Рефлексия как условие профессионального развития педагога
В современном обществе меняется социокультурная ситуация, что требует пересмотра представлений о целях и сущности образования. На первый план выходит ценность саморазвития как фундаментальная способность человека быть субъектом своей жизнедеятельности.
СМЫСЛОВАЯ ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
наличие условий и возможностей для саморазвития педагога и обучающихся
в образовательном пространстве
Ориентация на новое качество образования предъявляет новые ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА .
На международном уровне (TUNING) СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ
определяется как одна из ключевых компетенций интегративного характера.
ТРЕБОВАНИЯ
Компоненты способности к саморазвитию
теоретическое знание академической области, способность знать и понимать
знание как понимание
практическое и оперативное применение знаний к конкретным целям
знание как действие
ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни
знание как быть
5
Компоненты способности к саморазвитию
Компетенция способности к саморазвитию формируется как СИСТЕМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ , включающее:
- когнитивный компонент;
- деятельностный компонент;
- ценностно-смысловой компонент.
Требования, предъявляемые к педагогу
1) способность РАЗМЫШЛЯТЬ над собственной системой ценностей, ПОНИМАТЬ цели и направления развития образовательных систем;
2) умение ПОНЯТЬ внутренний мир учащихся и сложности образовательного процесса, РЕАГИРОВАТЬ на различные потребности учащихся;
3) готовность УЛУЧШАТЬ среду обучения, создавать благоприятный климат;
4) способность УЧИТЫВАТЬ социальные и культурные факторы;
5) готовность НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за качество своей деятельности.
СОВРЕМЕННЫЙ
ЭТАП РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Ступени профессионального роста педагога зависят от ряда субъективных и объективных факторов. Не всегда сам педагог готов к профессиональному росту и развитию.
Ряд исследований указывают на то, что определенная часть педагогов нуждается в помощи и сопровождении в вопросах профессионального развития.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВАЖНЕЙШЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
РЕФЛЕКСИЯ
рефлексия
непосредственное взаимодействие с детьми
проектирование и конструирование учебно-воспитательной деятельности
самоанализ и самооценка собственной деятельности, самого себя как ее субъекта
РЕФЛЕКСИЯ –
необходимое свойство практического мышления педагога, проявляющееся в применении знаний общего к конкретным ситуациям, способность к анализу, осмыслению и конструированию смыслообразующей ценностной основы своей деятельности, основанной на отражении себя как субъекта деятельности, личности и индивидуальности в системе общественных отношений.
Формы рефлексии
- выступает в виде «мотивировок» и «самооценок»;
- обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент;
- рассматривается как способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
СИТУАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Формы рефлексии
- служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом;
- направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы;
- может служить для выявления возможных ошибок, причин собственных неудач и успехов.
РЕТРОСПЕКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Формы рефлексии
ПЕРСПЕКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
- включает размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности;
- планирование и выбор наиболее эффективных способов конструирования.
Функции рефлексии
ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ
КОММУНИКАТИВНАЯ
ОРГАНИЗАТОРСКАЯ
организация наиболее эффективных способов взаимодействия совместной деятельности
проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса
продуктивное общение участников педагогического процесса
СМЫСЛОТВОРЧЕСКАЯ
МОТИВАЦИОННАЯ
КОРРЕКЦИО ННАЯ
определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат
формирование осмысленности деятельности и взаимодействия
побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ
активную исследовательскую позицию педагога по отношению к своей деятельности
и к себе как ее субъекту
с целью конструктивного преобразования деятельности и дальнейшего самосовершенствования
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ―
сложный психологический феномен, проявляющийся в способности педагога входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности
и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности обучающегося
Двухуровневая концептуальная модель педагогической рефлексии
2) СОБСТВЕННО ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ
1) ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
профессионально-личностная субъектная ориентация педагога в его деятельности и личностная, субъектная включенность в рефлексивную ситуацию
конструктивно-исполнительские, мотивационные, прогностические аспекты, отражающиеся в рефлексивном сознании
Типы рефлексивных действий
1) ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
(предметно-содержательный)
2) ОЦЕНОЧНЫЙ
(анализ психологической стороны деятельности, взаимоотношений с учащимися, характеристика управления их деятельностью)
Своеобразие профессиональной деятельности педагога состоит в том, что она СТРОИТСЯ ПО ТИПУ ОБЩЕНИЯ , т.е. взаимодействия и коммуникации в системе «учитель – учащиеся», «воспитатель-воспитанник».
