СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы организации рефлексии на уроке английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад-презентация содержит информацию о понятии рефлексии, видах рефлексии, способах ее организации на уроках анеглийского языка.

Просмотр содержимого документа
«?????????»

Способы организации рефлексии на уроке английского языка

«Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана  с формированием  личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления. Рефлексия в соответствии с ФГОС является обязательным этапом урока

Что такое рефлексия?

  • Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад

  • Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание

  • Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ

  • В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды рефлексии

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока. 

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.


Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.


Сегодня я более подробно остановлюсь на классификации рефлексии по цели.

III. По цели:

1. Рефлексия содержания учебного материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:

1.Прием незаконченного предложения. Например, методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно

2. Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Слово синквейн происходит от французского «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Покажем правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);

Hobby
2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);

Interesting, popular, favourite
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);

To collect, to play, to read
4.
(четвертая строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение автора к теме;

Tastes differ.

5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально – образном – обобщенном уровне , повторяющее суть темы.

3. «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным.

4. Таблица «Плюс-минус-интересно»

2. Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов, в конце урока. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Для развития рефлексии деятельности ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное. В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:

1. «Лесенка успеха». Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось;  средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

2. Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает дерево соответствующими листочками. Аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д. "Дерево предсказаний"Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности,  ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и  "листья" - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)

3. «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.

Например, Say what you have just done and how you’ve done it

I (ve) have just:

        *practised phonetics                      

              *read the text «_»;

 

       *practised the words                                   

               *retold the  text «_»;

 

practised grammar;

                *asked and answered the questions                       




4.анкеты содержат вопросы, связанные с оценкой способностей к изучению иностранных языков, типичных трудностей его усвоения, наиболее часто встречающихся ситуаций общения, а также оценка индивидуального стиля изучения иностранного языка:

Answer the questions:

  • What did I learn today?

  • What did I do well?

  • What am I confused about?

  • What do I need help with?

  • What do I want to know more about?

  • What am I going to work on next?

5.опросники могут использоваться для оценки учебных стратегий в совместном обсуждении с преподавателем и в группе, например, «Как вы реагируете на незнакомые слова?», «Как вы организуете свое чтение, прослушивание радиопрограмм, просмотр теле – или видеопрограмм?», «Как вы используете возможность общения с иностранцем?»

WHAT LEARNING STRATEGIES ARE MOST HELPFUL TO ME?

Number the following activities according to how much they help you learn English.

(1= most useful for me, 11=least useful for me)

learning vocabulary lists by heart


doing grammar exercises


translating


listening to people talking


listening to tapes and answering questions


listening to the radio or TV


practising reading skills


writing compositions or letters


speaking to people


language lab


Reading books or stories for pleasure



6.контрольные листы самооценки используются для определения общего уровня владения языком, уровня владения видами иноязычного речевого общения, степени сформированности коммуникативных умений.

SELF ASSESSMENT


Poor

Fair

Good

Excellent

I can read and understand about ...





I can listen and understand what people say about ...





I can

  • tell about ...

  • ask people about ...





I can write about….





I can use…..





7.Прием «Выбор»





At the lesson I was

active/ passive

I worked

hard/ not very well

I’m pleased / displeased with

my work at the lesson

The lesson seemed to be

long/ short

I got tired / I didn’t get tired

at the lesson

The material was

interesting / boring, useful / useless


3. Рефлексия направленная настроения и эмоционального состояния учащихся

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Третий тип рефлексии целесообразно использовать в начале и конце урока с целью установить эмоциональное состояние учащихся, увидеть, как меняется их настроение на уроке.

Приведем несколько примеров организации данного вида рефлексии.

1.Учащиеся получают карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Им предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению: «Choose the drawing that reflects your spirits”.

2.  «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

3. «Цветик – многоцветик».  Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок: («Choose the drawing that reflects your spirits”.).

4.«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

5. Прием «Букет настроения». В начале урока учащиеся получают бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: « If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one – if you didn’t like the lesson, the red one – if you liked the lesson.

7. Прием «Смайлики» На доске висят смайлики с веселым, нейтральным и грустным лицом, Учащиеся прикрепляют лучики к тому лицу, которое передает их настроение

8. На средней и старшей ступени обучения можно предложить учащимся следующие опоры, которые постоянно будут находиться на партах.

