СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный отчет по уроку внеклассного чтения "Зачем я убил коростеля?" (по одноименному рассказу В.П.Астафьева)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексивный отчет- это отчет по проведенному учителем уроку в свободной форме,подробно описывающий цели,задачи,методику. В данной разработке также рассматриваются и ключевые моменты,ход урока.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет по уроку внеклассного чтения "Зачем я убил коростеля?" (по одноименному рассказу В.П.Астафьева)»

Рефлексивный отчёт

по уроку внеклассного чтения "Зачем я убил коростеля?"

(по рассказу В.П.Астафьева)



«К хорошему уроку учитель готовится всю жизнь».

В. Сухомлинский





Сегодня нельзя работать, не занимаясь самообразованием, не знакомясь с новинками методической литературы. Чтобы идти в ногу со временем, мы обязаны повышать свою квалификацию. В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель. 

Перед педагогом, работающим на результат, возникает вопрос: как спланировать урок, чтобы научить ученика размышлять, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Учитель должен воспитать успешного ученика, вселив в него уверенность в собственные силы, знания. Сегодня жизнь ежедневно требует новых идей, новых подходов в обучении. На помощь нам пришла программа семи модулей «Новые подходы в обучении», которая помогает найти способы сделать урок интереснее, доставив детям удовольствие от использования игровых приёмов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это чёткая структура, имеющая в своей основе образовательные, развивающие и воспитательные цели. Главный элемент в учебном процессе – урок, при разработке плана которого постоянно задумываешься над тем, какой метод использовать или какую форму работы применить, чтобы развить у учащихся мыслительные способности, интерес к процессу обучения. Важно, чтобы детям было понятно, как нужно учиться, чтобы обучение не было в тягость. Именно для этого и разрабатываются всё новые и новые приёмы и методы обучения.

Свои уроки в ходе практики я разрабатывала именно с учетом внедрения семи модулей программы. При планировании урока я опиралась на основные ключевые идеи: дифференцированное обучение, обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения, обучение талантливых и одарённых детей, информационные коммуникационные технологии, учёт возрастных особенностей, новые подходы в образовании. Причиной выбора этих ключевых идей является то, что в любом классе присутствуют разные учащиеся, у которых процесс развития мышления протекает по-разному, что мне и нужно учитывать при подаче нового материала для того, чтобы урок не был скучным и не интересным.

Цели обучения определяются тем, чему учитель стремится обучить учеников. В этой связи определяющими в формулировке цели преподавания и обучения должны стать вопросы:

  • Какими знаниями должны, на Ваш взгляд, обладать ученики?

  • Какие ключевые идеи должны понять ученики?

  • Какие вопросы должны быть исследованы и проанализированы учениками?

Результаты обучения предоставят учителю информацию о том, был ли он успешен в достижении поставленных им целей обучения на уроке.

Всё запланированное содействует в понимании учителя: для кого планируется серия последовательных уроков, чему необходимо научить и какой метод оценивания необходимо использовать. 

Я, работая в средней школе, как и многие учителя, делаю выводы о том, что словарный запас наших учащихся недостаточно богат, письменная речь страдает скудным запасом фраз и оборотов. Поэтому на уроках русского языка стараюсь различными приёмами и методами добиваться улучшения результатов обучения школьников, чтобы устная и письменная речь отличались бы грамотностью и правильностью употребления. Так что же возможно сделать на уроке в пятом классе? Как же претворить идеи педагогического воздействия в жизнь?

Для того, чтобы доказать, что использование семи модулей в каждом уроке возможно, я разработала урок литературы в пятом классе. (Приложение 1).

При разработке урока я сформировала следующие цели и задачи урока:

  • образовательнаяобобщить имеющиеся знания; расширить понятия "композиция", "анафора", "авторская позиция";

  • развивающаяповторить пройденный материал, расширить словарный запас учащихся, познакомить с новыми терминами, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся, формировать навык самоконтроля и саморегуляции, работы в парах и группах;

  • воспитательнаявоспитывать в детях толерантность, интерес к литературе;  формировать у детей ответственное отношение к учебному труду и создание необходимой мотивации  на каждом уроке.

В ходе работы на уроке я старалась внедрить все семь модулей программы, применяя их на различных этапах. На протяжении всего урока велась работа с интерактивной доской.

Урок начался с просмотра видеоролика «Природа- основа жизни на Земле», который помог ребятам раскрепоститься, поднял настроение. Они с интересом смотрели ролик, не замечая, как их настроение улучшается, работоспособность увеличивается. Думаю, что на каждом уроке важно отводить время для просмотров видео такого характера. После такого настроя я использовала технологию продуктивного чтения. Учащиеся должны были определить связь ролика с темой урока (антиципация - предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Далее была создана проблемная ситуация и поставлена цель урока (Что необычного в заглавии? Кому задаёт этот вопрос автор? Предположите, почему автор ставит вопрос в заглавии? Какова цель урока сегодня?). На данном этапе я использовала прием "Корзина идей", ребята работали в группе, высказывали свои предположения.

На уроке велась как групповая, так и самостоятельная работа учащихся. Так, например одна из учениц подготовила сообщение о коростеле, самостоятельно осуществив поиск дополнительной информации, обобщив и синтезировав ее.

Следующим этапом урока была работа с художественным произведением, в ходе которой был проведен комплексный анализ текста. Этот вид работы еще достаточно сложен для учащихся данной возрастной категории, так как они узнают много новой терминологии, расширяют свой кругозор, но, тем не менее, ребята справились с поставленной задачей, проявили серьёзность и ответственность при выполнении этого задания.

