СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РККР 4 класс
Территория ________________________________________________________
Образовательная организация_________________________________________
Класс _____________________________________________________________
Фамилия, имя ученика (-цы)__________________________________________
Региональная комплексная контрольная работа
4 КЛАСС
Вариант 1
ЧАСТЬ I
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Вариант 1. Часть I
Прочитай текст.
Кто не знает белки? Её характерные особенности – кисточки на концах ушей и длинный, пушистый, широкий и лёгкий хвост. Хвост служит белке рулём и парашютом. С его помощью она совершает акробатические прыжки с дерева на дерево. При падении с высоты до 30 метров белка не получит никаких повреждений. Это происходит благодаря строению тельца и большому хвосту.
Белка обыкновенная живёт во всех леса Европы, Сибири и Дальнего Востока. Большую часть жизни проводит на деревьях, превосходно лазая и прыгая с ветки на ветку. Следы белки можно найти и возле водоемов. Также эти грызуны обитают по соседству с человеком возле паханых земель и в парках.
Окраска шерсти этого зверька зависит от времени года и места обитания. У белок, живущих в средней полосе России, шерсть летом рыжая, а зимой светло-серая. В среднем вес белки – 300граммов.
В нашей стране белки живут везде, где есть лес. Они устраивают себе жилище в гнезде, которое называется гайно. Гнездо сплетено из прутьев и похоже на шар, внутри выстлано мхом, листьями, сухими травинками, шерстью и другими материалами. В таком уютном гнезде даже в стужу тепло. Гнездо, как правило, имеет два выхода – главный и запасной. В морозы белки затыкают их мхом. У белки обычно много таких домиков: для детёнышей, дляснаи чтобы спрятаться от непогоды. В сильные морозы в одном гнезде собирается несколько зверьков. Они спят, согревая друг друга.
Врагов у белок немало: из зверей – куница, горностай, колонок, лисица, росомаха. А из птиц – ястреб, сова, филин, канюк.
В хвойных лесах белки питаются семенами шишек сосны и ели, кедровыми орешками, а в лиственных - желудями, орехами. Кроме того, белки поедают ягоды, грибы, почки растений, фрукты. Если увидите на сучке сухой гриб – знайте, это беличьи запасы. Иная хлопотунья на зиму до двух тысяч грибов заготовляет. Запасает белка на зиму и орехи, жёлуди, шишки – складывает их в ямку, загоняет зубами поглубже в землю и засыпает. Где именно белка оставила свои припасы, она забывает, и находит их случайно, по запаху. Это способствует прорастанию закопанных в землю семян и появлению новых деревьев. Также беличьи кладовые используют многие птицы и животные. Таким образом, беличья запасливость идет на пользу лесу и спасает жизнь зимой многим его обитателям.
В апреле появляются бельчата, крошечные, голые, беспомощные. Рождается 4 – 8 бельчат. Бельчиха кормит их молоком. Только через два месяца они смогут питаться самостоятельно и осваивать окрестную территорию. Через год они покидают мамино гнездо.
Белки считаются умными животными, в населённых пунктах они способны кормиться из птичьих кормушек, выкапывать высаженные растения в поисках семян. Если человек начинает прикармливать белку, она вернётся к нему через день за новой порцией.
Выполни задания.
Озаглавьтекст.
________________________________________________________________
Раздели текст на смысловые части. Сколько частей получилось?
В тексте _____________ части (частей)
Озаглавь каждую часть. Составь план текста.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
… _________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
В тексте 8 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, чем питаются белки?
а
) в первом б) в третьем в) в четвёртом г) в шестом
Какой абзац может быть назван: «Враги белки»?
а
) второй б) третий
в) четвертый г) пятый
6. Сформулируй и запиши главную мысль текста.
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
7. Выпиши из текста отрывок, в котором содержится описание окраса шерсти белки.Проверь. Если есть ошибки, исправь.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Напиши, как ты понимаешь значение выделенного слова в предложении: «Иная хлопотунья на зиму до двух тысяч грибов заготовляет».
Хлопотунья– это____________________________________________
9.Используя информацию из текста, заполни таблицу:
Средний вес белки |
|
Как называется жилище белки? |
|
Сколько бельчат рождается у белки? |
|
В каком месяце на свет появляются бельчата? |
|
10. Выбери из текста по 2 слова, которые относятся к именам существительным, именам прилагательным и глаголам. Запиши их в таблицу в начальной форме.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
|
|
|
|
|
|
Территория ________________________________________________________
Образовательная организация_________________________________________
Класс _____________________________________________________________
Фамилия, имя ученика (-цы)__________________________________________
Региональная комплексная контрольная работа
4 КЛАСС
Вариант 2
ЧАСТЬ I
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Вариант 2. Часть I
Прочитай текст.
Обыкновенные скворцы – одни из первых вестников весны. К нам они прилетают стаями в конце февраля или марте, когда еще лежит снег. Как только становится теплее, самцы появляются рядом со скворечниками и начинают петь, раскрыв клюв и распустив перья.
Обыкновенные скворцы селятся везде, где можно найти пустоту. Они легко привыкают к новым местам и вполне обходятся без естественных дупел – их устраивают отверстия в стенах или трещины скал. Но больше всего им подходят скворечники, благодаря которым скворцы стали распространенным видом. Обычно эти птицы селятся в лиственных лесах, где они гнездятся в дуплах деревьев, а кормиться летят на вырубки и окружающие леса.
Гнездо строит самка. Ее партнер помогает лишь символически, принося какой-нибудь материал – солому, сухую траву, веточки или перья.
Хороша весенняя песенка скворца. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой.
Яйца зеленовато-голубого цвета днем насиживает самец вместе с самкой, а ночью только самка. Птенцы появляются через две недели, обычно их бывает 4-6, а спустя 18-22 дня вылетают из гнезда. На четырнадцатом дне жизни птенцы требуют пищу громким писком около входа в гнездо.
Скворцы никогда не остаются без дела. Они сберегают наши поля, огороды, сады, являются верными друзьями человека. Весь день скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотясь в поле, в лесу, на поляне. Собирают для птенцов корм. Триста раз прилетают они к скворечнику с добычей в клюве за день.
В гнездовой период скворцы питаются насекомыми, червяками, гусеницами, пауками, а поздним летом переходят на растительную пищу, поедая различные семена и фрукты. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц.
В августе-сентябре можно наблюдать перелет огромных стай скворцов: они останавливаются на ночь в зарослях вокруг водоемов или кронах деревьев, прежде чем отправиться на юг Европы и в Северную Африку. Однако часто скворцы зимуют и в Центральной Европе.
Выполни задания.
Озаглавь текст.
________________________________________________________________
Раздели текст на смысловые части. Сколько частей получилось?
В тексте _____________ части (частей)
Озаглавь каждую часть. Составь план текста.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
… _________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В тексте 8 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, где селятся скворцы?
а
) в первом б) во втором в) в четвёртом г) в седьмом
Какой абзац может быть назван: «Скворцы – неутомимые работники»?
а
) второй б) четвертый в) шестой г) восьмой
Сформулируй и запиши главную мысль текста.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши из текста отрывок, в котором содержится описание весенней песенки скворца. Проверь. Если есть ошибки, исправь.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напиши, как ты понимаешь значение выделенного слова в предложении «Обычно эти птицы селятся в лиственных лесах, где они гнездятся в дуплах деревьев, а кормиться летят на вырубки и окружающие леса».
На вырубки – это__________________________________________
______________________________________________________________
Используя информацию из текста, заполни таблицу:
В каком месяце прилетают скворцы в наши края? |
|
Количество птенцов в гнезде скворцов |
|
Сколько гусениц в день съедает семья скворцов? |
|
Возраст птенцов, вылетающих из гнезда |
|
Выбери из текста по 2 слова, которые относятся к именам существительным, именам прилагательным и глаголам. Запиши их в таблицу в начальной форме.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
|
|
|
|
|
|
Территория ________________________________________________________
Образовательная организация_________________________________________
Класс _____________________________________________________________
Фамилия, имя ученика (-цы)__________________________________________
Региональная комплексная контрольная работа
4 КЛАСС
Вариант 1
ЧАСТЬ II
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы даётся 45 минут. Работа включает в себя 15 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Вариант 1. Часть II
Текст
Кто не знает белки? Её характерные особенности – кисточки на концах ушей и длинный, пушистый, широкий и лёгкий хвост. Хвост служит белке рулём и парашютом. С его помощью она совершает акробатические прыжки с дерева на дерево. При падении с высоты до 30 метров белка не получит никаких повреждений. Это происходит благодаря строению тельца и большому хвосту.
Белка обыкновенная живёт во всех лесах Европы, Сибири и Дальнего Востока. Большую часть жизни проводит на деревьях, превосходно лазая и прыгая с ветки на ветку. Следы белки можно найти и возле водоемов. Также эти грызуны обитают по соседству с человеком возле паханых земель и в парках.
Окраска шерсти этого зверька зависит от времени года и места обитания. У белок, живущих в средней полосе России, шерсть летом рыжая, а зимой светло-серая. В среднем вес белки – 300граммов.
В нашей стране белки живут везде, где есть лес. Они устраивают себе жилище в гнезде, которое называется гайно. Гнездо сплетено из прутьев и похоже на шар, внутри выстлано мхом, листьями, сухими травинками, шерстью и другими материалами. В таком уютном гнезде даже в стужу тепло. Гнездо, как правило, имеет два выхода – главный и запасной. В морозы белки затыкают их мхом. У белки обычно много таких домиков: для детёнышей, дляснаи чтобы спрятаться от непогоды. В сильные морозы в одном гнезде собирается несколько зверьков. Они спят, согревая друг друга.
Врагов у белок немало: из зверей – куница, горностай, колонок, лисица, росомаха. А из птиц – ястреб, сова, филин, канюк.
