СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рефлексия как условие профессионального развития педагога"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексия в современной педагогичесской деятельности учителя свидетельствует о том что педагог стремится использовать в разумных пределах все то новое что предлагает современная методика преподавания.

Просмотр содержимого документа
«"Рефлексия как условие профессионального развития педагога"»

Рефлексия как условие  профессионального развития педагога

Рефлексия как условие профессионального развития педагога

В современном обществе меняется социокультурная ситуация, что требует пересмотра представлений о целях и сущности образования. На первый план выходит ценность саморазвития как фундаментальная способность человека быть субъектом своей жизнедеятельности.

В современном обществе меняется социокультурная ситуация, что требует пересмотра представлений о целях и сущности образования. На первый план выходит ценность саморазвития как фундаментальная способность человека быть субъектом своей жизнедеятельности.

СМЫСЛОВАЯ ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ  наличие условий и возможностей для саморазвития педагога и обучающихся в образовательном пространстве

СМЫСЛОВАЯ ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

наличие условий и возможностей для саморазвития педагога и обучающихся

в образовательном пространстве

Ориентация на новое качество образования предъявляет новые ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА . На международном уровне (TUNING) СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ определяется как одна из ключевых компетенций интегративного характера. ТРЕБОВАНИЯ

Ориентация на новое качество образования предъявляет новые ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА .

На международном уровне (TUNING) СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ

определяется как одна из ключевых компетенций интегративного характера.

ТРЕБОВАНИЯ

Компоненты  способности к саморазвитию теоретическое знание академической области, способность знать и понимать знание как понимание практическое и оперативное применение знаний к конкретным целям знание как действие ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни знание как быть 5

Компоненты способности к саморазвитию

теоретическое знание академической области, способность знать и понимать

знание как понимание

практическое и оперативное применение знаний к конкретным целям

знание как действие

ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни

знание как быть

5

Компоненты  способности к саморазвитию Компетенция способности к саморазвитию формируется как СИСТЕМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ , включающее: когнитивный компонент; деятельностный компонент; ценностно-смысловой компонент.

Компоненты способности к саморазвитию

Компетенция способности к саморазвитию формируется как СИСТЕМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ , включающее:

  • когнитивный компонент;
  • деятельностный компонент;
  • ценностно-смысловой компонент.
Требования, предъявляемые к педагогу 1) способность РАЗМЫШЛЯТЬ  над собственной системой ценностей, ПОНИМАТЬ цели и направления развития образовательных систем; 2) умение ПОНЯТЬ внутренний мир учащихся и сложности образовательного процесса, РЕАГИРОВАТЬ на различные потребности учащихся; 3) готовность УЛУЧШАТЬ  среду обучения, создавать благоприятный климат; 4) способность УЧИТЫВАТЬ социальные и культурные факторы; 5) готовность НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за качество своей деятельности. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Требования, предъявляемые к педагогу

1) способность РАЗМЫШЛЯТЬ над собственной системой ценностей, ПОНИМАТЬ цели и направления развития образовательных систем;

2) умение ПОНЯТЬ внутренний мир учащихся и сложности образовательного процесса, РЕАГИРОВАТЬ на различные потребности учащихся;

3) готовность УЛУЧШАТЬ среду обучения, создавать благоприятный климат;

4) способность УЧИТЫВАТЬ социальные и культурные факторы;

5) готовность НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за качество своей деятельности.

СОВРЕМЕННЫЙ

ЭТАП РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

Ступени профессионального роста педагога зависят от ряда субъективных и объективных факторов. Не всегда сам педагог готов к профессиональному росту и развитию. Ряд исследований указывают на то, что определенная часть педагогов нуждается в помощи и сопровождении в вопросах профессионального развития.

Ступени профессионального роста педагога зависят от ряда субъективных и объективных факторов. Не всегда сам педагог готов к профессиональному росту и развитию.

Ряд исследований указывают на то, что определенная часть педагогов нуждается в помощи и сопровождении в вопросах профессионального развития.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВАЖНЕЙШЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА РЕФЛЕКСИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВАЖНЕЙШЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

РЕФЛЕКСИЯ

рефлексия непосредственное взаимодействие с детьми проектирование и конструирование учебно-воспитательной деятельности самоанализ и самооценка собственной деятельности, самого себя как ее субъекта

рефлексия

непосредственное взаимодействие с детьми

проектирование и конструирование учебно-воспитательной деятельности

самоанализ и самооценка собственной деятельности, самого себя как ее субъекта

РЕФЛЕКСИЯ –   необходимое свойство практического мышления педагога, проявляющееся в применении знаний общего к конкретным ситуациям, способность к анализу, осмыслению и конструированию смыслообразующей ценностной основы своей деятельности, основанной на отражении себя как субъекта деятельности, личности и индивидуальности в системе общественных отношений.

РЕФЛЕКСИЯ  

необходимое свойство практического мышления педагога, проявляющееся в применении знаний общего к конкретным ситуациям, способность к анализу, осмыслению и конструированию смыслообразующей ценностной основы своей деятельности, основанной на отражении себя как субъекта деятельности, личности и индивидуальности в системе общественных отношений.

Формы рефлексии выступает в виде «мотивировок» и «самооценок»; обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент; рассматривается как способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями. СИТУАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Формы рефлексии

  • выступает в виде «мотивировок» и «самооценок»;
  • обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент;
  • рассматривается как способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

СИТУАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Формы рефлексии служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом; направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы; может служить для выявления возможных ошибок, причин собственных неудач и успехов. РЕТРОСПЕКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Формы рефлексии

  • служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом;
  • направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы;
  • может служить для выявления возможных ошибок, причин собственных неудач и успехов.

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Формы рефлексии ПЕРСПЕКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ включает размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности;  планирование и выбор наиболее эффективных способов конструирования.

Формы рефлексии

ПЕРСПЕКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

  • включает размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности;
  • планирование и выбор наиболее эффективных способов конструирования.
Функции рефлексии ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ОРГАНИЗАТОРСКАЯ организация наиболее эффективных способов взаимодействия совместной деятельности проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса продуктивное общение участников педагогического процесса СМЫСЛОТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИОННАЯ КОРРЕКЦИО ННАЯ определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат формирование осмысленности деятельности и взаимодействия побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности

Функции рефлексии

ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ

КОММУНИКАТИВНАЯ

ОРГАНИЗАТОРСКАЯ

организация наиболее эффективных способов взаимодействия совместной деятельности

проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса

продуктивное общение участников педагогического процесса

СМЫСЛОТВОРЧЕСКАЯ

МОТИВАЦИОННАЯ

КОРРЕКЦИО ННАЯ

определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат

формирование осмысленности деятельности и взаимодействия

побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ  активную исследовательскую позицию педагога по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью конструктивного преобразования деятельности и дальнейшего самосовершенствования

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ

активную исследовательскую позицию педагога по отношению к своей деятельности

и к себе как ее субъекту

с целью конструктивного преобразования деятельности и дальнейшего самосовершенствования

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ―  сложный психологический феномен, проявляющийся в способности педагога входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности обучающегося

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ―

сложный психологический феномен, проявляющийся в способности педагога входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности

и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности обучающегося

Двухуровневая концептуальная модель педагогической рефлексии 2) СОБСТВЕННО ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ 1) ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ профессионально-личностная субъектная ориентация педагога в его деятельности и личностная, субъектная включенность в рефлексивную ситуацию конструктивно-исполнительские, мотивационные, прогностические аспекты, отражающиеся в рефлексивном сознании

Двухуровневая концептуальная модель педагогической рефлексии

2) СОБСТВЕННО ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ

1) ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

профессионально-личностная субъектная ориентация педагога в его деятельности и личностная, субъектная включенность в рефлексивную ситуацию

конструктивно-исполнительские, мотивационные, прогностические аспекты, отражающиеся в рефлексивном сознании

Типы рефлексивных действий 1) ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ (предметно-содержательный) 2) ОЦЕНОЧНЫЙ (анализ психологической стороны деятельности, взаимоотношений с учащимися, характеристика управления их деятельностью)

