Ежегодная региональная творческая мастерская педагогических идей
учителей начальных классов
«Калейдоскоп творческих идей: традиции, инновации, результативность»
Выступление на тему:
«Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе»
Еронова Анна Алексеевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №9
г. о. Павловский Посад
2023 год
Цель преподавания изобразительного искусства в начальной школе -гармоничное развитие младших школьников с помощью средств изобразительного искусства, формирование у детей устойчивого интереса к изобразительной деятельности и искусству.
В процессе изобразительной деятельности формируются:
- способность эмоционального переживания. Ребенок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением.
- способность к активному усвоению художественного опыта, к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям).
Ребенок осваивает художественные материалы и самостоятельно делает «открытия»: бумага легкая, плоская, она мнется, рвется, скручивается, ее можно смять в комок и бросить. Если же нарисовать на бумаге, остаются «следы», их не удается удалить. Таким образом, ребенок исследует на только свойства художественных материалов, но и сферу возможностей своего воздействия на материал, со временем эта сфера и спектр действий расширяются.
В своем выступлении я затрону тему нетрадиционных техник рисования и покажу, как применение этих техник выглядит на практике на примере уроков изо в первом, втором и четвертом классах.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов и способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания оригинального произведения искусства, в котором всё находится в гармонии: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Девиз нетрадиционного рисования: «Чувствовать – Познавать – Творить»
Задачи:
Чувствовать: развивать у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
Познавать: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Творить: побуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Использование методик нетрадиционного рисования имеет ряд преимуществ:
Развивается мышление и воображение
Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
Способствует пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
В процессе дети уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Методика вызывает положительные эмоции
Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
от использования готового оборудования и материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Остановимся более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования:
Пальчиковая живопись.
Отпечаток делается пальчиком. Это действие, которое требует координации и точности. Можно сделать отпечаток и дорисовать его, а можно из нескольких отпечатков составить рисунок.
Монотипия.
Монотипия - это уникальный отпечаток в единственном экземпляре, оттиск в зеркальном отображении. Оставьте несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согните лист пополам и плотно сожмите. Разверните, и вы увидите необычные, причудливые узоры – кляксы.
Оттиск.
Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.
Свеча и акварель
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Так как воск не пропускает воду и краситель, рисунок свечой остается белым.
Рисование-выдувание
Вместо кисточек можно использовать коктейльные трубочки и дуть через них на краску, тем самым делая красочные разводы на листе бумаги. В нашем случае интересно получаются прически у заранее нарисованных персонажей.
В заключение хочу обратить внимание на благоприятное воздействие уроков изобразительного искусства и нетрадиционных техник в частности.
Они позволяют детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивают моторику и воображение, дают полную свободу для самовыражения, а также способствует эстетическому развитию ребенка.