В хвойных лесах белки питаются семенами шишек сосны и ели, кедровыми орешками, а в лиственных - желудями, орехами. Кроме того, белки поедают ягоды, грибы, почки растений, фрукты. Если увидите на сучке сухой гриб – знайте, это беличьи запасы. Иная хлопотунья на зиму до двух тысяч грибов заготовляет. Запасает белка на зиму и орехи, жёлуди, шишки – складывает их в ямку, загоняет зубами поглубже в землю и засыпает. Где именно белка оставила свои припасы, она забывает, и находит их случайно, по запаху. Это способствует прорастанию закопанных в землю семян и появлению новых деревьев. Также беличьи кладовые используют многие птицы и животные. Таким образом, беличья запасливость идет на пользу лесу и спасает жизнь зимой многим его обитателям.
В апреле появляются бельчата, крошечные, голые, беспомощные. Рождается 4-8 бельчат. Бельчиха кормит их молоком. Только через два месяца они смогут питаться самостоятельно и осваивать окрестную территорию. Через год они покидают мамино гнездо.
Белки считаются умными животными, в населённых пунктах они способны кормиться из птичьих кормушек, выкапывать высаженные растения в поисках семян. Если человек начинает прикармливать белку, она вернётся к нему через день за новой порцией.
1. Выпиши из текста по два слова на правописание гласных и согласных в корне, подбери проверочные слова.
Проверяемые безударные гласные в корне слова | Парный по звонкости/глухости согласный в конце/середине слова |
|
|
|
|
2. Подчеркни основу предложения:
Через год они покидают мамино гнездо.
3. Выдели корень в словах:рыжая, служит, белка.
4. Изучи таблицу и заполни её.
Название животного | Вес животного (в г) | ||
1 животное | 3 животных | 5 животных | |
Белка | 300г |
|
|
Бурундук |
| 450г |
|
Куница |
|
| 6000 г |
5. Реши задачу по действиям. Напиши пояснение к каждому действию и ответ.
Куница за 4 часа может преодолеть расстояние в 120 км, а белка за это же время может преодолеть расстояние на 40 км меньше. С какой скоростью передвигаетсябелка? С какой скоростью может передвигатьсякуница?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Запиши математическое выражение и найди его значение.
Из частного чисел 120 и 4 вычесть частное чисел 80 и 4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Действуй по плану:
Прочитай условие задачи 5 ещё раз.
Соотнеси выражение задания 6 с условием задачи.
На какой вопрос получен ответ?
Сформулируй этот вопрос.
________________________________________________________________________________________________________________________________
8. В Ярославле расположен один из самых больших зоопарков в России. Площадь зоопарка 120 450м2. Запиши:
1) сколько всего сотен в числе 120 450.
Ответ:___________сотен.
2) число 120 450в виде суммы разрядных слагаемых.
1 | 2 | 0 | 4 | 5 | 0 | = |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. На территории зоопарка находится вольер, где обитают белки. Какова площадь вольера, если он имеет квадратную форму, а его периметр 64м? Запиши вычисления и ответ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. К какой группе животных можно отнести белку по способу питания?
а
) хищник б) всеядная
в
) растительноядная г) насекомоядная
11. В каких природных зонах обитают белки (отметь все подходящие варианты ответа)?
а
) Тайга б) Степи
в
) Смешанные леса г) Тундра
12. Сколько грибов белка может заготовить на зиму?
а
) до 400грибов б) до 2000грибов
в
) до 100 грибов г) до 3500 грибов
13.В сильные морозы в одном гнезде можетнаходиться сколько белок?
а
) по одной б) несколько
14. Выбери, чем не питаются белки.
а
) мелкие грызуны б) ягоды и грибы
в
) семена иорехи г) яйца птиц
15. Данный текст
а
) художественный б) научно-популярный
Молодец!
Территория __________________________________________________________
Образовательная организация___________________________________________
Класс _______________________________________________________________
Фамилия, имя ученика (-цы)____________________________________________
Региональная комплексная контрольная работа
4 КЛАСС
Вариант 2
ЧАСТЬ II
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы даётся 45 минут. Работа включает в себя 15 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Вариант 2. Часть II
Текст
Обыкновенные скворцы – одни из первых вестников весны. К нам они прилетают стаями в конце февраля или марте, когда еще лежит снег. Как только становится теплее, самцы появляются рядом со скворечниками и начинают петь, раскрыв клюв и распустив перья.
Обыкновенные скворцы селятся везде, где можно найти пустоту. Они легко привыкают к новым местам и вполне обходятся без естественных дупел – их устраивают отверстия в стенах или трещины скал. Но больше всего им подходят скворечники, благодаря которым скворцы стали распространенным видом. Обычно эти птицы селятся в лиственных лесах, где они гнездятся в дуплах деревьев, а кормиться летят на вырубки и окружающие леса.
Гнездо строит самка. Ее партнер помогает лишь символически, принося какой-нибудь материал – солому, сухую траву, веточки или перья.
Хороша весенняя песенка скворца. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой.
Яйца зеленовато-голубого цвета днем насиживает самец вместе с самкой, а ночью только самка. Птенцы появляются через две недели, обычно их бывает 4-6, а спустя 18-22 дня вылетают из гнезда. На четырнадцатом дне жизни птенцы требуют пищу громким писком около входа в гнездо.
Скворцы никогда не остаются без дела. Они сберегают наши поля, огороды, сады, являются верными друзьями человека. Весь день скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотясь в поле, в лесу, на поляне. Собирают для птенцов корм. Триста раз прилетают они к скворечнику с добычей в клюве за день.
