СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия и ее виды

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия и ее виды»

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

«Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

Использование различных изображений:

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

« Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

Эмоционально-художественное оформление.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Оценка своего эмоционального состояния: обучающиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»

«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».





Рефлексия деятельности

В случае использования рефлексивного приема «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке.

Зелёный – поучительно, Жёлтый – понравилось, но не всё, Красный –дело не понравилось. Можно также использовать карточки со знаками – вопрос, восклицательный знак, плюс, минус. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.

Например, прием «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты. Или рефлексивный прием «Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала, аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для обучающихся.

«Волшебный мешочек»

Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

«Поляна»

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

«Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

«Дерево»

Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.





Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия как прем обратной связи

РЕФЛЕКСИВНОЕ СОЧИНЕНИЕ

Цель: выявление отношения к происходящему, умения формулировать свое отношение к происходящему и самостоятельно в письменной форме его выражать.

Ход работы:

Варианты действий:

А) В начале урока мы рассуждали так: «…». Потом мы столкнулись с проблемой… Затем мы изучали (наблюдали, сравнивали, выполняли)… пришли к выводу, что… В конце урока мы поняли… Теперь мы думаем, что…

Б) В начале изучения темы «________» я думал, что… Наиболее важным для меня в этой теме было выяснение следующих вопросов: … Я ожидал, что самым трудным для меня будет… В конце изучения темы для меня неясным осталось следующее… Хотелось бы спросить у преподавателя…

В) Рефлексивное сочинение – недельный отчет. Недельный отчет – заполнение 1 раз в неделю отчетов по заданным вопросам: Чему я научился за эту неделю? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Г) «Рефлексивная страница в дневнике» - свободное пространство, оформленное надписями:

Главное настроение недели

Самые важные дела недели

Теперь я могу

Что я хочу изменить

Данный прием можно использовать в конце мероприятия или реализовать в качестве домашнего задания. Также возможно использование такого приема в коне изучения какой-либо темы.

ВОПРОС

Цель: выявление отношения к происходящему, развитие коммуникативных умений, умений формулировать свое отношение к происходящему.

Ход работы:

Варианты действий:

А) Формулировки вопросов:

- Что было самым важным?

- Достигли ли мы цели работы?

- Что не удалось сделать и почему?

- Что стало понятно?

- Какие задания были самыми трудными для вас?

- Зачем мы сегодня делали… ?

- Правильно ли мы спланировали свою деятельность?

- Что бы вы изменили в своей работе для улучшения результатов?

- За то вы можете похвалить себя (одноклассников, учителя)?

- Где можно применить новое знание?

Б) Вопросы для рефлексии обучающегося: Что я делал? Какой целью? Почему я это делал именно так? Какой результат я получил? Какой вариант деятельности для меня лучше и почему?

Вопрос для рефлексии педагога: Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? Можно ли сделать лучше?

В) Вопросы для рефлексивного обсуждения:

- Что понравилось больше, что меньше?

- Чему я научился?

- Что я умел, а в данном проекте (уроке) смог проявить?

- Какую позицию я занимал?

- Каких знаний, умений мне не хватало?

- Кто из товарищей меня восхитил, удивил?

Г) Игра «Шапка вопросов»

Каждый ученик формулирует и записывает по три вопроса:

Первый – из области своего точного знания (Почему?);

Второй – из области своего незнания (Реши…);

Третий – из области сомнения (Верно ли, что…).

Листы с вопросами складываются в общую шапку, поочередно достаются, готовятся ответы, а затем обсуждаются с автором. Вопросы для удобства ипользования могут быть записаны на листах разного цвета.

Д) Вопросы для коллективного обсуждения обучающимися в конце четверти:

- Какими нас видят учителя?

- Какие могут предъявить претензии?

В чем причины неудовольствия?

- Как можно разрешить проблемы?

Рекомендуемое количество вопросов от 1 до 3 в конце мероприятия. Вопросы могут формулировать и задавать сами обучающиеся, эта работа может быть проведена в парах или группах.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

(ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ, АНКЕТИРОВАНИЕ)

Цель: выявление отношения к своей деятельности, процессу и результатам совместной работы; обучение работе с оценочными листами.

Ход работы:

Варианты предложений:

А)Используется опросник, в котором записаны либо вопросы, либо утверждения. При этом можно использовать следующую шкалы, чтобы выразить мнение относительно утверждений: АН – абсолютно не согласен; Н – не согласен; О – одинаково (нейтральное отношение); С – согласен; АС – абсолютно согласен; НП – не применимо.

Утверждение

АН

Н

О

С

НП

АС

НЕ ЗНАЮ

Я хорошо учусь, если…








Выполняю домашние задания








Использую диаграммы и таблицы








Работаю с компьютером








Читаю учебник








Выполняю работу с напарником








Получаю помощь от взрослого








Делаю что-то руками








Слушаю рассказ учителя








Делаю записи по ходу работы








Читаю и перечитываю материал








Я знаю, что понимаю, когда…








Я могу работать над проблемой с учебником








Я могу применять изученное в новых ситуациях








Я получаю хорошую оценку на экзаменах








Я могу объяснить научный материал кому-либо другому








Я вижу, как различные понятия связаны друг с другом










ПИСЬМО КАЖДОМУ УЧЕНИКУ

Цель: высказать отношение педагога (одноклассника) к обучающемуся в письменном виде.

Ход работы:

Варианты действий: в конце четверти либо учебного года педагог пишет письмо каждому ученику. В письме может быть отмечено следующее:

- удачные моменты года;

- позитивные изменения, которые произошли в ученике;

- пожелания на будущее;

- просьба подумать о дальнейшей работе.

Получателем реакции будет не педагог, а обучающийся, хотя возможен и вариант письма в адрес педагога. В связи со значительными временными затратами данный прием используется редко. Письмо в адрес ребенка может написать его одноклассник. Письма не содержат заданий на каникулы. Важно, что письмо содержит положительную информацию и адресовано персонально ученику.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя