СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия в учебном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Само по себе понятие «рефлексия» представляет собой самоанализ, самооценку. Рефлексия на уроке — это этап урока, в ходе которого ребенок самостоятельно оценивает свое состояние, свои эмоции, достижения и другие результаты своей деятельности. Рефлексия – это соотнесение цели с планируемыми результатами.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия в учебном процессе»

Министерство образования и науки РК

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя школа»













ТЕМА ДЛЯ ДОКЛАДА

«РЕФЛЕКСИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»





Выполнила: Исмаилова Э.Э.,

учитель английского языка













с. Михайловка

2017г.



Аннотация: в статье анализируется роль рефлексии как обязательного этапа урока, способствующего формированию у ребенка сознательности, самооценки, ответственности за результаты своей деятельности.

Ключевые слова: рефлексия, виды рефлексии, самоанализ личности.

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Современный урок представляет собой урок, на котором ребенка готовят быть конкурентоспособным в современном мире. Это урок, где ребенка учат учиться.

В основе урока согласно ФГОС лежит системно-деятельностный подход, исходя из которого ребенок сам что-то делает и учится, сам определяет, зачем он пришел учиться и зачем ему это надо, а также что нужно сделать для решения той или иной задачи.

Этапы современного урока в соответствии с ФГОС включают в себя:

  1. Мотивацию к деятельности, актуализацию знаний;

  2. Организацию познавательной деятельности;

  3. Закрепление и включение в систему знаний;

  4. Рефлексию учебной деятельности.

Большой интерес вызывает у меня последний из вышеперечисленных этапов – рефлексия, в связи с чем она будет подробнее рассмотрена в моем докладе.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. При этом учитель может запланировать ее проведение как в начале, середине, так и в конце урока.

Само по себе понятие «рефлексия» представляет собой самоанализ, самооценку. Рефлексия на уроке — это этап урока, в ходе которого ребенок самостоятельно оценивает свое состояние, свои эмоции, достижения и другие результаты своей деятельности. Рефлексия – это соотнесение цели с планируемыми результатами.

Признаться, в начале своей педагогической деятельности в рамках требований стандарта нового поколения, я не придала сразу большого значения рефлексии как обязательному этапу урока. Знала, что рефлексия – это самооценка. Вскоре стало ясно, что использование часто задаваемого вопроса «Вам понравился урок?», либо использование различных смайликов на карточках или на доске, не является эффективным. Практически в 100% случаев ответом на вышеуказанный вопрос следует ответ «Да!», а смайлики выбираются учащимися лишь положительные. По таким ответам сделать выводы для учителя об уроке очень сложно. И, к тому же, складывается впечатление, что дети подсознательно дают положительный ответ дабы не расстраивать учителя. Ведь он старался.

Теперь, с истечением времени, проанализировав происходящее, мне стало ясно насколько недооцененный мною ранее этап урока под названием «рефлексия» помогает учителю установить, что было понято учениками, а на что надо уделить еще большее внимание. Ведь не только мы учим детей, но и они нас. И в этом нам помогает рефлексия.

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. Причем он выступает в роли «главного героя» вместе со своими сверстниками, а учитель выступает лишь в качестве координатора действий.

Существует несколько видов рефлексии. Каждому учителю необходимо изучить и знать каждый из этих видов, т.к. это дает возможность как можно эффективнее выстроить урок.

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

В качестве используемых приемов можно подобрать:

- «Букет настроения»,

- смайлики;

- «Дерево чувств»;

- показ большого пальца (вверх/вниз);

- «Гномики»;

- «Лесенка чувств»;

- выражение с помощью слова;

- «Солнышко» и т.д.

Следует учесть то, что при использовании, к примеру, приемов «Букет настроения» или «Дерево чувств» нужно умело ориентироваться в значении «цветов» настроения: красный – восторженное, оранжевый – радостное, теплое, желтый – светлое, приятное, зеленый – спокойное, синий – неудовлетворительное, грустное, фиолетовый – тревожное, напряженное, черный – упадок, уныние.