В гнездовой период скворцы питаются насекомыми, червяками, гусеницами, пауками, а поздним летом переходят на растительную пищу, поедая различные семена и фрукты. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц.
В августе-сентябре можно наблюдать перелет огромных стай скворцов: они останавливаются на ночь в зарослях вокруг водоемов или кронах деревьев, прежде чем отправиться на юг Европы и в Северную Африку. Однако часто скворцы зимуют и в Центральной Европе.
1. Выпиши из текста по два слова на правописание гласных и согласных в корне, подбери проверочные слова.
Проверяемые безударные гласные в корне слова | Парный по звонкости/глухости согласный в конце/середине слова |
|
|
|
|
2. Подчеркни основу предложения:
Скворцы умело подражают голосам многих птиц.
3. Выдели корень в словах:летит, сухая, трава
4. Изучи таблицу и заполни её.
Название птицы | Вес птицы (в г) | ||
1 птица | 3 птицы | 5 птиц | |
Скворец | 75 г |
|
|
Грач |
| 1020 г |
|
Чайка |
|
| 65000 г |
5. Реши задачу по действиям. Напиши пояснение к каждому действию и ответ.
Скворец за 5 секунд смог преодолеть расстояние в 95 м, а стриж за это же время пролетел на 40 мбольше. Сколько метров в секунду может пролететь стриж? Сколько метров в секунду пролетает скворец?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Запиши математическое выражение и найди его значение.
Из частного чисел 135 и 5 вычесть частное чисел 95 и 5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Действуй по плану:
Прочитай условие задачи 5 ещё раз.
Соотнеси выражение задания 6 с условием задачи.
На какой вопрос получен ответ?
Сформулируй этот вопрос.
________________________________________________________________________________________________________________________________
8. В Калужской области расположен единственный в России парк птиц. Площадь парка 120 310 м2. Запиши:
1) сколько всего сотен в числе 120 310.
Ответ:___________сотен.
2) число 120 310 в виде суммы разрядных слагаемых.
1 | 2 | 0 | 3 | 1 | 0 | = |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. На территории парка птиц появился новый павильон «Певчие птицы», где можно услышать и песню скворца.
Какова площадь павильона, если он имеет квадратную форму, а его периметр 72 м? Запиши вычисления и ответ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. К какой группе животных можно отнести скворца по способу питания?
а
) хищник б) всеядный
в
) растительноядный г) насекомоядный
11. В какие места не улетают скворцы на зимовку?
а
) в Южную Европу б) в Северную Африку
в
) в Центральную Европу г) на север России
12. Семья скворцов может уничтожить за день
а
) до 40 гусениц б) до 180 гусениц
в
) до 100 гусениц г) до 350 гусениц
13. Скворцы прилетают к нам весной
а
) по одному или по два б) стаями
14. Выбери, чем не питаются скворцы.
а
) мелкие грызуны б) червяки и гусеницы
в
) семена и фрукты г) насекомые и пауки
15. Данный текст
а) художественный; б) научно-популярный
Молодец!
Рекомендации по оценке выполнения заданий
региональной комплексной контрольной работы
Вариант 1. Часть I
№ задания | Правильный ответ | Макс. балл | |||||||||
| 1 балл – заглавие текста соответствует его содержанию, например, «Белки», «Обыкновенные белки», или «Жизнь белок» 0 баллов – заглавие текста не соответствует его содержанию. | 1 | |||||||||
| 1 балл – дан ответ: в тексте 8 смысловых частей (по количеству абзацев) 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 1 | |||||||||
| 2 балла – составлен план текста в соответствии со смысловыми частями (8 пунктов), например, Особенности белки. Места обитания белки. Окрас белки. Гнездо белки. Враги белки. Меню белки. Потомство белки. Белка – умное животное. Внимание! Пункты плана могут формулироваться и по-другому! 1 балл – составлен неполный план текста или 2-3 пункта плана не соответствуют содержанию смысловых частей. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||
| 1 балл – выбран ответ г)в шестом 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 1 | |||||||||
| 1 балл – выбран ответ г) пятый. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 1 | |||||||||
| 2 балла – сформулирована и записана главная мысль текста, например, «Белка – неприхотливое и полезное для леса животное». Внимание!Главная мысль может формулироваться и по-другому! Важно, чтобы в формулировке были отмечены отличительные качества белок. 1 балл– главная мысль сформулирована не совсем точно или в записи формулировки содержатся стилистические (орфографические) недочеты. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||