Типы рефлексивных действий

1) ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ

(предметно-содержательный)

2) ОЦЕНОЧНЫЙ

(анализ психологической стороны деятельности, взаимоотношений с учащимися, характеристика управления их деятельностью)

Своеобразие профессиональной деятельности педагога состоит в том, что она СТРОИТСЯ ПО ТИПУ ОБЩЕНИЯ ,  т.е. взаимодействия и коммуникации  в системе «учитель – учащиеся», «воспитатель-воспитанник». ОБУЧЕНИЕ ВЫСТУПАЕТ  как творческое общение педагога и детей;  как процесс совместного поиска и действия.

Своеобразие профессиональной деятельности педагога состоит в том, что она СТРОИТСЯ ПО ТИПУ ОБЩЕНИЯ , т.е. взаимодействия и коммуникации в системе «учитель – учащиеся», «воспитатель-воспитанник».

ОБУЧЕНИЕ ВЫСТУПАЕТ

  • как творческое общение педагога и детей;
  • как процесс совместного поиска и действия.
Виды управления РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОРИТАРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Ведущая идея – гуманистическая: центральная фигура – ребёнок, его цель – научиться учиться, педагог организует процесс познания Ведущая идея – традиционная : педагог – центральная фигура, направляет обучение ребёнка на приобретение «правильной» информации.

Виды управления

РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

АВТОРИТАРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Ведущая идеягуманистическая: центральная фигура – ребёнок, его цель – научиться учиться, педагог организует процесс познания

Ведущая идеятрадиционная :

педагог – центральная фигура, направляет обучение ребёнка на приобретение «правильной» информации.

Авторитарное управление  ПЕДАГОГ ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА , в то время как дети являются лишь  объектами , которые вынуждены  действовать по направлению, указанному педагогом

Авторитарное управление

ПЕДАГОГ ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ,

в то время как дети являются лишь объектами , которые вынуждены действовать по направлению, указанному педагогом

Рефлексивное управление ставит ребёнка в позицию активного субъекта учения и воспитания; развивает способность ребёнка к самоуправлению собственным учением; организует процесс обучения как решение учебно-познавательных и воспитательных проблем на основе творческого диалога с детьми; высокий уровень социально-перцептивных способностей педагога, обеспечивающих процесс адекватного восприятия и понимания своих учеников, воспитанников, и через них - в зеркальном отражении - самого себя. РЕАЛИЗУЕТ ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ СТРАТЕГИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Рефлексивное управление

  • ставит ребёнка в позицию активного субъекта учения и воспитания;
  • развивает способность ребёнка к самоуправлению собственным учением;
  • организует процесс обучения как решение учебно-познавательных и воспитательных проблем на основе творческого диалога с детьми;
  • высокий уровень социально-перцептивных способностей педагога, обеспечивающих процесс адекватного восприятия и понимания своих учеников, воспитанников, и через них - в зеркальном отражении - самого себя.

РЕАЛИЗУЕТ

ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ СТРАТЕГИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПОДДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКЕ

ПОДДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКЕ

Основан на установлении строго авторитарного руководства, жесткого контроля соблюдения правил поведения всеми учащимися. ПОДХОД 1 Цель - дисциплина в классе – достигается. Теряется возможность установления атмосферы взаимопонимания и доверия, основанной на близком психологическом контакте, способствующем личностному росту как обучающихся, так и педагога. Рефлексивные способности учителя практически не востребуются.

Основан на установлении строго авторитарного руководства, жесткого контроля соблюдения правил поведения всеми учащимися.

ПОДХОД 1

  • Цель - дисциплина в классе – достигается.
  • Теряется возможность установления атмосферы взаимопонимания и доверия, основанной на близком психологическом контакте, способствующем личностному росту как обучающихся, так и педагога.
  • Рефлексивные способности учителя практически не востребуются.
Основан на предположении, что порядок в классе зависит не столько от того, как часто и активно учитель вмешивается в деятельность учеников, сколько от того, как учитель организует урок. ПОДХОД 2 Цель - дисциплина в классе – достигается. Учитель выстраивает гибкий сценарий урока, учитывающий способы удержания внимания учеников и привлечения их к активному участию в совместной деятельности. Использует приемы активизации деятельности учеников.

