Тема: Регионы Зарубежной Азии. Обобщающий урок.
Цель: обобщение знаний об особенностях географии и экономики субрегионов Азии.
Задачи:
- определение места и роли Азии в мировой экономике;
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие гуманистических мироощущений (принятие всех народов, религий);
- повышение экологической культуры обучающихся;
- формирование логического мышления;
- закрепление навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, атласами и контурными картами;
- развитие творческих способностей обучающихся;
Тип урока: урок обобщения знаний
Оборудование: политическая карта мира, диаграммы, тематические карты, справочный материал, таблицы, видеофильмы «Зарубежная Азия».
Ход урока:
I. Организационный момент
По теме «Зарубежная Азия» завершающий урок, поэтому его целью будет обобщение знаний об особенностях географии и экономики этого уникального региона.
В качестве источников информации имеются учебники, атласы, дополнительная справочная информация. Для работы имеются контурные карты субрегионов. Заполнить контурные карты используя общепринятые значки или собственные обозначения. Контурные карты будут оценены.
II. Новый материал.
Зарубежная Азия - регион необычный, колоритный, особенный. Занимаемая им площадь равна 27,7млн.км2. Численность населения 4 164 252 000 чел. (2011 г.). Состоит из 4 субрегионов.
Задание 1. Показать на карте страны своего субрегиона, выделить самую большую и самую маленькую страны.
На к/карте: нанести границы субрегиона, обозначить самую большую и самую маленькую по площади страны.
Отгадайте загадку: То ли это химическое соединение, то ли королевство в Азии? Отгадка: Бутан. Показать на карте.
Задание 2. Определить (уточнить) государственный строй азиатских стран. Количество монархий и республик в каждом субрегионе.
Южная Азия - 2 монархии + 4 республики
Центральная и Восточная - 1 монархия + 4 республики
Юго-Восточная - 4 монархии + 6 республик
Юго-Западная - 7 монархий + 10 республик
Используя знания истории, ответьте на вопрос: почему ни в одной другой части мира не сохранилось столько абсолютных монархий, сколько в Зарубежной Азии?
Страны имеют разный государственный строй, отличное друг от друга географическое положение и, соответственно, огромное разнообразие в природных ресурсах.
Задание 3. Оценить природные ресурсы.
1. Минеральные ресурсы.
2. Водные ресурсы.
3. Лесные ресурсы.
4. Агроклиматические ресурсы.
Каждая группа оценивает свой субрегион. Отметить их на к/карте специальными обозначениями.
А вот ещё одна загадка: Такая площадь у этой страны как у нашей республики. Зато население в 25 раз больше у этого бедного государства. Отгадка: Бангладеш. Подтвердить цифровыми данными из справочного материала. Показать на карте.
Проанализируйте карту «Население Земли».
Выводы:
- в Азии людей живет больше, чем в любой другой части света;
- население размещено неравномерно;
- приморские равнины, долины, дельты рек заселены лучше, чем пустынные территории и высокогорья.
Задание 4. Назвать и показать страны своего субрегиона, входящие в первую десятку стран мира по населению (Южная - Индия, Пакистан, Бангладеш. Юго-Восточная - Индонезия. Восточная и Центральная - Китай, Япония).
Лидер по количеству стран, входящих в десятку - Южная Азия.
Лидер по населению - Центральная и Восточная Азия (отметить на доске и в к/картах специальным значком «Люди»)
Имеется ещё один лидер. Узнать, о чем идет речь, нам поможет анализ таблицы «Естественное движение населения».
Выводы:
- лидер по естественному приросту - Юго-Западная Азия (Палестина -5,6%, Йемен - 4,5%, Афганистан - 4,3%, Иордания - 3,7%, Оман - 3,5%).
- Почему высокий естественный прирост именно в Юго-Западной Азии? (в основном мусульманские страны, религия, обычаи, отрицание демографической политики. Например, Ирак в годы войны с Ираном проводил политику «Роди ребенка - и ты поразишь врага в самое сердце»). В настоящее время показатель начал снижаться.
Азия - родина всех мировых религий.
1. Назовите мировые религии (христианство, мусульманство, буддизм)
2. Национальные религии? (конфуцианство - Китай, синтоизм - Япония, индуизм - Индия, иудаизм - Израиль).
3. Очень пестрый религиозный состав, что, безусловно, является и особенностью региона, и его проблемой.
4. Какие проблемы, связанные с религиями, возникают в регионе? (войны) Привести примеры.
Какой бы показатель мы не рассматривали, так или иначе приходим к вопросу: А как это влияет на экономическое развитие? Доля Азии в мировой экономике достаточно велика (диаграммы «ВВП», «Промышленность»). За последние десятилетия она значительно возросла.
Задание 5. Обозначить на к/карте 1 страну с высоким уровнем развития и 1 страну наименее экономически развитую.
Назвать, к каким типовым группам по экономическому развитию можно отнести страны каждого субрегиона (страна «большой 7», нефтедобывающие страны, ключевые страны, НИС). Показать на карте. Самые бедные страны Азии? (Лаос, Камбоджа, Непал, Бутан, Йемен). Показать на карте.
III. Закрепление
Азия - интереснейший регион, очень разнообразный, неоднородный, т.е. регион контрастов. И чтобы окончательно поставить точку, выполним проверочную работу.
Распределить характеристики по регионам
| Южная Азия | Юго-Восточная Азия | Центральная и Восточная Азия | Юго-Западная Азия |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |
8 | | | | |
9 | | | | |
10 | | | | |
11 | | | | |
12 | | | | |
1. Какой из регионов располагает крупнейшими запасами нефти?
2. В каком регионе расположен «оловянный пояс»?
3. Какой регион богат железными и марганцевыми рудами?
4. В каком регионе сохранились наиболее значительные лесные ресурсы?
5. В каком регионе наиболее значительны ресурсы пресной воды?
6. Какой регион располагает наиболее обширными пастбищами?
7. Какой из регионов является колыбелью индуизма?
8. Где на духовную и материальную культуру повлияло конфуцианство?
9. В каком регионе находится первая по численности населения страна?
10. Экспорт сухофруктов, орехов, шкурок каракуля, фиников и кофе характерен для…
11. Джут, чай, копру, тропические фрукты вывозят из …
12. Пряности, сырье для производства натурального каучука, пальмовое масло, кору хинного дерева поставляет …
На оценку «3» - только для своего региона,
на оценку «4» - для двух других регионов,
на оценку «5» - работу выполнить полностью.
Определенный субрегион (страна) ассоциируется у нас с каким- то продуктом, товаром.
Вам предлагаются: чай, рис, телефон, туристический рекламный проспект. Как распределить эти товары по регионам с учетом особенностей? (Южная Азия - чай, Юго-Восточная - рис, Центральная и Восточная - телефон. Юго-Западная -туристический рекламный проспект.
Домашнее задание:
- повторить учебный материал
- подготовить рекламу товара (можно по группам, можно индивидуально);