| 2 балла – выписан отрывок текста: «Окраска шерсти этого зверька зависит от времени года и места обитания. У белок, живущих в средней полосе России, шерсть летом рыжая, а зимой светло-серая» Ошибок не допущено, или все допущенные ошибки исправлены. 1 балл – выписан отрывок текста, соответствующий заданию, допущены и не исправлены 1-2 ошибки. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||
| 1 балл – дан ответ в возможных вариантах: хлопотунья – это белочка, которая не успокоится, пока не сделает запасы на зиму; трудолюбивая; неугомонная. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 1 | |||||||||
| 2 балла – таблица заполнена полностью верно
1 балл – при заполнении таблицы допущена одна содержательная ошибка. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||
| 2 балла – таблица заполнена полностью верно
Внимание!В таблице могут быть и другие слова, соответствующие обозначенным частям речи! 1 балл – при заполнении таблицы допущена одна содержательная ошибка, либо 1-2 орфографические ошибки, или слова представлены НЕ в начальной форме. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 |
Вариант 1. Часть II
№ задания | Правильный ответ | Макс. балл | |||||||||||||||||||
| 2 балла – таблица заполнена полностью верно
Внимание!В таблице могут быть и другие слова, соответствующие обозначенным орфограммам! 1 балл – при заполнении таблицы допущена одна содержательная ошибка. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||||||||||||
| 1 балл – основа предложения подчёркнута верно:Они покидают 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 1 | |||||||||||||||||||
| 2 балла – корень выделен верно во всех словах: служит, рыжая, белка 1 балл – допущена одна содержательная ошибка 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||||||||||||
| 2 балла – таблица заполнена полностью верно
1 балл – при заполнении таблицы допущена одна ошибка. баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||||||||||||
| 2 балла – задача решена верно: 120:4 = 30 (км/ч) – скорость куницы 120 - 40 = 80 (км) – расстояние, которое может преодолеть белка за 4 часа 80:4 = 20 (км/ч) – скорость белки Ответ:30 км/ч скорость куницы; 20 км/ч скорость белки. 1 балл–план решения задачи составлен верно, но допущена вычислительная ошибка. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||||||||||||
| 1 балл – составлено выражение: 120:4 – 80:4 =10 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 1 | |||||||||||||||||||
| 2 балла – сформулирован вопрос: «На сколько меньше скорость белки, чем куницы?» или «На сколько больше скорость куницы, чем белки?» 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла. | 2 | |||||||||||||||||||
| 2 балла – сделана запись: 1) Ответ: 1204 сотен. 2) 120450 = 100000 + 20000 + 400 +50 1 балл – допущена одна содержательная ошибка. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||||||||||||
| 2 балла – сделана запись: 64: 4 = 16 (м) 16 × 16 = 256 (м2) Ответ: площадь вольера256 м2 1 балл – допущена одна вычислительная ошибка. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||||||||||||
| 1 балл – выбран ответ в) растительноядная 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл | 1 | |||||||||||||||||||
| 1 балл – выбран ответ а)Тайга в) Смешанные леса 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл | 1 | |||||||||||||||||||
| 1 балл– выбран ответ б) до 2000 грибов 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл | 1 | |||||||||||||||||||
| 1 балл– выбран ответ б)несколько 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл | 1 | |||||||||||||||||||
| 1 балл– выбран ответ б)ягоды и грибы в)семена и орехи 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл | 1 | |||||||||||||||||||
| 1 балл– выбран ответ б) научно-популярный 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл | 1 |
Рекомендации по оценке выполнения заданий
региональной комплексной контрольной работы
Вариант 2. Часть I
№ задания | Правильный ответ | Макс. балл | |||||||||
| 1 балл – заглавие текста соответствует его содержанию, например, «Скворцы», «Обыкновенные скворцы», или «Жизнь скворцов» 0 баллов – заглавие текста не соответствует его содержанию. | 1 | |||||||||
| 1 балл – дан ответ: в тексте 8 смысловых частей (по количеству абзацев) 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 1 | |||||||||
| 2 балла – составлен план текста в соответствии со смысловыми частями (8 пунктов), например, 1. Скворцы – первые вестники весны. 2. Места гнездовья. 3. Строительство гнезда. 4. Песня скворца. 5. Появление птенцов. 6. Неутомимые работники. 7. Меню скворцов. 8. Перелет на зимовку.
