Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная Общеобразовательная школа г. Зернограда
Номер работы: 66290.2.8.2025
«Регионы России: культурное многообразие (на примере культуры донских казаков)»
Методическая разработка урока ОДНКНР
5 класс
Возраст: 11-12 лет.
Разработчик:
Федюнина Екатерина Владимировна,
учитель истории и обществознания, ОДНКНР
г. Зерноград
2025 г.
Тема урока | Регионы России: культурное многообразие ( на примере культуры донских казаков) |
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности | 1.Информационные материалы из сети Интернет 2.Презентация «Где казак-там и слава». 3. исторический квест «Где казак- там и слава» 4.Конспект урока «Где казак – там и слава». |
План урока | 1.Актуализация знаний. 2. Историческая справка (история боевой славы казаков) 3. Задания для закрепления материала 4.Рефлексия. |
Цель урока | формирование у обучающихся гражданско-патриотического сознания, верности Отечеству, воспитания готовности к достойному служению обществу и государству, уважения к историческому прошлому малой Родины. |
Задачи урока | Формирование у учащихся ответственности за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества; Развитие интереса к познанию культуры и традиций донских казаков. Развитие исторической памяти на примерах военной истории казачества |
Методы, приемы и формы обучения | Методы: ИКТ- метод, беседа, наглядно-иллюстративный Приемы: Создание игровой ситуации, проблемных вопросов и задач Формы: групповая |
Интерактивные задания | https://disk.yandex.ru/d/vKXiZsPMnLbG4g |
Основные понятия, термины и личности | Термины и понятия: атаман, казачество, освоение Сибири, Азовское сидение, Отечественная война 1812 года, Семилетняя война, Кавказская война, Гражданская война, Великая Отечественная война. Личности: Иван Грозный, атаман Ермак, атаман Платов, атаман Бакланов |
Место урока в изучаемых студентами темах | Урок проводится для 5-6 классов, а также может проводиться как воспитательное мероприятия в виде классного часа в 5-9 классах |
Планируемые воспитательные результаты |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетенстного опыта |
Сформируется представление о трудовом, военном, гражданском и патриотическом долге гражданина своей Родины. Научаться отвечать на вопросы, делать выводы, ориентировать на успех во всех делах. | Целостно-смысловая компетенция: понимание необходимости сохранить память |
Организационная структура урока |
Этап урока | Задачи этапа | Методы, приемы, формы взаимодействия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые предпосылки к учебной деятельности |
1.Организационный этап, актуализация знаний | -Подготовить эмоционально и психологически учеников к уроку; -Мотивировать их к уроку; -Актуализировать их знания о казаках и их истории.. | Беседа | 1.Приветствует учеников. 2.Работает с учениками | 1.Приветствую педагога, 2. Слушают педагога и выступающих. | Личностные: -понимание тему урока и значение подвига людей. |
2. Основной этап | -Формировать и расширять знания учеников о казачестве и их роли в истории России - Привлекать учеников к выполнению творческих заданий, проведение исторического квеста | Коллективное взаимодействие, беседа | 1.Рассказывает вместе с выступающими об истории казаков, их героях (атаманов). 2.Управляет презентацией. 3.Общается с учениками. | 1.Слушают педагога. 2.Смотрят презентацию. 3.Общаются с педагогом. | Коммуникативные: -Умение участвовать в диалоге внутри группы и с педагогом; -Умение уважительно относиться к партнерам. Регулятивные: -Формирование умения работать в общей концепции урока; |
Заключительная часть Рефлексия. | -Найти эмоциональный отклик на урок у студентов; -Подвести итоги беседы | Беседа | 1.Подводит итоги беседы. 2. Составление синквейна | 1.Подводят итог мероприятия. 2. Высказывают свои мысли и впечатления. | Познавательные: -Систематизация полученной информации, -Осмысление, формулировка достигнутых результатов. Коммуникативные: -Формулирование собственного мнения и позиции. |
Методическая разработка урока на тему:
Регионы России: культурное многообразие (на примере культуры донских казаков)
Ход мероприятия.
Учитель: (2 слайд)
Казак – это воля и ветер,
Простор и дыханье степей.
Нет радости выше на свете,
Чем топот и хрип лошадей.
Казак – это совесть и правда,
Борьба за отчизну и честь.
Казак – это свыше награда
За то, что у Бога мы есть.
История России неразрывно связана с историей казачества. Вольные воины степных окраин России, защищавшие ее от набегов неприятеля, внесли свой огромный вклад в развитии государства российского.
