СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный вопрос как средство формирования рефлексивных умений младших школьников

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассмотрены понятия "рефлексивные умения", "рефлексивный вопрос" 

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный вопрос как средство формирования рефлексивных умений младших школьников»

Сущность и определение понятий «рефлексия», «рефлексивные умения» и «рефлексивный вопрос»


Рефлексия в современном понимании первоначально возникла в XVII веке и рассматривалась как философское понятие, а в дальнейшем получило развитие в психологии и педагогике.

Это понятие возникло в XVII веке в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рене Декарт отождествлял рефлексию со способностью человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Джон Локк рассматривал рефлексию как внутренний опыт человека, основанного на чувствах. В русский язык слово рефлексия в его современном звучании и смысловом значении было впервые введено в 1848 году в работах В.Г. Белинского как перевод с немецкого. Первым рефлексивным героем в русской литературе по В. Г. Белинскому был лермонтовский Печорин.

В отечественной науке стали заниматься исследованием рефлексии с середины прошлого века. Дело это было важное и нужное, но оно оставалось лишь в рамках исследовательской деятельности. И только последние 20 лет стали внедрять методы рефлексии в практику. Большой вклад в развитие рефлексии в современных условиях был внесен учеными и педагогами Н. Г. Алексеевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, Г.П. Щедровицким, Т.Ф. Ушевой, Г.А. Цукерман.

Г.А. Цукерман считает, что «рефлексивность – это то свойство самооценки, которое развивается наиболее мощно именно в младшем школьном возрасте и именно благодаря учебной деятельности». Рефлексивность, по её мнению, это статус самооценки, которая допускает возможность разных точек зрения и пересмотра знаний сегодня. [5]

Отечественные педагоги и психологи под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. По их мнению, рефлексия – это рассуждение, которое направленно на анализ своих возможностей (самоанализ), собственных состояний, а также своих поступков и впечатлений.

В педагогических трудах представлена междисциплинарная формулировка понятия, а именно: рефлексия - это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и содержанием сознания другого человека. Это определение использует в своих работах кандидат педагогических наук Т.Ф. Ушева. [4]

А. С. Обухов, кандидат психологических наук, анализируя современное образование, утверждает, что «для осознания собственной деятельности с целью ее дальнейшего развития и усовершенствования, для углубленного понимания мира, других, себя в этом мире ключевой способностью становится рефлексия. Рефлексия — это способность, которая может развиваться исключительно благодаря деятельности самого субъекта и только самим субъектом». [3]

По мнению ученых, без рефлексии нет учения. Как отмечает кандидат философских наук П.Г. Щедровицкий: «Ребенок, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет — не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности — способы решения задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса». [8]

Анализ литературы показывает, что существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приёмы, включая рефлексию в план урока.

1. По форме деятельности выделяется рефлексия: коллективная, групповая, индивидуальная

2. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная. Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени.

3. По типу урока: промежуточная рефлексия; контрольная; итоговая рефлексия.

4. По функции: личностная, интеллектуальная, коммуникативная кооперативная

5. По способам проведения: анкета, вопрос, символ, таблица, рисунок.

6. По цели выделяют: рефлексию настроения и эмоционального состояния; рефлексию содержания учебного материала; рефлексию содержания и результатов учебной деятельности.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Существенным моментом при этом является сформированность рефлексивных умений, то есть умений осуществлять самоанализ деятельности, занимать позицию наблюдателя со стороны, осуществлять поиск причины затруднений.

В современных педагогических трудах подчеркивается, что рефлексивные умения являются основой рефлексии. Умение – это освоенный учащимися способ выполнения действий на основе знаний о том, как действовать, и осознание условий, при которых эти действия приведут к достижению соответствующей цели.

Т.Ф. Ушева рассматривает рефлексивные умения как «освоенные учащимися способы выполнения рефлексивных действий на основе знаний о сущности, средствах и способах осуществления рефлексии собственной деятельности». [4]

Такой же позиции придерживается и А.В.Шорина: «Рефлексивные умения – это умения занимать позицию наблюдателя со стороны, отходить от деятельности и анализировать трудности организации «извне», понимать и оценивать участников, креативно регулировать свою деятельность и моделировать новую». [7]

Таким образом, мы приходим к мнению что рефлексивные умения – это умения осуществлять самоконтроль и самооценку деятельности. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса.

Л. В. Черепанова, опираясь на работы С.Ю. Степанова и И.Н. Семенова,   показывает, что в структуру рефлексии входят четыре аспекта, в зависимости от той функции, которую она реализовывает:

– кооперативный аспект, предполагающий согласование совместных действий субъектов в коллективной деятельности;

– коммуникативный, проявляющийся в размышлении за другое лицо;

– личностный, выражающийся в способности человека строить новые

образы себя в результате общения и активной совместной деятельности;

– интеллектуальный, проявляющийся в способности анализа собственных действий, прогнозировании развития ситуации. [6]

В свою очередь, в психолого-педагогической литературе в этих аспектах выделяются различные рефлексивные умения. В работах Т.Ф. Ушевой на их основании были определены рефлексивные умения, необходимые каждому человеку для реализации практической деятельности.

К личностным умениям относят умение анализировать себя, адекватное самовосприятие, умение определять и анализировать причины своего поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки; понимание своих качеств в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирование перспектив развития.

К интеллектуальным умениям относят умение прогнозировать последующий ход действий, умение возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана; оценка собственной позиций.

К кооперативным умениям относят умение удерживать коллективную задачу, самоопределение в рабочей ситуации, умение принимать ответственность за происходящее в группе, умение осуществлять пошаговую организацию деятельности, умение соотносить результаты с целью деятельности;

К коммуникативным умениям относят - умение «встать на место другого», проявление эмпатии, понимание причин действий другого субъекта в процессе взаимодействия, анализ прожитых ситуаций и учет действий других в своих поведенческих стратегиях, понимание своих качеств в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирование перспектив развития. [4]

Рефлексивные умения помогают ученикам понять свою уникальность, индивидуальность и предназначение, которые проявляются через анализ его предметной деятельности.

По мнению А.В.Карпова, в связи с рефлексивным решением проблем выделяются следующие умения:

  • умение дифференцированно решать проблему;

  • умение моделировать результаты;

  • умение видеть противоречия, возникающие в ходе решения проблемы;

  • умение выбирать оптимальный способ и результат;

  • умение своевременно выявлять и ликвидировать возникающие ошибки.

Важным является умение анализировать свои действия во время принятия решения, оценивать прошлый опыт, а также в перспективе. [2]

Также А.В. Карповым выделены различные уровни рефлексии в зависимости от степени сложности рефлексируемого содержания:

1-й уровень - включает рефлексивную оценку личностью актуальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данной ситуации, а также оценку поведения в ситуации другого человека;

2-й уровень предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте;

3-й уровень включает представление мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе;

4-й уровенъ заключает в себе представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого о поведении субъекта в той или иной ситуации.

Но рефлексивные умения не могут возникнуть сами по себе, а закладываются в процессе учебной деятельности в младшем школьном возрасте с помощью рефлексивных вопросов. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. Что такое вопрос? В словаре С.И. Ожегова читаем: «Вопрос - это обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа», т.е, вопросом мы кого-то озадачиваем. Озадачивать может учитель ученика или ученики друг друга.

Рефлексивные вопросы — это вопросы, способствующие личностному росту ученика путем стимуляции ответов, которые позволят человеку создать новые конструктивные установки и поведение. Как указывает Т.Ф. Ушева, вопрос – это средство фиксации знания о незнании, причём если этот вопрос ставит ученик, то тем самым он фиксируют знание о своем незнании, выводя себя в рефлексивную позицию. [4]

Рассматривая понятие «рефлексивный вопрос», доктор педагогических наук Л.В.Черепанова указывает, что это вопрос, заданный с целью осмысления: содержания и последовательности умственных действий, операций; использованных методов и приёмов деятельности; возникших трудностей и их причин; новых знаний, умений и навыков; достижения или недостижения поставленных целей и задач на этапах целеполагания, планирования деятельности, реализации и контроля. Рефлексивный вопрос позволяет обратить внимание ученика на то, как он мыслит, и проверить уровень осмысления материала. [6]

Е.В. Доманский, кандидат педагогических наук, размышляя о рефлексии в образовательной деятельности учителя и ученика, группирует рефлексивные вопросы в соответствии с целями их использования:

с целью выяснения степени овладения учащимися той или иной деятельностью;

с целью выявления активности учащихся в выполняемой деятельности;

с целью выявления эмоционального состояния учащихся;

с целью прогнозирования дальнейшей деятельности учащихся. [1]

Итак, мы ознакомились с основными понятиями. Мы рассматриваем определение, а именно: рефлексия - это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и содержанием сознания другого человека. Рефлексивные умения - умения осуществлять самоанализ деятельности, занимать позицию наблюдателя со стороны, осуществлять поиск причины затруднений, креативно регулировать свою деятельность и моделировать новую. Рефлексивные вопросы — это вопросы, способствующие личностному росту ученика путем стимуляции ответов. При этом стоит отметить, что большинство учёных разделяют точку зрения, что в период обучения в начальной школе только закладываются основы рефлексивных умений, а полноценные результаты применения рефлексивных методов можно получить позднее, формируя навыки самоанализа, побуждая к аналитической деятельности, поддерживая готовность к откровенным высказываниям.


Литература


  1. Доманский, Е.В. Пространство рефлексии в образовательной деятельности учителя и ученика [Текст] / Е.В. Доманский // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сборник. - Саратов: ООО Изд-во "Наука", 2013. С. 31-35.

  2. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности [Текст] / А. В. Карпов. — М.: Изд-во «РАН», 2004. — 424 с.

  3. Обухов, А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности. Исследовательская работа школьников [Текст] / А.С. Обухов – 2005. – №3. – С.19-38.

  4. Ушева, Т.Ф. Диагностика сформированности рефлексивных умений младших школьников [Текст] / Т. Ф. Ушева – Волгоград, 2015. – 41с.

  5. Цукерман, Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности [Текст] / Г.А Цукерман // Нач. школа: плюс, минус. –2001. -No 19.

  6. Черепанова, Л.В. Рефлексивный подход в обучении русскому языку [Текст] / Л. В. Черепанова — Филологические науки, №3, 2017, с. 202-215

  7. Шорина, А.В Роль рефлексивных умений в принятии организационных решений [Текст] / А.В. Шорина // Молодой ученый. – 2014. – №8. – С 93-96.

  8. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия в деятельности [Текст] / Г.П. Щедровицкий // Вопросы методологии. 1998. – № 3-4. – С.56-67.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!