Просмотр содержимого документа
«Рефлексивно-деятельностный подход»
Рефлексивно-деятельностный подход как технология индивидуальной психолого-педагогической помощи в учебной деятельности в инклюзивном образовании
Индивидуализация в учебной деятельности — обеспечение возможности ребенку двигаться в учебном предмете своим темпом и в той логике, которая в наибольшей степени способствует освоению им учебного материала и общему когнитивно-личностному развитию.
Для детей с ОВЗ в инклюзивной практике индивидуализация образовательного процесса является жизненно необходимым условием , выполнение которого позволит реализовать потенциал инклюзии с пользой для развития детей.
Одним из таких подходов, основанных на идее использования ресурса проблемной ситуации для развития, является рефлексивно-деятельностный подход (РДП ), который можно рассматривать как технологию индивидуальной психолого-педагогической помощи в учебной деятельности субъектам образовательного процесса, прежде всего самим детям.
Исходным пунктом для рефлексивно-деятельностного подхода является рассмотрение любой проблемной ситуации, возникающей в обучении, как ресурсной для развития.
Условия рефлексивно-деятельностного подхода
Ребенок занимает позицию полноправного субъекта своей деятельности
Отношения сотрудничества между ребенком и взрослым
Ребенок развивается в самостоятельной дея-ти и рефлексии
Развитие происходит через рефлексию собственных и совместных действий
Развитие происходит в нескольких направлениях
Компоненты рефлексивно-деятельностного подхода
занятие взрослым позиции сотрудника (помощника) и инициация тем самым субъектной позиции ребенка
установление эмоционально-смыслового контакта с ребенком с позиции сотрудника на основе «принятия» ребенка
проявление смысла совместной деятельности и выработка общего ее замысла
прояснение запроса ребенка на или инициация запроса на основе совместного с ребенком анализа его трудностей
совместное определение замысла конкретной деятельности
организация самостоятельного выполнения ребенком заданий
организация рефлексии на предмет установления отношений между способами деятельности и возникающими трудностями
помощь в перестройке прежних и/или конструировании новых способов деятельности, применение которых позволит справиться с трудностями;
организация рефлексии совместной деятельности, способствующей осмыслению опыта сотрудничества ребенка и взрослого
РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
деятельность должна быть выстроена так, чтобы ребенок был ее субъектом
рефлексия этой деятельности должна быть одним из основных процессов, в ней протекающих