РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – НЕ ПРОСТО «СМАЙЛИКИ»
Лысенко Ольга Николаевна, директор МОУ «ШКОЛА №4 ГОРОДА ТОРЕЗА», учитель истории высшей категории;
Громовенко Наталия Алексеевна, учитель математики МОУ «ШКОЛА №4 ГОРОДА ТОРЕЗА» высшей категории, учитель-методист.
АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрена роль рефлексии на уроке на принципе системно-деятельностного подхода к обучению, включенного в Государственные стандарты образования Донецкой Народной республики. Раскрыт психологический аспект в организации рефлексии ученика на уроке. Выделена классификация видов рефлексии образовательного процесса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: классификация видов рефлексии, психологический подход, развивающая среда, рефлексия, системно-деятельностный подход, самопознание, саморазвитие, самоанализ, урок.
Если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь в зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в жизни. М.Монтель
В связи с изменениями в образовании и требованиями Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики, связанными с введением системно-деятельностного подхода к обучению, который направлен на: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной развивающей среды в системе образования; обеспечение активной учебно-познавательной деятельности обучающихся; построение коррекционно-образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [1], рефлексия становится необходимой частью образовательного процесса и обязательным условием создания развивающей среды на уроке.
Методологические основы Государственных стандартов образования ДНР определили целью способность личности ученика к непрерывному самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, сформированность его мотивации к целенаправленной познавательной деятельности. ценностно-смысловых установок. [1]
Рефлексии дает ему возможность определять границы знания и незнания и формирует умение учиться.
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. [3]
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. [3]
В последние годы рефлексии в педагогической практике уделяется достаточно много внимания. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учащихся», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов. Таким образом, формирование рефлексии учащихся становится одной из тенденций современного образования. [4]
Ряд российских и зарубежных авторов, в частности: Л.В Бизяева, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, А.А. Реан, Б.П. Ковалев, С.Л. Рубинштейн отмечают, что педагогическая рефлексия выполняет ряд функций.
Рефлексия (reflexio) с латинского - «обращение назад». Это понятие означает размышление о своем психоэмоциональном состоянии, самонаблюдение, самопознание и самоанализ основных компонентов деятельности и ее результатов.
Учителя не часто применяют метод рефлексии в учебном процессе. Хотя рефлексивная деятельность ориентирована на активизацию образовательной деятельности учащихся.
Часть педагогов делают акцент на обучении. Они часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. И на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", разноцветных листочков и прочих картинок, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольны. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом "рефлексия"? Имеется такое! И никаких претензий. [5]
Однако необходимость методически грамотной организации этапа рефлексии очень велика. Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя. [6]
Рефлексия на уроке классифицируется:
1. По содержанию:
• устная рефлексия (устное обсуждение, рассказ, опрос);
• письменная рефлексия (сочинение, анкетирование, графическое и рисуночное изображение происходящих изменений).
2. По цели:
• рефлексия эмоционального состояния;
• рефлексия деятельности;
• рефлексия содержания.
3. По функции:
• личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная);
• интеллектуальная рефлексия .
4. По типу урока:
• после усвоения новых знаний и умений;
• промежуточная рефлексия;
• контрольная рефлексия;
• итоговая рефлексия.
5. По способам проведения: анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.
6. По форме деятельности: фронтальная (выборочная), индивидуальная, групповая, коллективная. [6]
Важен психологический подход к организации рефлексии ученика. Рефлексию можно рассматривать как мыслительный и эмоционально-чувственный процесс. В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию сознания (Выготский Л.С., Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н., Пушкин В.Н., Семенов И.Н., Смирнова Е.В., Сопиков А.П.,Степанов С.Ю. и др.), мышления (Алексеев Н.Г., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Зак А.З., Зарецкий В.К., Кулюткин Ю.Н., Рубинштейн С.Л., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др.), творчества (Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М., Степанов С.Ю., Семенов И.Н. и др.), общения (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Кондратьева С.В. и др.), личности (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С., Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др.) [8].
Психологический аспект рефлексии:
рефлексия помогает "войти" в ход решения задачи другого человека, осмыслить его, "снять" содержание и, в случае необходимости, внести коррекцию или стимулировать новое направление решения;
рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека;
рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает "Я-концепцию" человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования;
рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им. [3]
При взаимодействии с учащимися учитель может использовать, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). [3]
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов. [3]
Задача учителя так организовать рефлексию, чтобы учащимися были усвоены принципы самокоррекции эмоционального состояния, перераспределения направления своего образовательного вектора, развития очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого учащегося. Рефлексия имеет большое значение для развития как отдельной личности, так и коллектива учащихся:
· во-первых, рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о целях, содержании, формах, способах и средствах своей деятельности;
· во-вторых, позволяет критически отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем;
· в-третьих, делает человека, социальную систему субъектом своей активности. [4]
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке и формированию привычки к осмыслению событий, фактов, информации. Рефлексия способствует развитию у учащихся креативности и критического мышления, осознанного отношения к ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества. [1]
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости. [7]
Одна из задач рефлексии – выяснить, что же на самом деле происходило на уроке. Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник урока. [3]
Рефлексия: является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней. Позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты. Рефлексия существенно отличается от сознания так как сознание есть знание о другом, а рефлексия - знание себя. [8]
Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить, оценивая свою деятельность на уроке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazymon/send/4prikazy/3041-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya.
2. Маршалова Г.И. Роль рефлексии универсальных учебных действий на уроках математики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pedportal.net/po-tipu-materiala/obschepedagogicheskie-tehnologii/rol-refleksii-v-formirovanii-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah-matematiki-26642020
3. Г.Ф. Цуркан Психологический аспект проведения рефлексии на уроке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pedportal.net/nachalnye
klassy/psihologiya/psihologicheskiy-aspekt-provehttp://docplayer.ru/44683448-Rol-refleksii-v-uchebnoy-deyatelnosti-prepodavateley.html
4. Т.Н. Масанина Роль рефлексии в учебной деятельности преподавателей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docplayer.ru/44683448-Rol-refleksii-v-uchebnoy-deyatelnosti-prepodavateley.html
5. Г.Шутова Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
6. О.В. Неудахина Рефлексия как процесс управления учебной деятельностью обучающихся. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/refleksiya-kak-protsess-upravleniya-uchebnoy-deyatelnostyu-obuchayushchikhsya.html
7. Миронова Е.В. Мотивация к учебной деятельности и рефлексия как этапы современного урока истории и обществознания в условиях ФГОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/itoghovaia-rabota-po-moduliu-variativnoi-chasti-ioch.html
8. Посохова В. В. Особенности рефлексии на уроках английского языка. Дипломная работа. Педагогика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.studsell.com/view/107006/80000
3