Основан на предположении, что порядок в классе зависит не столько от того, как часто и активно учитель вмешивается в деятельность учеников, сколько от того, как учитель организует урок.

ПОДХОД 2

  • Цель - дисциплина в классе – достигается.
  • Учитель выстраивает гибкий сценарий урока, учитывающий способы удержания внимания учеников и привлечения их к активному участию в совместной деятельности.
  • Использует приемы активизации деятельности учеников.
Приемы активизации деятельности учеников  (по Г.Лефранусуа) каждый ученик в какой-либо форме отчитывается за результаты своей работы на уроке В ходе доклада товарища ученики делают записи, отражающие понимание прослушанного. Дают комментарий по этим записям или задают вопросы. Дают оценку услышанному.

Приемы активизации деятельности учеников (по Г.Лефранусуа)

каждый ученик в какой-либо форме отчитывается за результаты своей работы на уроке

  • В ходе доклада товарища ученики делают записи, отражающие понимание прослушанного.
  • Дают комментарий по этим записям или задают вопросы.
  • Дают оценку услышанному.

Приемы активизации деятельности учеников  (по Г.Лефранусуа) использовать сигналы Педагог, задавая вопросы, обращается к разным детям наугад. Предлагает интерактивные задания.

Приемы активизации деятельности учеников (по Г.Лефранусуа)

использовать сигналы

  • Педагог, задавая вопросы, обращается к разным детям наугад.
  • Предлагает интерактивные задания.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

ПОДЧЕРКНУТО НЕЗАВИСИМАЯ ПОЗИЦИЯ попытаться внутренне встать на место подростка, взглянуть на ситуацию глазами подростка ДЕРЗКОЕ ПОВЕДЕНИЕ  разобраться в скрытых мотивах поведения найти выход из конфликтной ситуации СОПРОТИВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ДЕЙСТВИЮ

ПОДЧЕРКНУТО НЕЗАВИСИМАЯ ПОЗИЦИЯ

попытаться внутренне встать на место подростка, взглянуть на ситуацию глазами подростка

ДЕРЗКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

разобраться в скрытых мотивах поведения

найти выход из конфликтной ситуации

СОПРОТИВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ДЕЙСТВИЮ

Цели, определяющие поведение  трудного ребенка потребность привлечь внимание  проявить власть взять реванш выглядеть беспомощным и неадекватным

Цели, определяющие поведение трудного ребенка

потребность привлечь внимание

проявить власть

взять реванш

выглядеть беспомощным и неадекватным

Педагогу, чтобы понять поведение ребенка, следует осмыслить его цели, осмыслить, каким образом они интерпретируются в его поведении. И, не вступая в конфликт, решить вопрос, основываясь на внимании и поддержки.

Педагогу, чтобы понять поведение ребенка, следует осмыслить его цели, осмыслить, каким образом они интерпретируются в его поведении. И, не вступая в конфликт, решить вопрос, основываясь на внимании и поддержки.

Из всех умений, определяющих общение, УМЕНИЕ СЛУШАТЬ является самым необходимым, и именно поэтому оно требует совершенствования в наибольшей мере   (Н.Г. Суворова)

Из всех умений, определяющих общение, УМЕНИЕ СЛУШАТЬ является самым необходимым, и именно поэтому оно требует совершенствования в наибольшей мере

(Н.Г. Суворова)

Слушание как активный познавательный и коммуникативный процесс определяет эффективность обратной связи на всех уровнях; способствует лучшему пониманию партнера, успешному достижению цели общения; имеет высокий потенциал установления взаимопонимания; сокращает дистанцию в общении;  порождает чувства доверия.

Слушание как активный познавательный и коммуникативный процесс

  • определяет эффективность обратной связи на всех уровнях;
  • способствует лучшему пониманию партнера, успешному достижению цели общения;
  • имеет высокий потенциал установления взаимопонимания;
  • сокращает дистанцию в общении;
  • порождает чувства доверия.
Способность педагога анализировать и оценивать свои чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности, степень их соответствия профессиональным задачам свидетельствует о его ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ .   (Л.М. Митина) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Способность педагога

анализировать и оценивать свои чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности, степень их соответствия профессиональным задачам свидетельствует о его ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ .

(Л.М. Митина)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ поддерживает стабильность способствует динамичности содержания Я-КОНЦЕПЦИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

поддерживает стабильность

способствует динамичности содержания

Я-КОНЦЕПЦИЯ

Каждый человек в той или иной степени знает предпочитаемые способы работы с текстом, подходы к решению задач, наработанные стратегии в принятии решений, даже свои типичные ошибки. Для педагога важно не просто приблизительное знание о себе, а глубокое рефлексивное исследование своей индивидуальности.

Каждый человек в той или иной степени знает предпочитаемые способы работы с текстом, подходы к решению задач, наработанные стратегии в принятии решений, даже свои типичные ошибки.

Для педагога важно не просто приблизительное знание о себе, а глубокое рефлексивное исследование своей индивидуальности.

Принятие решения педагогом Импульсивный стиль Рефлексивный стиль педагог проявит меньшую торопливость и большую рассудительность; побуждает детей к неспешным и углубленным размышлениям; «притормаживает» импульсивных детей, укоряя их за «легкость мыслей». быстрое принятие решения педагогом способствует совершению ошибок; поощряет детей за быстроту и спонтанность в генерировании идей и гипотез; раздражает медлительность и нерешительность детей с рефлексивным стилем.

Принятие решения педагогом

Импульсивный стиль

Рефлексивный стиль

  • педагог проявит меньшую торопливость и большую рассудительность;
  • побуждает детей к неспешным и углубленным размышлениям;
  • «притормаживает» импульсивных детей, укоряя их за «легкость мыслей».
  • быстрое принятие решения педагогом способствует совершению ошибок;
  • поощряет детей за быстроту и спонтанность в генерировании идей и гипотез;
  • раздражает медлительность и нерешительность детей с рефлексивным стилем.

Профессиональная деятельность педагога реализуется в конкретных условиях учебно-воспитательной работы. Совокупность этих условий, сложившихся в данный момент времени, принято называть ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ (В.М. Кроль)

Профессиональная деятельность педагога реализуется в конкретных условиях учебно-воспитательной работы. Совокупность этих условий, сложившихся в данный момент времени, принято называть ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ

(В.М. Кроль)

педагогическая ситуация  ПРОТИВОРЕЧИЕ между  ЦЕЛЬЮ , которую ставит учитель, и ВОЗМОЖНОСТЬЮ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ педагогической задачи степень проблемности

педагогическая ситуация

ПРОТИВОРЕЧИЕ

между ЦЕЛЬЮ ,

которую ставит учитель, и ВОЗМОЖНОСТЬЮ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ

ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ

педагогической задачи

степень проблемности

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ПРАКТИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ – это решение конкретной педагогической задачи.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ПРАКТИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ – это решение конкретной педагогической задачи.

Этапы решения педагогической задачи проектирование предметного содержания и форм деятельности детей, которые необходимы для достижения поставленной цели; исполнение намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с детьми; итоговая  оценка достигнутых результатов.

Этапы решения педагогической задачи

  • проектирование предметного содержания и форм деятельности детей, которые необходимы для достижения поставленной цели;
  • исполнение намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с детьми;
  • итоговая оценка достигнутых результатов.
 Функциональная позиция педагога в ходе реализации этапов решения педагогической задачи   педагог как организатор деятельности детей по решению учебной задачи - «эксперт по коммуникации педагог как создатель своего собственного опыта - «исследователь - аналитик» педагог как проектировщик своей собственной деятельности по обучению детей - «эксперт по подаче информации»

Функциональная позиция педагога в ходе реализации этапов решения педагогической задачи

педагог как организатор деятельности детей по решению учебной задачи - «эксперт по коммуникации

педагог как создатель своего собственного опыта - «исследователь - аналитик»

педагог как проектировщик

своей собственной деятельности по обучению детей - «эксперт по подаче информации»

Виды рефлексии в зависимости от функциональной позиции педагога 1) «эксперт по подаче информации» -   конструирующая рефлексия; 2) «эксперт по коммуникации» -   интерактивная рефлексия; 3) «исследователь-аналитик» -  обзорная рефлексия.

