Тема: Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века
В 1830- 1840 гг. в России начался промышленный переворот , который завершился в 1870-1880 гг.
Работа с понятием
Дайте определение понятию Промышленный переворот
Промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному, и соответственно, от мануфактуры к фабрике.
Требует развитого рынка свободной рабочей силы, поэтому в крепостнической стране не может совершиться полностью.
Промышленный переворот
Переход от мануфактуры к фабрике, который имеет две стороны:
Техническая
Общественная
- Появление новых станков, машин, сеялок и другого оборудования.
- Появление новых социальных слоев: * буржуазии (из купечества, богатых горожан, предприимчивого дворянства) и
- * пролетариат ( из крестьянства и низших городских слоев)
Работа с учебником
Найдите в учебнике на странице 71-72 особенности промышленного переворота в России и выпишите их в тетрадь.
Особенности промышленного переворота в России:
1.Заимствование многих технических устройств из развитых стран Европы.
2.Не все отрасли промышленности в одинаковой степени были охвачены промышленным переворотом.
Горинская бумагопрядильная фабрика Н. Волкова. Литография.
Промышленный переворот в России начался в хлопчато-бумажной промышленности. Потом развернулся в свекло-сахарной ,бумажной отраслях. Активно были вовлечены к переходу к фабрике текстильная, металлоперерабатывающая и горнозаводская промышленность.
А вот мебельная и кожевенная отрасли вплоть до XX века оставались на ручном труде.
Слабым местом российской промышленности оставалось машиностроение.
Для поддержки промышленного развития в 1828 году правительство создало Мануфактурный совет , который контролировал развитие промышленности, организовывал крупные промышленные выставки, регулировал конфликты фабрикантов и рабочих.
С 1829 г . в России стали регулярно проводиться промышленные выставки для пропаганды новых технических достижений.
Индустриальное развитие России сопровождалось урбанизацией.
Во второй четверти XIX века выросло количество городов и городского населения.
Крупнейшими городами империи были Петербург и Москва .
Города создавались на вновь присоединенных территориях, вырастая из опорных пунктов и военных укреплений, на основе крепостей.
Город в николаевское время.
Художник М.В. Добужинский
1825 год
415 городов и посадов
В городах проживало 2.3 млн чел.
8% населения
Петербург
438 тыс. жителей
241 тыс. жителей
Москва
Тула
38 тыс.
жителей
Многие небольшие города имели аграрный характер. Их жители пахали землю, держали скот. В среднерусских городах было развито садоводство.
Такие города, как Путивль, Ржев, буквально утопали в садах. Преобладала деревянная застройка. На каждую сотню деревянных домов приходилось по 2— каменных. Пожары, случалось, опустошали целые города.
Кисловодская крепость в первой половине XIX века
Кисловодск основан в 1830 году
Ж.д. вокзал и Курзал при въезде в Кисловодск (начало XX века)
Пятигорск ( 1830 год)
Новороссийск ( 1838 год)
Анапа ( 1846 год)
Петропавловская гавань на Камчатке
Одной из проблем, тормозивших капиталистическое развитие России, было недостаточное развитие транспорта и путей сообщений.
Летом были востребованы речные пути, зимой- санные.
Основной тягловой силой оставалась лошадь.
1837 год - первая железная дорога в России: Петербург- Царское село.
Строительство Царскосельской железной дороги началось 1 мая 1836 года и проходило под руководством австрийского инженера Франца Герстнера.
В поезде было 8 вагонов.
Торжественное открытие Царскосельской дороги состоялось 30 октября 1837 года.
На следование от Петербурга до Царского Села было затрачено 35 минут, а на обратный путь – 27 минут.
В этот день из четырех паровозов, построенных в 1836 году и уже поступивших на дорогу, поезд вел управляемый Герстерном паровоз «Проворный».
Скорость движения доходила до 64 км/час.
Применять для тяги поездов только паровозы стали с 4 апреля 1838 года.
Развитие транспорта
Царскосельская (1837)
Железные дороги
Варшавско-Венская (1839-1848),
Петербургско-Московская (1843-1851)
связавшая Волгу с Балтийским бассейном (Мариинская и Тихвинская системы)
Система каналов
Днепр через Огинский, Березинский, Днепровско-Бугский канал был связан с западными реками
Первый пароход был испытан на Неве в 1815г., а в 1860 г. по рекам, озерам и морям России плавало более 300 пароходов.
Водный
В предреформенвые годы было построено свыше 8 тыс. верст шоссейных дорог.
Шоссейный
Торговля
- Главным предметом экспорта являлся хлеб.
- Основным направлением внешней политики оставалась торговля с европейскими странами ( около 90 % от всего торгового оборота)
- Ведущим торговым партнером России по-прежнему была Англия.
- На азиатском направлении велась активная приграничная торговля с Китаем.
Ярмарочная торговля
Хлебный базар в Иркутске.
Магазинная торговля
Языком цифр…
- За годы правления Николая I ежегодные внешнеторговые обороты увеличились с 67 млн. рублей серебром до 97 млн.
- Число городов увеличилось с 630 до 1032, а численность их населения увеличилась с 2,8 до 5,7 млн. человек.
- К концу правления Николая I насчитывалось 14 тыс. промышленных предприятий, на которых работало 800 тыс. рабочих.
- Результат политики протекционизма.
Вывод по теме урока:
Социально-экономическому развитию России мешало сохранившаяся феодально-крепостническая система.
Для дальнейшего развития страны необходимо было отменить крепостное право.