Was not bored, worked hard. didn’t relax, answered properly, was active, was emotional, fulfilled the task, received a reward (a good mark).

9.Светофор


Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки, светофор и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

Пожелания:

- Такие приемы, как синквейн, кластер не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.

- Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

- Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии. 

Выводы: При выборе того или иного  вида рефлексии следует учитывать  цель занятия, содержание и трудности  учебного материала, тип занятия, способы  и методы обучения, возрастные  и психологические особенности обучающихся

Таким образом, Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что использование приемов, рефлексии на уроке иностранного языка может сделать обучение иностранному языку более эффективным и интересным как проводить рефлексию - для себя сам решает каждый педагог. Это ваше творчество. Придумывайте новые методы, используйте карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит вам добиваться лучших результатов. Необычный формат рефлексии зачастую вызывает неподдельный интерес у учащихся


Просмотр содержимого презентации
«?????????»

Способы организации рефлексии на уроках английского языка

Способы организации рефлексии на уроках английского языка

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад   Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание   Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ   В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов
  • Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад
  • Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание

  • Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ

  • В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов
Виды рефлексии  по цели:    рефлексия эмоционального  состояния и настроения;   рефлексия деятельности на уроке;  3. рефлексия содержания учебного материала.

Виды рефлексии по цели:

  • рефлексия эмоционального состояния и настроения;

  • рефлексия деятельности на уроке;

3. рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия содержания Прием рефлексии «Незаконченное предложение»  (p ефлексивный экран )

Рефлексия содержания

Прием рефлексии «Незаконченное предложение» (p ефлексивный экран )

  • I have learnt
  • I have understood
  • I fulfilled the task…
  • I managed to…
  • It was difficult to…
  • It was interesting to…
  • It was useful to…
  • Now I can…
  • Now I’ll try to…
Синквейн Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученную тему. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

Синквейн

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученную тему. Слово происходит от французского “5”.

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

  • 1 строка – тема или предмет (одно существительное);
  • 2 строка – описание предмета (два прилагательных);
  • 3 строка – описание действия (три глагола);
  • 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
  • 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Stage + rhyme - vocabulary interesting reading grammar description dialogue

Stage

+

rhyme

-

vocabulary

interesting

reading

grammar

description

dialogue

Рефлексия содержания Прием «Поезд» Фонети-ческая зарядка Работа с лекси-кой Чтение текста Состав-ление диалогов

Рефлексия содержания

Прием «Поезд»

Фонети-ческая зарядка

Работа с лекси-кой

Чтение текста

Состав-ление диалогов

Рефлексия деятельности на уроке  Прием «Лестница успеха»  « Steps to success »   I can … I understand. .. I know …

Рефлексия деятельности на уроке Прием «Лестница успеха» « Steps to success »

I can

I understand. ..

I know

Прием Лестница успеха « Steps to success »

Прием Лестница успеха

« Steps to success »

Прием рефлексии « Tree of success » A lot of mistakes 3-4 mistakes 1-2 mistakes

Прием рефлексии

« Tree of success »

A lot of mistakes

3-4 mistakes

1-2 mistakes

Рефлексия в форме анкетирования Answer the questions: What did I learn today? What did I do well? What am I confused about? What do I need help with? What do I want to know more about? What am I going to work on next?

Рефлексия в форме анкетирования

  • Answer the questions:
  • What did I learn today?
  • What did I do well?
  • What am I confused about?
  • What do I need help with?
  • What do I want to know more about?
  • What am I going to work on next?

Опросники  WHAT LEARNING STRATEGIES ARE MOST HELPFUL TO ME? Number the following activities according to how much they help you learn English . ( 1= most useful for me , 11=least useful for me )

Опросники

WHAT LEARNING STRATEGIES ARE MOST HELPFUL TO ME?

Number the following activities according to how much they help you learn English . ( 1= most useful for me , 11=least useful for me )

  • learning vocabulary lists by heart 
  • doing grammar exercises
  • translating
  • listening to people talking
  • listening to tapes and answering questions
  • listening to the radio or TV
  • practising reading skills
  • writing compositions or letters 
  • speaking to people 
  • language lab
  • Reading books or stories for pleasure
Контрольные листы самооценки  SELF ASSESSMENT   Excellent    I can read and understand about ... Good    I can listen and understand what people say about ... Fair   I can Poor  tell about ... ask people about ...   I can write about…. I can use…..  

