РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
«Не забыть ни одного ребенка»
Номинация «Лучшая правозащитная практика»
Заявка на конкурс
1.Заявитель (полное наименование организации): МКОУ Чем-Куюковская основная общеобразовательная школа
2.Ф.И.О., должность лица подавшего заявку (полностью): Тугбаева Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы
3.Территория (район, населенный пункт): УР Алнашский район д.Чем-Куюк
4.Контаные телефоны (с кодом населенного пункта):89512038694
5.Электронная почта: nadezhda.tugbaeva2015@yandex.ru
6.Название практики: «Работа с «трудными» детьми»
7.Территория осуществления практики: Чем-Куюковская школа
8.В интересах какой целевой группы осуществляется практика: одноклассники, родители обучающихся, педагоги, техперсонал, районное управление образования.
9.Результат/ы практики: позволяет выработать определенную стратегию и наработать рекомендации по организации системы предупредительной и коррекционной работы с детьми, взаимопонимание в коллективе сверстников, урегулирование конфликтов.
10.Описание практики (не более 3 страниц):
Актуальность программы, описание проблемы.
«Умей чувствовать рядом с собой человека,
умей понимать его душу, видеть в его глазах
сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки помогут
отразиться на душевном состоянии другого человека»
В.А.Сухомлинский
Мы живём в мире технических достижений, когда у человека есть всё. Но в последнее время, мы перестали замечать главное: людей, которые нуждаются в помощи. Отсутствие заботы к ближнему, агрессия как со стороны родителей, так и со стороны детей, жестокость, безразличие к происходящему в мире - стало неотъемлемой частью поведения людей. В наше время мы довольно часто сталкиваемся с трудными школьниками, с детьми «группы риска». Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - тех, кто слабо, порой, поддаётся обучению и воспитанию. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками (Кто он –«трудный ребенок? – слайд 3)
Когда говорят о детях «группы риска», трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. Педагог не может найти ключ к ребенку. Работая в школе 24 –ый год, понимаешь, как из года в год приходят ребята с трудным характером. Сама иногда задаюсь вопросом: как быть? Кто виноват? В моей педагогической практике уже пятый выпуск девятиклассников, и в каждом из них попадается «трудный ребенок». При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления — трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом. Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины каждой трудности неодинаковы. (слайд 4-5) Трудность школьников обуславливается двумя основными факторами:
- педагогической запущенностью. Это дети, которые стали жертвами психолого-педагогической безграмотности родителей и учителей начальных классов. Дети переходят в старшие классы, они уже не дети, они «деды» (как говорят сами старшеклассники). Длительные конфликты, отсутствие систематической воспитательной работы в классе, враждебность взрослых, окружающих ребёнка в семье, - всё это может привести к такому искривлению личности ребёнка. Когда ребенок переходит в старшие классы, по федеральному государственному стандарту (ФГОС) дают характеристику на выпускника начальных классов по шаблону, где только надо отметить подходящие слова. Например, высокий, средний или низкий темп чтения. В итоге в старших классах надо искать различные методы, формы.
- социальной запущенностью. Это школьники, которые «перенимают опыт» с родителей.
Программа направлена на поддержку «трудных» детей. На формирование нравственных, добрых качеств в молодых людях, развить социальную инициативу. (слайд 6-7)
Система мероприятий данной программы включает проведение круглых столов, обучающих занятий, ведение тетради по технике безопасности (слайды 8-12) индивидуальных бесед (всё записываю в тетрадь, или сам ученик пишет, подтверждая свой поступок тем самым личной подписью ), а так же проведение акций с участием специалистов, работающих с молодёжью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Результат практики: позволяет выработать определенную стратегию и наработать рекомендации по организации системы предупредительной и коррекционной работы с детьми, взаимопонимание в коллективе сверстников, урегулирование конфликтов, отсутствие детей, состоящих на ВШУ, на учете ОДН. (слайд 13). Для ожидания еще лучших результатов надо помочь ребенку. (слайд 14)
Реализация программы поможет привлечь подрастающее поколение к решению социально значимых проблем, развить чувство ответственности и с пользой для себя и для общества проводить свой досуг, реализовывать личные инициативы.
Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв.
Что же такое трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей, без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили…поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С.Давидович