Виды рефлексии в зависимости от функциональной позиции педагога

1) «эксперт по подаче информации» - конструирующая рефлексия;

2) «эксперт по коммуникации» - интерактивная рефлексия;

3) «исследователь-аналитик» - обзорная рефлексия.

Рефлексивная позиция  «эксперт по подаче информации» ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА : планирующие действия. Рефлексивные процессы сознания обращены на содержание предстоящего урока и приобретают конструирующий характер. Рефлексивную оценку своих проективных действий педагог делает, соотнося их с конкретными индивидуальными особенностями детьми, возможностями их развития. Совершает превращение сложного в простое , неинтересного в увлекательное .

Рефлексивная позиция «эксперт по подаче информации»

ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА : планирующие действия.

  • Рефлексивные процессы сознания обращены на содержание предстоящего урока и приобретают конструирующий характер.
  • Рефлексивную оценку своих проективных действий педагог делает, соотнося их с конкретными индивидуальными особенностями детьми, возможностями их развития.
  • Совершает превращение сложного в простое , неинтересного в увлекательное .
Рефлексивная позиция  «эксперт по коммуникации» ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА: процесс учебного взаимодействия, дети, их действия, эмоциональные реакции, отношения Рефлексия сопровождает действия, совпадая с ними по времени. Вплетенность рефлексии в практическую деятельность. Необходимость принятия решений в режиме реального времени. Требует от педагога проявления таких качеств практического мышления, как гибкость, критичность, быстрота и осмотрительность.

Рефлексивная позиция «эксперт по коммуникации»

ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА: процесс учебного взаимодействия, дети, их действия, эмоциональные реакции, отношения

  • Рефлексия сопровождает действия, совпадая с ними по времени.
  • Вплетенность рефлексии в практическую деятельность.
  • Необходимость принятия решений в режиме реального времени.
  • Требует от педагога проявления таких качеств практического мышления, как гибкость, критичность, быстрота и осмотрительность.
Рефлексивная позиция  «исследователь-аналитик» ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА: свой опыт и опыт других педагогов. Носит обзорный характер и направлена на анализ, оценку, обобщение своего опыта, осмысление опыта других учителей. Определяется профессиональным ростом педагога.

Рефлексивная позиция «исследователь-аналитик»

ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА: свой опыт и опыт других педагогов.

  • Носит обзорный характер и направлена на анализ, оценку, обобщение своего опыта, осмысление опыта других учителей.
  • Определяется профессиональным ростом педагога.
Рефлексирующий педагог должен быть способным становиться на точку зрения ребёнка, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ребёнок воспринимает определенную ситуацию, объяснять, почему он действует так, а не иначе. Более того, педагог должен рефлексивно отображать «внутреннюю картину мира», которой овладевает ребёнок.

Рефлексирующий педагог должен быть способным становиться на точку зрения ребёнка, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ребёнок воспринимает определенную ситуацию, объяснять, почему он действует так, а не иначе. Более того, педагог должен рефлексивно отображать «внутреннюю картину мира», которой овладевает ребёнок.

Роль рефлексии в педагогической деятельности 1) необходима для осознанного отношения к своей профессиональной деятельности; 2) является основанием для осуществления контроля и управления профессиональной деятельностью; 3) защищает от личностной деформации и помогает преодолеть стереотипы в деятельности; 4) необходима для осознанного отношения к своей профессиональной деятельности; 5) является одним из основных механизмов развития самой деятельности и личностного самосовершенствования.

Роль рефлексии в педагогической деятельности

1) необходима для осознанного отношения к своей профессиональной деятельности;

2) является основанием для осуществления контроля и управления профессиональной деятельностью;

3) защищает от личностной деформации и помогает преодолеть стереотипы в деятельности;

4) необходима для осознанного отношения к своей профессиональной деятельности;

5) является одним из основных механизмов развития самой деятельности и личностного самосовершенствования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!