Внимание! Пункты плана могут формулироваться и по-другому! 1 балл – составлен неполный план текста или 2-3 пункта плана не соответствуют содержанию смысловых частей. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||
| 1 балл – выбран ответ б)во втором 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 1 | |||||||||
| 1 балл – выбран ответ в) шестой. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 1 | |||||||||
| 2 балла – сформулирована и записана главная мысль текста, например, «Скворцы – неприхотливые и полезные для человека птицы». Внимание!Главная мысль может формулироваться и по-другому! Важно, чтобы в формулировке были отмечены отличительные качества скворцов. 1 балл– главная мысль сформулирована не совсем точно, или в записи формулировки содержатся стилистические (орфографические) недочеты. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||
| 2 балла – выписан отрывок текста: «Хороша весенняя песенка скворца. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой». Ошибок не допущено, или все допущенные ошибки исправлены. 1 балл – выписан отрывок текста, соответствующий заданию, допущены и не исправлены 1-2 ошибки. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||
| 1 балл – дан ответ в возможных вариантах: На вырубки – это на места, где вырублен лес. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 1 | |||||||||
| 2 балла – таблица заполнена полностью верно
1 балл – при заполнении таблицы допущена одна содержательная ошибка. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||
| 2 балла – таблица заполнена полностью верно
Внимание!В таблице могут быть и другие слова, соответствующие обозначенным частям речи! 1 балл – при заполнении таблицы допущена одна содержательная ошибка, либо 1-2 орфографические ошибки, или слова представлены НЕ в начальной форме. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 |
Вариант 2. Часть II
№ задания | Правильный ответ | Макс балл | |||||||||||||||||||
| 2 балла – таблица заполнена полностью верно
Внимание!В таблице могут быть и другие слова, соответствующие обозначенным орфограммам! 1 балл – при заполнении таблицы допущена одна содержательная ошибка. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||||||||||||
| 1 балл – основа предложения подчёркнута верно: скворцы подражают. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 1 | |||||||||||||||||||
| 2 балла – корень выделенверно во всех словах: летит, сухая, трава 1 балл – допущена одна содержательная ошибка 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||||||||||||
| 2 балла – таблица заполнена полностью верно
1 балл – при заполнении таблицы допущена одна ошибка. баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||||||||||||
| балла – задача решена верно: 95 : 5 = 19 (м/с) – скорость скворца 95 + 40 = 135 (м) – расстояние, которое может пролететь стриж за 5 секунд 135 : 5 = 27 (м/с) – скорость стрижа Ответ: 19 м/с – пролетает скворец; 27 м/с – может пролететь стриж. 1 балл–план решения задачи составлен верно, но допущена вычислительная ошибка. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||||||||||||
| 1 балл – составлено выражение: 135 : 5 – 95 : 5 = 8 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 1 | |||||||||||||||||||
| 2 балла – сформулирован вопрос: «На сколько меньше скорость полёта скворца, чем стрижа?» или «На сколько больше скорость полёта стрижа, чем скворца?» 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла. | 2 | |||||||||||||||||||
| 2 балла – сделана запись: 1) Ответ: 1203 сотен. 2) 120310 = 100000 + 20000 + 300 + 10 1 балл – допущена одна содержательная ошибка. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||||||||||||
| 2 балла – сделана запись: 72 : 4 = 18 (м) 18 × 18 = 324 (м2) Ответ: площадь участка 324 м2 1 балл – допущена одна вычислительная ошибка. 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. | 2 | |||||||||||||||||||
| 1 балл – выбран ответ б)всеядный 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл | 1 | |||||||||||||||||||
| 1 балл – выбран ответ г) на север России 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл | 1 | |||||||||||||||||||
| 1 балл– выбран ответ г) до 350 гусениц 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл | 1 | |||||||||||||||||||
| 1 балл– выбран ответ б)стаями 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл | 1 | |||||||||||||||||||
| 1 балл– выбран ответ а)мелкие грызуны 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл | 1 | |||||||||||||||||||
| 1 балл– выбран ответ б) научно-популярный 0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл | 1 |
Территория ________________________________________________________
Образовательная организация ________________________________________
Класс _____________________________________________________________
Фамилия, имя ученика (-цы)__________________________________________
Региональная комплексная контрольная работа
4 КЛАСС
Вариант 1
ЧАСТЬ I
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Вариант 1. Часть I
Прочитай текст.
Пингвины – удивительные существа, не похожие ни на кого из ныне живущих птиц. Они лучше всех приспособлены к обитанию в водной стихии и проводят в воде более половины жизни. Суша им необходима только в период размножения и линьки, поэтому пингвины могут месяцами вообще не выходить на берег.
Пингвины отличаются друг от друга в основном размерами. Самый крупный – императорский пингвин – весит до 40кг и достигает в длину 117см, самый мелкий – малый пингвин – достигает 1,5кг и имеет длину тела всего 40см.
Летать эти древние птицы не могут, но зато отлично плавают. Ныряют пингвины на глубину 130м, могут оставаться под водой до восемнадцати минут и плыть со скоростью 15 км/ч. По суше они передвигаются мелкими шажками, держа тело вертикально, но могут и прыгать, и быстро скользить, лёжа на животе и отталкиваясь ногами и ластами.
Пингвины живут стаями, а гнездятся большими колониями (до сотен тысяч пар). Каждая птица внутри колонии прекрасно знает точное расположение своего гнезда и легко узнает своих птенцов и соседей по голосу. Птенцы у крупных императорских пингвинов развиваются медленно, поэтому птицы прибывают на места колоний уже в конце арктического лета – в середине апреля. Примерно через два месяца самка откладывает одно яйцо весом до 450г. Всё это время она ничего не ест и, отложив яйцо, сразу же уходит на кормёжку в море.
Теперь эстафету принимает самец – он насиживает яйцо, держа его на лапах и прикрывая специальной складкой кожи на брюхе, чтобы оно не замёрзло. Самка появляется только через три месяца, и всё это время самец голодает, теряя почти половину своего веса. Самцы уходят, а через полтора месяца возвращаются вновь, и теперь они с самками поочерёдно ходят за кормом. Только через шесть месяцев, к декабрю, птенцы полностью оперяются, покидают колонию и начинают вести кочевую жизнь в море.
Выполни задания.
Озаглавь текст.
______________________________________________________________
Раздели текст на смысловые части. Сколько частей получилось?
В тексте _____________ части (частей)
Озаглавь каждую часть. Составь план текста.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
… _______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
В тексте 5 абзацев. В каком абзаце рассказывается о размерах пингвинов?
