СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Региональная творческая мастерская. Выступление на тему «Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Региональная творческая мастерская. Выступление на тему «Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе»»


Ежегодная региональная творческая мастерская педагогических идей

учителей начальных классов

«Калейдоскоп творческих идей: традиции, инновации, результативность»













Выступление на тему:

«Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе»
















Еронова Анна Алексеевна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №9

















г. о. Павловский Посад

2023 год



Цель преподавания изобразительного искусства в начальной школе -гармоничное развитие младших школьников с помощью средств изобразительного искусства, формирование у детей устойчивого интереса к изобразительной деятельности и искусству.


В процессе изобразительной деятельности формируются:

- способность эмоционального переживания. Ребенок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением.

- способность к активному усвоению художественного опыта, к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям).


Ребенок осваивает художественные материалы и самостоятельно делает «открытия»: бумага легкая, плоская, она мнется, рвется, скручивается, ее можно смять в комок и бросить. Если же нарисовать на бумаге, остаются «следы», их не удается удалить. Таким образом, ребенок исследует на только свойства художественных материалов, но и сферу возможностей своего воздействия на материал, со временем эта сфера и спектр действий расширяются.

В своем выступлении я затрону тему нетрадиционных техник рисования и покажу, как применение этих техник выглядит на практике на примере уроков изо в первом, втором и четвертом классах.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов и способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания оригинального произведения искусства, в котором всё находится в гармонии: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.


Девиз нетрадиционного рисования: «Чувствовать – Познавать – Творить»

Задачи:

  • Чувствовать: развивать у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.

  • Познавать: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

  • Творить: побуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.





Использование методик нетрадиционного рисования имеет ряд преимуществ:

  • Развивается мышление и воображение

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия

  • Способствует пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости

  • В процессе дети уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей

  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Методика вызывает положительные эмоции

  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.



Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Развивает уверенность в своих силах;

  • Развивает пространственное мышление;

  • Учит детей свободно выражать свой замысел;

  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

  • Учит детей работать с разнообразным материалом;

  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

  • Развивает мелкую моторику рук;

  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.



Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:



  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

  • от использования готового оборудования и материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.




Остановимся более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования:


Пальчиковая живопись.

Отпечаток делается пальчиком.  Это действие, которое требует координации и точности. Можно сделать отпечаток и дорисовать его, а можно из нескольких отпечатков составить рисунок.  



   Монотипия.  

Монотипия - это уникальный отпечаток в единственном экземпляре, оттиск в зеркальном отображении. Оставьте несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согните лист пополам и плотно сожмите. Разверните, и вы увидите необычные, причудливые узоры – кляксы.



Оттиск.

 Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.


Свеча и акварель

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Так как воск не пропускает воду и краситель, рисунок свечой остается белым.

Рисование-выдувание

Вместо кисточек можно использовать коктейльные трубочки и дуть через них на краску, тем самым делая красочные разводы на листе бумаги. В нашем случае интересно получаются прически у заранее нарисованных персонажей.



В заключение хочу обратить внимание на благоприятное воздействие уроков изобразительного искусства и нетрадиционных техник в частности.

Они позволяют детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивают моторику и воображение, дают полную свободу для самовыражения, а также способствует эстетическому развитию ребенка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!