Если вы запланировали в конце урока провести рефлексию настроения и эмоционального состояния, необходимо в начале урока после поставленных цели и плана для учащихся оповестить об этом детей:

- В конце урока мы опишем свои чувства и настроение.

Выбор приема данной рефлексии зависит от возраста и особенностей детей. Например, в младших классах, начиная со 2 класса, дети с охотой принимаются за «Солнышко» (см. Приложение 1), когда на доске пишется предложение «Мое настроение похоже на …» и которое нужно закончить, нарисовав солнышко (солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией). Либо «Гномики» (см. Приложение 2), на которые я недавно случайно натолкнулась. Учитель выбирает на свое усмотрение изображения гномиков (замечательно подходят гномики из сказки «Белоснежка и семь гномов»), располагает их на доске, а дети отдают свои предпочтения тому гному, настроение которого они разделяют в данный момент.

В более старших классах, к примеру, 6 класс, ученики выражают свои чувства и эмоции с помощью слова, либо нескольких слов на английском языке, которые заранее подготовлены учителем в качестве памяток, вклеенных на внутреннюю сторону тетрадей (см. Приложение 3). Свой выбор обосновывают.

Интересным также представляется «Ступеньки чувств» (см. Приложение 4). Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой ступени свое название: 1 – Very bad, 2 – Bad, 3 – Good, 4 – Comfortable, 5 – Excellent. Ребенок рисует изображение человечка на той ступени, которая наиболее точно передает состояние его души.

Рефлексию настроения и эмоционального состояния можно смело проводить и в начале урока для установления контакта с детьми, что является предпосылкой успешного проведения урока в комфортном режиме. Данный вид рефлексии проводится мною периодически.

  1. Рефлексия содержания учебного материала

Существуют следующие приемы данной рефлексии:

    1. . Прием незаконченного предложения

Ученикам предлагается закончить предложения «Я считаю, урок для меня полезен, потому что …», «На уроке мне удалось …», «Сегодня я не смог …». При этом на ребенка ни в коем случае нельзя давить, а спокойно выяснить почему у него это не получилось.

    1. . Рефлексия достижения цели

Как правило, в начале урока нам необходимо сформулировать цель для учащихся, которую либо записываем на доске, либо показываем на заранее подготовленном листе А-4. В конце урока нужно вернуться к данной цели и спросить:

- У нас сегодня была цель … Что у нас получилось? Достигли мы ее?

    1. Рефлексия в форме синквейна (синкан, инсерт и т.д.)

Если учитель решит использовать эту форму, то делать это нужно постоянно, чтобы дети смогли привыкнуть к ней, иначе данный этап урока затянется и будет представлять собой большую сложность. Если же ввести ее в постоянное использование, то применять можно на любом этапе урока как интересное, увлекательное задание.

    1. Таблица

Цели урока

+

(все понятно)


-

(ничего не понял)

!

(интересно, хочу знать подробнее, больше)







Для младших классов можно самому записать цели урока, со старшеклассниками цели определить можно совместно. В колонке «!» детьми записываются любопытные, интересные факты, о которых они узнали во время урока и о которых хотели бы узнать больше, а также вопросы к учителю. Вот здесь очень важно учителю увидеть и услышать просьбы ребенка.

    1. Подведение итогов урока

Каждый ребенок формулирует итоги урока, обобщая приобретенные знания, умения и навыки:

- Теперь я знаю, что …

- Теперь я умею …

- Для меня было новым …

- Я запомнил, что …

- Мне было трудно …

- Я сегодня понял, что …



  1. Рефлексия деятельности

Результатом данного вида рефлексии является самооценка активности на каждом этапе урока. Этапы деятельности, т.е. план деятельности учащихся, который устанавливается в начале урока, можно для наглядности написать на доске или прикрепить на видном месте на листе А-4. Рефлексия деятельности помогает детям осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность, выявить пробелы, которые нужно доработать.

Одним из приемов, которые я использую, являются:

- постановка вопросов

- Что тебе понравилось больше всего (меньше всего)?

- Что было особенно интересным и познавательным?