На протяжении всего урока мною активно применялись методы критического мышления: создание проблемной ситуации, "корзина идей", антиципация. Конструктивную основу «технологии критического мышления»  составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  "Вызов - осмысление - размышление".

На этапе вызова из памяти  "вызывались", актуализировались имеющиеся знания и представления об изучаемом, формировался личный интерес, определялись цели рассмотрения темы. Ситуация вызова была создана умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета (необычный заголовок с вопросом),что позволило мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.  

На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающиеся  вступили в контакт с новой информацией. Произошла ее систематизация. Ученики получили возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учиться формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходило формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов я помогала обучающимся  самостоятельно отслеживать процесс  понимания материала.

Этап размышления (рефлексии) характеризовался тем, что учащиеся  закрепляли новые знания и активно перестраивали собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходило "присвоение" нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся  овладевали различными способами интегрирования информации, учились вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Ознакомившись с материалом учебника, они в парах опрашивали друг друга по теме. Прослушивая ответы в диалогах, нужно было поправлять или исправлять неверные высказывания партнёра по работе. На этапе закрепления полученных знаний было выполнено следующее задание: по группам ребята выполняли упражнение из учебника, обменявшись после выполнения тетрадями для взаимопроверки. Выполнив ещё несколько заданий из учебника, они стали лучше разбираться в теме урока, применяя полученные знания. Чтобы больше закрепить полученную информацию, я предложила следующее задание, которое помогло мне проверить степень изучения нового материала: творческая работа в написании мини-сочинения, используя определения. Задания были распределены по уровням: 1 уровень – пишу сам, 2 уровень – прошу помощи, 3 уровень – прошу большой помощи. (Приложение 4.) Кто пойдёт по второму и третьему пути, получает карточки-подсказки, которые помогают более слабым ученикам достойно справиться с заданием и не чувствовать себя хуже по отношению со своими товарищами, имеющими более высокие оценки по предмету. По окончании выполнения данного задания, ребята прочли свои сочинения в группах, выбрали интересные работы, которые были зачитаны перед классом.

На этапе рефлексии я использовала прием "Шесть шляп мышления" Эдварда Боно, что позволило учащимся говорить о том, что им понятно, что осталось сложным для понимания, о чём бы ещё хотели узнать, где можно применить полученные знания, какие эмоции они испытали на уроке. Проанализировав итоги работы детей, учитывая свои наблюдения, я пришла к выводу, что большая часть класса поняла новую тему и справилась с заданиями хорошо.

На протяжении всего урока я наблюдала за работой групп и каждого ученика в отдельности. Важным открытием для меня стало то, что дети учатся друг у друга значительно быстрее, а если бы весь урок объясняла и говорила только я, такого результата, конечно же, не было. Стоит ещё поработать над тем, чтобы наладить работу консультантов, которые помогут в получении знаний своим товарищам, нуждающимся в дополнительном объяснении нового материала.

Итак, что же у меня получилось?

Написание синквейна на тему "Природа"- позволило как высокомотивированным, так и низкомотивированным ребятам раскрыть свои творческие способности, проявить себя.

Считаю, что удалась работа в группах, потому что её применяю систематически. Ученики работали слаженно, активно, старались участвовать в обсуждениях, стремились выступать в защиту работы группы. Более слабые ребята перестали бояться отвечать. Поразило то, что Малов Данил (ученик с низкой оценкой по предмету) быстрее усвоил материал и даже пытался подсказывать ученику, имеющему более высокий балл по предмету. Новгородова Валерия, всегда отмалчивающаяся на уроках, заговорила и включилась в работу группы, старалась достойно выступать в роли спикера от своей группы. Стоит отметить ребят с высокой мотивацией: они стремились быть и спикерами, и секретарями. В дальнейшей работе мне следует ещё больше уделять внимания воспитанию толерантного отношения к одноклассникам. Считаю, что очень важно научить этих ребят использовать свои знания для обучения других.



Я думаю, что в ходе урока мне удалось внедрить все семь модулей обучения:

  1. ИКТ – видеоролик, презентация к уроку.

  2. Критическое мышление – создание проблемной ситуации, поиск ее решения.

  3. Диалоговое обучение – на протяжении всего урока прослеживался диалог «учитель - ученик », «ученик - ученик».

  4. Работа с одарёнными и талантливыми детьми – выступление с заранее подготовленным материалом.

  5. Оценивание – устная похвала.

  6. Лидерство - с моей стороны, как учителя, а в группах лидером обязательно был кто-то из учеников.

  7. Новые подходы в преподавании - групповая форма работы, использование ИКТ, критическое мышление, оценивание, творческие задания.



Что получилось не так, как я того ожидала?

Необходимо включить не только оценку учителя, но и взаимооценку учащихся, чтобы дети могли самостоятельно, а главное, объективно оценивать себя на уроке.

Что хотела бы изменить?

Необходимо повысить темп урока, чётко планировать задания, разработать и продумать критерии оценивания. Мне нужно научить всех учащихся работать сообща, уважая мнения других, работать на результат. Самое главное для себя я поняла, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше на уроке говорит и делает сам учитель, чем больше даёт сказать и сделать своим ученикам, которые должны поверить в себя, в свои силы и знания.

Вывод:

Работа в группах расширяет и обогащает словарный запас у ребят, обостряет любознательность и наблюдательность, заставляет работать активнее, стараясь научиться больше самому. Ученики учатся слушать друг друга, развивается взаимоуважение, у ребят исчезает страх перед аудиторией, представляется случай повысить собственную самооценку. В будущей практике планирую продолжать использовать ключевые идеи программы, так как внедрение новых подходов в обучении положительно влияет на учебную и эмоциональную сферу детей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!