ОБУЧЕНИЕ ВЫСТУПАЕТ
- как творческое общение педагога и детей;
- как процесс совместного поиска и действия.
Виды управления
РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
АВТОРИТАРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Ведущая идея – гуманистическая: центральная фигура – ребёнок, его цель – научиться учиться, педагог организует процесс познания
Ведущая идея – традиционная :
педагог – центральная фигура, направляет обучение ребёнка на приобретение «правильной» информации.
Авторитарное управление
ПЕДАГОГ ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ,
в то время как дети являются лишь объектами , которые вынуждены действовать по направлению, указанному педагогом
Рефлексивное управление
- ставит ребёнка в позицию активного субъекта учения и воспитания;
- развивает способность ребёнка к самоуправлению собственным учением;
- организует процесс обучения как решение учебно-познавательных и воспитательных проблем на основе творческого диалога с детьми;
- высокий уровень социально-перцептивных способностей педагога, обеспечивающих процесс адекватного восприятия и понимания своих учеников, воспитанников, и через них - в зеркальном отражении - самого себя.
РЕАЛИЗУЕТ
ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ СТРАТЕГИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПОДДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКЕ
Основан на установлении строго авторитарного руководства, жесткого контроля соблюдения правил поведения всеми учащимися.
ПОДХОД 1
- Цель - дисциплина в классе – достигается.
- Теряется возможность установления атмосферы взаимопонимания и доверия, основанной на близком психологическом контакте, способствующем личностному росту как обучающихся, так и педагога.
- Рефлексивные способности учителя практически не востребуются.
Основан на предположении, что порядок в классе зависит не столько от того, как часто и активно учитель вмешивается в деятельность учеников, сколько от того, как учитель организует урок.
ПОДХОД 2
- Цель - дисциплина в классе – достигается.
- Учитель выстраивает гибкий сценарий урока, учитывающий способы удержания внимания учеников и привлечения их к активному участию в совместной деятельности.
- Использует приемы активизации деятельности учеников.
Приемы активизации деятельности учеников (по Г.Лефранусуа)
каждый ученик в какой-либо форме отчитывается за результаты своей работы на уроке
- В ходе доклада товарища ученики делают записи, отражающие понимание прослушанного.
- Дают комментарий по этим записям или задают вопросы.
- Дают оценку услышанному.
Приемы активизации деятельности учеников (по Г.Лефранусуа)
использовать сигналы
- Педагог, задавая вопросы, обращается к разным детям наугад.
- Предлагает интерактивные задания.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
ПОДЧЕРКНУТО НЕЗАВИСИМАЯ ПОЗИЦИЯ
попытаться внутренне встать на место подростка, взглянуть на ситуацию глазами подростка
ДЕРЗКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
разобраться в скрытых мотивах поведения
найти выход из конфликтной ситуации
СОПРОТИВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ДЕЙСТВИЮ
Цели, определяющие поведение трудного ребенка
потребность привлечь внимание
проявить власть
взять реванш
выглядеть беспомощным и неадекватным
Педагогу, чтобы понять поведение ребенка, следует осмыслить его цели, осмыслить, каким образом они интерпретируются в его поведении. И, не вступая в конфликт, решить вопрос, основываясь на внимании и поддержки.
Из всех умений, определяющих общение, УМЕНИЕ СЛУШАТЬ является самым необходимым, и именно поэтому оно требует совершенствования в наибольшей мере
(Н.Г. Суворова)
Слушание как активный познавательный и коммуникативный процесс
- определяет эффективность обратной связи на всех уровнях;
- способствует лучшему пониманию партнера, успешному достижению цели общения;
- имеет высокий потенциал установления взаимопонимания;
- сокращает дистанцию в общении;
- порождает чувства доверия.