Контрольные листы самооценки SELF ASSESSMENT

Excellent

 I can read and understand about ...

Good

 I can listen and understand what people say about ...

Fair

 I can

Poor

tell about ...

ask people about ...

 I can write about….

I can use…..

 

Прием рефлексии «Выбор» At the lesson I was active/ passive I worked hard/ not very well I’m pleased / displeased with  my work at the lesson The lesson seemed to be long/ short I got tired / I didn’t get tired at the lesson The material was interesting / boring, useful / useless

Прием рефлексии «Выбор»

At the lesson I was

active/ passive

I worked

hard/ not very well

I’m pleased / displeased with

my work at the lesson

The lesson seemed to be

long/ short

I got tired / I didn’t get tired

at the lesson

The material was

interesting / boring,

useful / useless

Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения : разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций; карточки с изображением лиц; цветовое изображение настроения.  I liked the lesson I liked the lesson, but it was difficult I didn’t like the lesson

Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения :

  • разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;
  • карточки с изображением лиц;
  • цветовое изображение настроения.

I liked the lesson

I liked the lesson,

but it was difficult

I didn’t like the

lesson

Прием рефлексии “Светофор” I didn’t understand , I’m sad I need to revise , I’m confused   It was easy, I’m pleased   Все учащиеся класса имеют по три карточки разного цвета ( сигнальные карточки. По сигналу учителя учащиеся показывают карточку, соответствующую их настроению и эмоциям.

Прием рефлексии “Светофор”

I didn’t understand , I’m sad

I need to revise , I’m confused

It was easy, I’m pleased

Все учащиеся класса имеют по три карточки разного цвета ( сигнальные

карточки. По сигналу учителя учащиеся показывают карточку,

соответствующую их настроению и эмоциям.

Прием рефлексии “Букет настроения” В начале урока учащиеся получают бумажные цветы: красные и синие. На доске - ваза. В конце урока учитель говорит: « If you liked the lesson and you learned something new, then put your flower in the vase, the blue one – if you didn’t like the lesson, the red one – if you liked the lesson.

Прием рефлексии “Букет настроения”

В начале урока учащиеся получают бумажные цветы: красные и синие. На доске - ваза. В конце урока учитель говорит: « If you liked the lesson and you learned something new, then put your flower in the vase, the blue one – if you didn’t like the lesson, the red one – if you liked the lesson.

Прием «Большой палец (вверх/вниз ) » “ Thumb up or thumb down”

Прием «Большой палец (вверх/вниз ) »

Thumb up or thumb down”

«Цветовая миниатюра» Red – I’m enthusiastic Orange – I’m happy Yellow – I’m pleased Green  – I’m calm and Blue – I’m sad and dissatisfied Purple - I’m worried Black – I’m stressed

«Цветовая миниатюра»

Red – I’m enthusiastic

Orange – I’m happy

Yellow – I’m pleased

Green – I’m calm and

Blue – I’m sad and dissatisfied

Purple - I’m worried

Black – I’m stressed

Прием « Rainbow » Красный –урок прошел успешно, был интересным и поучительным; Оранжевый- урок прошел успешно, хотя были небольшие трудности; Желтый – урок прошел успешно, но было много трудностей Зеленый –урок не очень успешный, было очень трудно; Голубой – мне было трудно, придется заниматься дополнительно Синий – урок не понравился, ничего не понял Фиолетовый – мне вообще все не понравилось, не хочу заниматься

Прием « Rainbow »

Красный –урок прошел успешно, был интересным и поучительным;

Оранжевый- урок прошел успешно, хотя были небольшие трудности;

Желтый – урок прошел успешно, но было много трудностей

Зеленый –урок не очень успешный, было очень трудно;

Голубой – мне было трудно, придется заниматься дополнительно

Синий – урок не понравился, ничего не понял

Фиолетовый – мне вообще все не понравилось, не хочу заниматься

Прием рефлексии «Солнышко» На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:  желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;  голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Прием рефлексии «Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Прием «прогноз погоды» «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

Прием «прогноз погоды»

«Солнышко» – мне всё удалось,

«солнышко и тучка» – мне не всё удалось,

«тучка» – у меня ничего не получилось.

Прием рефлексии  «Цепочка пожеланий»  Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!