- В чём ты сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём? 

- «Ключевое слово» - ребенок называет или пишет слово, которое запомнилось либо понравилось ему больше всего. Это также может быть слово или символ, являющиеся ключевыми при выполнении той или иной деятельности.

- «Стадия бабочки» - дети встают и изображают ту стадию бабочки (яйцо – гусеница - кокон - бабочка), которая соответствует их внутренним ощущениям, т.е. чувствует ли ребенок, что сегодня на уроке он «ушел в себя» (яйцо), у него получилось «вытянуться» в чем-то (гусеница), был очень близок к пику успеха (кокон), или смог полностью «раскрыться» (бабочка).

Получив ответы на вопрос, например, «Что тебе понравилось больше всего?» порой слышу неожиданные ответы. Например, один из учеников сказал, что ему больше всего понравилось задание с заполнением пропусков. А порой дети называют динамическую паузу, которая представляет собой не просто ряд физических упражнений, а выполнение интересного задания с вовлечением элементов движения. И тогда понимаешь, что задание подобрано очень удачно. Если же имеют место ответы на противоположный вопрос, это означает, что ребенку было скучно, нудно, а значит неинтересно, и можно смело предположить, что материал на данном этапе не усвоен. Это сигнал учителю, призывающий изменить подход к выполнению той или иной деятельности и доработать в будущем.



  1. Итоговая рефлексия

Итоговая рефлексия проводится в конце изученной темы, раздела, курса. В младших классах проводится на русском языке, постепенно переходя на английский язык в более старших классах.

Провести итоговую рефлексию помогают следующие вопросы:

- Каким является мое наивысшее достижение?

- What are my highest achievements?



- Благодаря чему я смог добиться успеха?

- What helped me get success?



- Есть ли у меня трудности? В чем?

- What are my difficulties in?



- Как я собираюсь их преодолеть?

- How am I going to overcome those difficulties?



Данный вид рефлексии является очень удобным, т.к. после каждого модуля серии УМК «Starlight» (используется в нашем учебном заведении), а в младших классах еще и после окончания 1 части учебника, можно услышать от самого ребенка его самооценку, самоанализ по пройденному материалу. Для каждого учителя, и для меня в частности, важно особое внимание уделить последним двум вопросам, т.к., получив ответы именно на них, можно увидеть пробелы, которые пойдут на доработку.

На практике удивительным было услышать от ученицы 6 класса, поднявшей руку для ответа на последние вопросы, то, что, несмотря на наличие у нее одних из самых высоких результатов в классе, ребенок все же видел некоторые трудности, которые он не постеснялся назвать.

Учитель, организуя на уроке процесс рефлексии, способствует сознательному развитию в ребенке самостоятельности, предприимчивости, конкурентоспособности, ответственности за свое обучение, его оценки не только самого себя, но и оценки его окружающими людьми. Рефлексия – этап урока, позволяющий совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.



Литература

  1. Шутова Галина. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры. [Электронный ресурс]: URL: http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos (дата обращения: 07.03.2016).

  2. Маркевич-Палей А.А. Рефлексия эмоционального состояния.

[Электронный ресурс]:

URL: http://www.slideshare.net/krvuzcdyt/ss-26310832 (дата обращения: 07.03.2016).



































































Приложение 1

«Солнышко»

- Мое настроение похоже на …

- солнышко - солнышко с тучкой

- тучку - тучку с дождиком



- тучку с молнией









Приложение 2

«Гномики»

- Я разделяю настроение с …



Приложение 3

Выражение с помощью слова

Positive emotions Negative feelings   

Satisfaction Dissatisfaction

Happiness Irritation

Joy Boredom

Success Sadness

Admiration Anxiety

Pride Fear

Surprise



Why?

Because I…

  • was not bored;

  • worked hard;

  • didn’t relax;

  • answered properly;

  • was active, emotional;

  • fulfilled the task;

  • received a reward ( a good mark)































Приложение 4

«Ступеньки чувств»





5

Excellent

4

Comfortable

3

Good

2

Bad

1

Very bad






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!