Способность педагога
анализировать и оценивать свои чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности, степень их соответствия профессиональным задачам свидетельствует о его ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ .
(Л.М. Митина)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
поддерживает стабильность
способствует динамичности содержания
Я-КОНЦЕПЦИЯ
Каждый человек в той или иной степени знает предпочитаемые способы работы с текстом, подходы к решению задач, наработанные стратегии в принятии решений, даже свои типичные ошибки.
Для педагога важно не просто приблизительное знание о себе, а глубокое рефлексивное исследование своей индивидуальности.
Принятие решения педагогом
Импульсивный стиль
Рефлексивный стиль
- педагог проявит меньшую торопливость и большую рассудительность;
- побуждает детей к неспешным и углубленным размышлениям;
- «притормаживает» импульсивных детей, укоряя их за «легкость мыслей».
- быстрое принятие решения педагогом способствует совершению ошибок;
- поощряет детей за быстроту и спонтанность в генерировании идей и гипотез;
- раздражает медлительность и нерешительность детей с рефлексивным стилем.
Профессиональная деятельность педагога реализуется в конкретных условиях учебно-воспитательной работы. Совокупность этих условий, сложившихся в данный момент времени, принято называть ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ
(В.М. Кроль)
педагогическая ситуация
ПРОТИВОРЕЧИЕ
между ЦЕЛЬЮ ,
которую ставит учитель, и ВОЗМОЖНОСТЬЮ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ
ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ
педагогической задачи
степень проблемности
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ПРАКТИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ – это решение конкретной педагогической задачи.
Этапы решения педагогической задачи
- проектирование предметного содержания и форм деятельности детей, которые необходимы для достижения поставленной цели;
- исполнение намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с детьми;
- итоговая оценка достигнутых результатов.
Функциональная позиция педагога в ходе реализации этапов решения педагогической задачи
педагог как организатор деятельности детей по решению учебной задачи - «эксперт по коммуникации
педагог как создатель своего собственного опыта - «исследователь - аналитик»
педагог как проектировщик
своей собственной деятельности по обучению детей - «эксперт по подаче информации»
Виды рефлексии в зависимости от функциональной позиции педагога
1) «эксперт по подаче информации» - конструирующая рефлексия;
2) «эксперт по коммуникации» - интерактивная рефлексия;
3) «исследователь-аналитик» - обзорная рефлексия.
Рефлексивная позиция «эксперт по подаче информации»
ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА : планирующие действия.
- Рефлексивные процессы сознания обращены на содержание предстоящего урока и приобретают конструирующий характер.
- Рефлексивную оценку своих проективных действий педагог делает, соотнося их с конкретными индивидуальными особенностями детьми, возможностями их развития.
- Совершает превращение сложного в простое , неинтересного в увлекательное .
Рефлексивная позиция «эксперт по коммуникации»
ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА: процесс учебного взаимодействия, дети, их действия, эмоциональные реакции, отношения
- Рефлексия сопровождает действия, совпадая с ними по времени.
- Вплетенность рефлексии в практическую деятельность.
- Необходимость принятия решений в режиме реального времени.
- Требует от педагога проявления таких качеств практического мышления, как гибкость, критичность, быстрота и осмотрительность.
Рефлексивная позиция «исследователь-аналитик»
ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА: свой опыт и опыт других педагогов.
- Носит обзорный характер и направлена на анализ, оценку, обобщение своего опыта, осмысление опыта других учителей.
- Определяется профессиональным ростом педагога.
Рефлексирующий педагог должен быть способным становиться на точку зрения ребёнка, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ребёнок воспринимает определенную ситуацию, объяснять, почему он действует так, а не иначе. Более того, педагог должен рефлексивно отображать «внутреннюю картину мира», которой овладевает ребёнок.
Роль рефлексии в педагогической деятельности
1) необходима для осознанного отношения к своей профессиональной деятельности;
2) является основанием для осуществления контроля и управления профессиональной деятельностью;
3) защищает от личностной деформации и помогает преодолеть стереотипы в деятельности;
4) необходима для осознанного отношения к своей профессиональной деятельности;
5) является одним из основных механизмов развития самой деятельности и личностного самосовершенствования.