а
) в первом б) во втором в) в четвёртом г) в пятом
Какой абзац может быть назван: «Пингвины – нелетающие птицы»?
а
) второй б) третий в) четвёртый г) пятый
Сформулируй и запиши главную мысль текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши из текста отрывок, в котором содержится описание мест обитания пингвина.Проверь. Если есть ошибки, исправь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Напиши, как ты понимаешь значение выделенного слова в предложении: «Всё это время она ничего не ест и, отложив яйцо, сразу же уходит на кормёжку в море».
Кормёжка – это___________________________________________
______________________________________________________________
Используя информацию из текста, заполни таблицу:
Вес императорского пингвина |
|
Где пингвины проводят более половины жизни? |
|
Скорость пингвина под водой |
|
Могут ли пингвины летать? |
|
Выбери из текста по 2 слова, которые относятся к именам существительным, именам прилагательным и глаголам. Запиши их в таблицу в начальной форме.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
|
|
|
|
|
|
Территория ________________________________________________________
Образовательная организация ________________________________________
Класс _____________________________________________________________
Фамилия, имя ученика (-цы)__________________________________________
Региональная комплексная контрольная работа
5 КЛАСС
Вариант 2
ЧАСТЬ I
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Вариант 2. Часть I
I.Прочитай текст.
Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.
Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.
Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.
Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.
Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!
II. Выполни задания.
Озаглавь текст.
______________________________________________________________
Раздели текст на смысловые части. Сколько частей получилось?
В тексте _____________ части (частей)
Озаглавь каждую часть. Составь план текста.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
… _______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
В тексте 5 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, как охотится белый медведь на тюленей?
а
) в первом б) в третьем в) в четвёртом г) в пятом
Какой абзац может быть назван: «Белые медведи – отличные пловцы»?
а
) второй б) четвертый в) третий г) пятый
6. Сформулируй и запиши главную мысль текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Выпиши из текста отрывок, в котором белый медведь сравнивается со львом и тигром. Проверь. Если есть ошибки, исправь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напиши, как ты понимаешь значение выделенного слова в предложении: «Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая».
Украдкой – значит,________________________________________
______________________________________________________________
Используя информацию из текста, заполни таблицу:
Сколько минут может пробыть белый медведь под водой? |
|
Главная охотничья добыча белого медведя |
|
Вес медведя-самца |
|
Скорость, с которой плывёт белый медведь |
|
10. Выбери из текста по 2 слова, которые относятся к именам существительным, именам прилагательным и глаголам. Запиши их в таблицу в начальной форме.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
|
|
|
|
|
|
Территория ________________________________________________________
Образовательная организация ________________________________________
Класс _____________________________________________________________
Фамилия, имя ученика (-цы)__________________________________________
Региональная комплексная контрольная работа
4 КЛАСС
Вариант 1
ЧАСТЬ II
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы даётся 45 минут. Работа включает в себя 15 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Вариант 1. Часть II
Текст
Пингвины – удивительные существа, не похожие ни на кого из ныне живущих птиц. Они лучше всех приспособлены к обитанию в водной стихии и проводят в воде более половины жизни. Суша им необходима только в период размножения и линьки, поэтому пингвины могут месяцами вообще не выходить на берег.
Пингвины отличаются друг от друга в основном размерами. Са-мый крупный – императорский пингвин – весит до 40 кг и достигает в длину 117 см, самый мелкий – малый пингвин – достигает 1,5 кг и имеет длину тела всего 40 см.
Летать эти древние птицы не могут, но зато отлично плавают. Ны-ряют пингвины на глубину 130 м, могут оставаться под водой до восем-надцати минут и плыть со скоростью 15 км/ч. По суше они передвига-ются мелкими шажками, держа тело вертикально, но могут и прыгать, и быстро скользить, лёжа на животе и отталкиваясь ногами и ластами.
Пингвины живут стаями, а гнездятся большими колониями (до со-тен тысяч пар). Каждая птица внутри колонии прекрасно знает точное расположение своего гнезда и легко узнает своих птенцов и соседей по голосу. Птенцы у крупных императорских пингвинов развиваются мед-ленно, поэтому птицы прибывают на места колоний уже в конце аркти-ческого лета – в середине апреля. Примерно через два месяца самка от-кладывает одно яйцо весом до 450 г. Всё это время она ничего не ест и, отложив яйцо, сразу же уходит на кормёжку в море.
Теперь эстафету принимает самец – он насиживает яйцо, держа его на лапах и прикрывая специальной складкой кожи на брюхе, чтобы оно не замёрзло. Самка появляется только через три месяца, и всё это время самец голодает, теряя почти половину своего веса. Самцы уходят, а через полтора месяца возвращаются вновь, и теперь они с самками по-очерёдно ходят за кормом. Только через шесть месяцев, к декабрю, птенцы полностью оперяются, покидают колонию и начинают вести кочевую жизнь в море.
Выполни задания.
1. Выпиши из текста по два слова на правописание гласных и согласных в корне, подбери проверочные слова.