Главной обязанностью казака издавна была военная служба, на которую они являлись на своих собственных казачьих конях, со своими седлами, в своем обмундировании, со своими шашками и, одно время, со своими ружьями и пиками. Все мужчины, без исключения, целыми поколениями несли воинскую повинность без льгот и привилегий. Оттого и создавалась традиция службы и уважения к ней. С самого детства в казаках воспитывали смелость, ловкость и любовь к Отчизне. С рождения ребенка не называли мальчиком, а сразу называли «казачьим сыном». С 3х лет казачата уже умели ездить верхом на коне по двору, а с 5 лет скакали без седла по просторам вольной степи. В 19 лет казак принимал присягу на верность службе. Теперь его жизнь принадлежала царю и России.
Ученик 1:
Полный удали и славы
С шашкой, пикою в руке
В диком вихре бурной лавы
С гиком мчится на коне
Смелый он, неутомимый
В рукопашной ли, пешком
Для врага неутомимый
На завалах под ружьем.
Ученик 2:
В бое ратном, на походе
Службы тяготы несет-
Жажду, голод, непогоду
И без ропота умрет.
Верный церкви, государю
Беспредельно Русь любя
Ну скажите, кто удалей,
Кто отважней казака?
Учитель.
Сегодня мы вспомним примеры героической доблести казаков и поговорим какое значение имело казачество для истории России. Верны ли слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть».
Ученик 1:
Ни единой нет земли,
Чтоб мы кровью не полили.
Пол-России казаки
Государю покорили!!!
Степи южные, Кавказ,
Крым, Сибирь, Урал, Азов –
То России дар от нас
То подарок казаков!!!
Учитель. (3 слайд)
Начнем мы свое путешествие в прошлое с эпохи Ивана Грозного. Именно в период его правления появляются первые письменные упоминания о донских казаках в 1549 году. Спустя уже 21 год московский царь отправит донским казакам уставную грамоту – первый официальный документ, дошедший до наших дней. Именно с этого момента Великое войско Донское ведет отсчет времени своего существования и ежегодно празднует 3 января как день основания войска Донского.
(4 слайд) При Иване Грозном казаки стали активно принимать участие в военных походах царя. Так, вольные казаки вместе с царем брали неприступную Казань в 1552 году. Российский историк Карамзин пишет: «при взятии города государь "велел быть впереди Атаманам с Козаками"
С именем великого казачьего атамана Ермака связано не менее важное политическое событие при Иване Грозном – освоение Сибири.
В 1581 году с разрешения царя и по воле купцов Строгановых Ермак со своими товарищами (около 500 казаков) отправились покорять Сибирское ханство.
Ученик 1:
В Сибирь, словно упорная народная река,
Рванула смела вольница казачья Ермака,
Каменный пояс, что Уралом назовут,
Они началом битвы с ханом изберут.
Ученик 2:
Но как только брань начнётся
На потеху казаку,
Наше войско понесется
На кровавый пир к врагу.
Снова шашки засверкают,
Вспыхнут села, города –
И вспомянет враг, узнает
Буйну удаль казака.
Учитель. (5 слайд)
Еще одной страницей воинской доблести казаков является так называемое «Азовское сидение», продлившееся 5 лет с 1637 по 1642 гг. 4,5 тыс казаков (большую часть составляли донские казаки) в 1637 году практически без подмоги смогли захватить турецкую крепость Азов. За 5 лет Азовского сидения казаков Османская империя потеряла по разным подсчетам от 30 до 96 тыс человек.
Ученик 2:
Ночь осажденного Азова…
Вокруг, на сколько видит глаз – враги …
Сил больше нет, но казаки готовы
В последний, смертный бой за честь Руси.
Учитель. (6 слайд)
Казаки воевали не только в южном и восточном направлениях, но и принимали участие и в европейских походах русских императоров. Так Донские казаки во главе с походным атаманом Федором Краснощековым влились в состав русских войск в период Семилетней войны против Пруссии. Они в числе первых появились на вражеской территории. За отличие в легендарном Кунерсдорфском сражении 1759 г. Казаки были награждены серебряными медалями с надписью «победителю над пруссаками». Командиры же казачьих полков – атаманы были награждены специальными золотыми медалями с изображением всероссийской императрицы Елизаветы Петровны и той же надписью.
Ученик 1
Не может Русь остаться в стороне –
Союзный мир обязывает к бойне.
Собрали рать – Апраксин на коне
Донской казак уже гуляет в Польше.
Ученик 2
Но будем помнить славные лета
Про подвиг войск: солдат и офицеров,
И даже быль простого казака
В Европе бившем бюргеров и сэров.
Учитель. (7 слайд)
Самой яркой страницей военной истории казачества стала Отечественная война 1812 года. Первых солдат “Великой армии” Наполеона, вступивших на Российскую землю 12 июня, встретили выстрелы разъезда лейб - гвардии Казачьего полка.
