СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь, что наиболее важно при личностно -  ориентированном подходе в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС.»

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС.

Ученик может быть активен на уроке, если осознаёт цель обучения, его необходимость, если осознаёт и понимает каждое своё действие.

Рефлексия – мыследеятельностный или чувственно переживаемый интерес осознания субъектом образования своей деятельности (её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты). В современной педагогике под этим понимается самоанализ деятельности и её результатов. Цель рефлексии не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочки, сравнить способы и методы, применяемые другими с о своими. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь, что наиболее важно при личностно - ориентированном подходе в обучении.

Рефлексия на уроках немецкого языка может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Осуществлять можно по-разному: это элементы на отдельных этапах урока; в конце каждого урока, темы; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Рефлексивное управление рассматривается как неотъемлемая характеристика любого взаимодействия. Существуют следующие стадии рефлексивного управления:

  1. Стадия рефлексивного анализа.

  2. Конструктивно-ориентационная стадия.

  3. Стадия стабилизации.

  4. Стадия системной рефлексии.

Остановимся на последнем этапе.

Системная рефлексия включает в себя: рефлексию ученицами своего учебного опыта; рефлексию ученицами своей деятельности в процессе учебного рефлексия общения и совместной деятельности; рефлексия своей личности; рефлексия школьников деятельности учителя; рефлексия учителем своей деятельности и деятельности учащихся.

Алгоритм осуществления системной рефлексии на учебном занятии:

«Я» – как чувствовал себя в процессе учения, было ли комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой.

Существуют приёмы работы, которые можно использовать на данном этапе:

  1. Показываем учащимся карточки с изображением трёх лиц: весёлого, нейтрального и грустного. Предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению, представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению и объяснить «почему».

  1. Приём с различными цветовыми изображениями. У учениц две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале урока и в конце урока. Объяснить своё решение.

Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Эта ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. Ещё один цветовой приём «Дерево чувств». Если чувствуют себя хорошо, комфортно, вешают цветочки одного цвета, если нет – другого. Какому настроению соответствует какой цвет? Красный – восторженное; оранжевый – радостное, тёплое; жёлтый – светлое, приятное; зелёный – спокойное; синий – неудовлетворённое, грустное; фиолетовый – тревожное, напряжённое; чёрный – упадок, уныние.

Этот приём можно выполнять на компьютере с помощью программы “Paint”.

  1. Чтобы закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать эмоционально-художественную рефлексию. Ученицам предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна – с грустным, печальным настроением, другая – радостным, весёлым. Они выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Можно предложить выразить своё эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку.

  2. Ученицы более старших классов могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. Помощь учащимся может оказать опорный конспект.

Следующий шаг алгоритма системной рефлексии «МЫ» – насколько комфортно мне работалось в малой группе, я помогал товарищам – они помогали мне – чего было больше, какие у меня были затруднения в общении с группой. Коллективная учебная деятельность в группе как организационная форма создаёт оптимальные условия для овладения иноязычным общением.

  1. Для организации рефлексии в группе используются опорные слова и фразы для высказываний

При организации коллективно-учебной деятельности в группе можно использовать организационные структуры.

Например, с пошаговым перечислением действий, позволяет включить учащихся в рефлексию анализа каждого действия, его результатов.

Шаг I. Подумай над ответом самостоятельно.

Шаг II. Поделись своим мнением с партнёром.

Шаг III. Поделись своим мнением в группе и сделай вывод.

Шаг IV. Выбери ученика, который информирует класс о вашем решении.

Технология организации структуры «Круглый стол» также включает учащихся в коллективную рефлексию. Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы (7 Klasse)

Учащиеся заполняют схему в группе, выигрывает та, которая представляет наиболее полную схему в классе.

3. Не менее важно включение учащихся в действие взаимоконтроля, взаимооценки. Для этого служит следующая оценочная карта, с помощью которой можно научиться оценивать себя и своих товарищей.

Карту сопровождают краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания, замечания на немецком языке.

Последний шаг алгоритма рефлексии

«ДЕЛО» - я достиг цели изучения, мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учёбы (практики, просто интересно, в чём я затруднялся).

Системная рефлексия предполагает использование следующих приёмов для рефлексии содержания учебного материала.

  1. Приём незаконченного предложения (тезиса)

Используются также варианты незаконченных фраз, связанных с тематикой урока:

Ich möchte die Schule besuchen, wo

Wenn ich im Frieden leben möchte, würde ich …

Ich schätze die Menschen, die …

Der beste Freund ist …

Die richtige Liebe ist…

Bei der Berufswahl besonders wichtig ist für mich (finde mich)

Wenn ich Naturfreundin sein möchte, würde ich…

  1. Приём выбора пословицы

Учащиеся выбирают высказывание, которое им больше понравилось, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор.

Дом. Семья. Дружба

  1. Рефлексия достижения цели. Цель (проблема) урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.

Сочетание целеполагания и рефлексии в определённых предметных деятельностях повторяется систематически. Под руководством педагога ученики формируют три типа целей:

  1. Формальная цель. Например, выучить правило образования Perfekt.

  2. Смысловая цель: понять, как образуется Perfekt.

  3. Творческая цель: написать сочинение о летних каникулах в Perfekt.

Различение учениками типов своих целей полагает чётче задавать ориентиры в разных аспектах изучения предмета, определять приоритеты своей деятельности, а также проводить рефлексию более точно и конкретно.

  1. Рефлексия отношения к проблеме, взгляд на проблему раньше и сейчас.

  1. Приём рефлексии в форме стихотворения, который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным.

Представляю результаты рефлексии в 9 классе


Heimat

Heimat, unsere Heimat,

Große Berge und lange Flüsse.

Man muss sie schützen!

Das ist liebes Russland.

Ausländer

Ausländer, Ausländer.

Sie sind so verschieden,

Sie suchen mit einander Kontakte

Aber es ist so schwer zu machen.

  1. Приём «заключительная дискуссия» может быть использована на завершающем занятии средней и старшей ступени. Обязательно учитель обращает внимание на необходимость учащихся отвечать на вопрос: «Почему?» Только в этом случае переосмысливается учебный и личный опыт.

Педпрактика наработала немало техник инициирования и активизации рефлексии учителей и обучающихся. Их использование обеспечивает видение учителем не только деятельности учащихся, но и анализ, и оценку своей деятельности с точки зрения учеников. Ученик становится субъектом педагогической деятельности.

Системная рефлексия позволяет учителю совместно с учениками определить новые направления в построении взаимодействия на учебных занятиях, что способствует развитию обучающихся и повышению качества знаний.

Список литературы

  1. Хуторской А.В. Хроника бытия. Анализ, самоанализ, рефлексия урока. – URL: http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

  2. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская).

  3. Соколова Л. А. Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие для развития учителя и учащихся // Иностранные языки в школе – 2005. - № 1.