работе.
Получателем реакции будет не педагог, а обучающийся, хотя возможен и вариант письма в адрес педагога. В связи со значительными временными затратами данный прием используется редко. Письмо в адрес ребенка может написать его одноклассник. Письма не содержат заданий на каникулы. Важно, что письмо содержит положительную информацию и адресовано персонально ученику.