Проверяемые безударные гласные в корне слова | Парный по звонкости/глухости согласный в конце/середине слова |
|
|
|
|
2. Подчеркни основу предложения:
Пингвины отличаются друг от друга в основном размерами.
3. Выдели корень в словах:самка, летать, мелкий
4. Изучи таблицу и заполни её.
Название животного | Вес животного (в кг) | ||
1 животное | 3 животных | 5 животных | |
Пингвин | 40 кг |
|
|
Дельфин |
| 420 кг |
|
Чайка |
|
| 65 кг |
5. Реши задачу по действиям. Напиши пояснение к каждому действию и ответ.
Масса трёх императорских пингвинов примерно 120 кг, а трёх малых пингвинов – на 117 кг меньше. Какова масса одного малого пингвина? Какова масса одного императорского пингвина?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Запиши математическое выражение и найди его значение.
Из частного чисел 120 и 3 вычесть частное чисел 3 и 3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Действуй по плану:
Прочитай условие задачи 5 ещё раз.
Соотнеси выражение задания 6 с условием задачи.
На какой вопрос получен ответ?
Сформулируй этот вопрос.
_______________________________________________________________________________________________________________________
8. Площадь Антарктиды, где живут пингвины, примерно 13 980 тысячкм2. Запиши:
1) сколько всего сотен в числе 13 980.
Ответ:___________сотен.
2) число 13 980 в виде суммы разрядных слагаемых.
1 | 3 | 9 | 8 | 0 | = |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. В Антарктидена участке квадратной формырасположилась научная станция, на которой проживают и занимаются исследованиями российские учёные.
Какова площадь этого участка, если его периметр56м? Запиши вычисления и ответ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. К какой группе животных можно отнести пингвина по способу питания?
а
) хищник б) всеядный
в
) растительноядный г) насекомоядный
11. В какой природной зоне обитают пингвины?
а
) в Арктике б) в Антарктике
в
) в лесостепи г) в лесотундре
12. Пингвин может нырять на глубину
а
) до 150 м б) до 215 м
в
) до 130 м г)до 200 м
13. Птенцы пингвинов полностью оперяются
а
) через два месяца б) через год
в ) через шесть месяцев
14. Как гнездятся пингвины?
а
) по одному б) несколькими семьями
в
) по два г) большими колониями
15. Данный текст
а) художественный; б) научно-популярный
Молодец!
Территория ________________________________________________________
Образовательная организация ________________________________________
Класс _____________________________________________________________
Фамилия, имя ученика (-цы)__________________________________________
Региональная комплексная контрольная работа
5 КЛАСС
Вариант 2
ЧАСТЬ II
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы даётся 45 минут. Работа включает в себя 15 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Вариант 2. Часть II
Текст
Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.
Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.
Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.
Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.
Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!
Выполни задания.
1. Выпиши из текста по два слова на правописание гласных и согласных в корне, подбери проверочные слова.
Проверяемые безударные гласные в корне слова | Парный по звонкости/глухости согласный в конце/середине слова |
|
|
|
|
2. Подчеркни основу предложения:
Белый медведь тюленей ловит не только на льду.
3. Выдели корень в словах:белый, рыба, видеть
4. Изучи таблицу и заполни её.
Название животного | Вес животного (в кг) | ||
1 животное | 3 животных | 5 животных | |
Белый медведь | 420кг |
|
|
Морж |
| 3900кг |
|
Тюлень |
|
| 1600кг |
5. Реши задачу по действиям. Напиши пояснение к каждому действию и ответ.
Тюлень за 4 часа может преодолеть расстояние в 80 км, а белый медведь за это же время может проплыть на 60км меньше. С какой скоростью плывёт белый медведь? С какой скоростью может плыть тюлень?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Запиши математическое выражение и найди его значение.
Из частного чисел 80 и 4 вычесть частное чисел 20 и 4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Действуй по плану:
Прочитай условие задачи 5 ещё раз.
Соотнеси выражение задания 6 с условием задачи.
На какой вопрос получен ответ?
Сформулируй этот вопрос.
_______________________________________________________________________________________________________________________
8. Площадь Арктики составляет примерно 21 132 тысячикм2. Запиши:
1) сколько всего десятков в числе 21 132.
Ответ:___________ десятков.
2) число 21 132 в виде суммы разрядных слагаемых.
2 | 1 | 1 | 3 | 2 | = |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. На Северном полюсе расположена арктическая научная станция, на которой проживают и занимаются исследованиями российские учёные.Станция занимает участок квадратной формы.
Какова площадь этого участка, если его периметр44м? Запиши вычисления и ответ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. К какой группе животных можно отнести белого медведя по способу питания?
а
) хищник б) всеядный
в
) растительноядный г) насекомоядный
11. В какой природной зоне обитают белые медведи?
а
) в Арктике б) в саванне
в
) в лесостепи г) в тундре и лесотундре
12. Белый медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, высотой
а
) 5 м б) 3 м
в
) 2 м г)4 м
13. Белый медведь летом
а
) меняет цвет шерсти б) не меняет цвета шерсти
14. Меню белого медведя более разнообразно
а
) весной б) летом
в
) зимой г) осенью
15. Данный текст
а) художественный; б) научно-популярный
Молодец!