Особенно казаки запомнились французам, когда те оставили Москву и начали отступление: именно казаки гнали неприятеля от древней столицы до самых западных границ России.
По итогам войны переменил свое мнение о казаках и Наполеон. Если в начале боевых действий французский император не воспринимал их всерьез, то, увидев эффективность казачьих войск, император приказал создать аналог казачьего войска. Существует известная фраза Наполеона о казаках: «Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу».
Европа очередной раз восхитилась воинской доблестью казаков. После Отечественной войны они вошли в моду в 1813–1814 годах, особенно в Англии, Франции и Германии. В гвардии прусского короля был сформирован казачий эскадрон по образцу русских казаков. Но все равно эти эскадроны не являлись казаками, и даже принять казачью тактику они не смогли».
Ученик 1:
Как в тяжелый год нашествия
Всей Европы войско шло
От позора, от бесчестья
Русь казачество спасло!!!
Учитель. (8 слайд)
После Октября 1917 года казачество пережило чудовищную трагедию Гражданской войны и политики расказачивания. В результате этой политики погибли сотни тысяч казаков, в том числе женщины и дети. Десятки тысяч казаков оказались в эмиграции. В 1920-х – начале 1930-х годов тысячи казачьих семей были высланы на Север.
Однако с 1936 года ситуация изменилась. Советское правительство сняло с казаков ограничения, запрещающие им служить в Красной армии.
(9 слайд) Начало Великой Отечественной войны большинство казачьих дивизий встретило на западных границах Советского Союза. В казачьих станицах началось формирование добровольных сотен.
(10 слайд) За подвиги в войне казачьи корпуса и дивизии получали звание гвардейских.
Вместе с другими победоносными полками Красной армии казачьи части прошли по Красной площади во время парада Победы 24 июня 1945 года.
(11 слайд - видеоролик «казаки на параде Великой Победы 1945 года»)
Казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. “Для того казак родился, чтоб царю на службе пригодиться”, - гласила старинная поговорка.
(12 слайд) И сейчас казаки доблестно сражаются за нашу Родину – Россию.
(13 слайд - видеоролик «Гимн Всевеликого войска Донского»)
Учитель. Для закрепления предлагаю выполнить несколько заданий. Для начала разделимся на несколько команд. Каждая команда должна выбрать собственного атамана. По истечении 2 минут вы, посовещавшись со своей командой, представите название ваших команд.
Представление команд.
Ну а сейчас мы перейдем к самим состязаниям.
В казаках всегда ценилась честность и сила духа. Об этом много рассказано в пословицах и поговорках:
Каждой команде мы сейчас раздадим конверты с разрезанными пословицами, а вы попробуйте их собрать.
1 конкурс. Собрать пословицы.
Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
Казачья смелость порушит любую крепость.
Где тревога, туда казаку и дорога.
Казак без коня, что солдат без ружья
Казак родился – Отчизне пригодился.
Казачье братство милее богатства.
У казаков в бою жизнь общая: одного ранило – всем больно.
2 конкурс. Собрать заповеди казаков.
Казаки были и остаются верны своим традициям. Издавна они жили согласно своим заповедям, которые передавали из поколения в поколение. Так и сейчас настоящие казаки соблюдают их.
Задание: соединить начало и конец предложений.
1 команда.
Честь и доброе имя для казака дороже жизни
Казаки все равны в правах
По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе
Служи преданно своему народу, а не вождям
Держи слово, слово казака дорого
2 команда
Чти старших, уважай старость
Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа
Погибай, а товарища выручай!
Будь трудолюбив, не бездействуй
Береги свою семью, служи ей примером!
3 конкурс. Исторический квест «Где казак- там и слава». (презентация)
Учитель. Мы сегодня много узнали о казаках, об их истории и традициях. Надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы глубоко и преданно любить свою Родину, свой город и свою семью. Давайте для закрепления составим синквейн
1 строка: Кто? Что? 1 существительное
2 строка: Какой? 2 прилагательных
3 строка: Что делает? 3 глагола
4 строка: Что думаешь о теме? Фраза из 4 слов.
5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) 1 существительное
(Работают самостоятельно).
Учитель. В подведении итога урока хочу сказать:
«Родина… Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба. Потребность знать историю той земли, на которой живешь, возникает у каждого, правда в разное время и с разной силой, но все, же возникает.
Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, — он исчезает. Люди, конечно, остаются, но они оторваны от своих родных корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов.
И чтобы такого не произошло с нами, мы должны изучать и знать историю родной земли, историю донского казачества».
- Ребята, спасибо за урок!