Тип проекта: информационно - познавательный, творческий. По времени проведения: краткосрочный- с 15.03.2016 по 27.04.2016 г.
- Проект разработали и провели
воспитатели дошкольной группы № 2
БОУ Вашкинского муниципального района «Андреевская ОШ»:
О.Ю.Кайнова
И.Б.Кузнецова
Тема проекта :«Река Унжа».
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе родного края.
Задачи:
- Обогатить, углубить и систематизировать знания детей о реке Унжа, протекающей в родном поселке Первомайский Вологодской области.
- Развивать познавательную активность, творческие способности, нравственные чувства детей на близком, доступном и значимом для них материале.
- Развивать у детей произвольную память, речь, выразительность движений, стремление к познанию в разных видах деятельности.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.
- Ориентироваться на педагогическое сообщество нового типа, расширять образовательное пространство, круг его участников (ребенок, воспитатели, родители, работники ДК).
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач
исследовательской работы.
Проблема исследования.
Воспитатели столкнулись с тем, что дети мало знают о реке, которая протекает в родном поселке Первомайский; о ее истории, природной растительности, рыбах и животных, экологии, но желают узнать о них как можно больше. Дети внимательно рассматривали картинки с изображением реки, рыб, задавали вопросы о том, как они называются, где живут и чем питаются. Педагоги с детьми решили узнать о реке как можно больше.
Река Унжа- это часть природы родного края. Для того, чтобы сохранить ее в природе, необходимо знать ее название, внешний вид, познакомиться с ее жизнью и жизнью ее обитателей, больше о ней узнать из произведений местных поэтов. Подумать, чем мы можем помочь реке родного края: растениям, рыбам и животным.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1. Изучение истории реки, растительности, названий и образа жизни рыб, обитающих в реке Унжа, ее использовании, экологии.
2. Знакомство с произведениями местных поэтов о реке нашего
края.
Результаты исследования:
- Альбом фотографий реки, книжки- малышки с изображениями рыб, живущих в ней.
- Выставка детских рисунков «Река Унжа».
- Проведение НОД по теме.
2 этап. Организация исследования в рамках проекта.
1. Сбор, анализ и систематизация информации о реке нашего края, об ее внешнем виде, растительности, рыбах и животных, об ее народоиспользовании.
- Чтение и обсуждение стихотворений
- Рассматривание и обсуждение альбома «Рыбы». Беседы о рыбах с обсуждением их внешнего вида, характера, мест обитания.
- Сбор загадок, пословиц, поговорок о рыбах и животных, обитателях реки Унжи нашего края, отгадывание загадок о них.
- Рассматривание фотографий реки Унжа
- Экскурсия в ДК на выставку «Унженский лесопункт» и беседа по использованию в прошлом реки Унжа для сплава леса.
- Познавательные беседы – об экологии реки.
- Проведение НОД на тему « Река Унжа»
2. Творческая познавательная деятельность детей.
- Чтение детям стихотворений о реке Унжа на экскурсии в ДК.
- Рисование детей на тему «Река Унжа» и оформление совместно с воспитателем выставки на данную тему.
- Аппликация «Рыбы реки Унжа»
- Создание книжки- малышки «Рыбы р.Унжа»
- Аукцион загадок, пословиц о рыбах и животных.
- Организация с детьми дидактичексих игр «Собери картинку», «Четвертый лишний».
- Организация словесных игр «Угадай по описанию», «Добавь слово», «Назови в уменьшительной форме», «Бывает - не бывает.
- Организация подвижных игр: «Я рыбак», «Через речку быструю»
- Выполнение детьми пальчиковой гимнастики «Рыбка рыбке говорила», дид.игры «Рыболов», сюжетной игры «Рыбаки»
- Организация настольных игр: лото «Кто, где живет».
- Проведение НОД на тему «Река Унжа»
3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности детей.
Горшенев Александр
Спасибо речке от души. Здесь утки плавают в тиши. Любая живность здесь находит Свой уголок, ты посмотри. Когда же солнце вновь засветит. То глубина насквозь видна; Где рыбки греются на солнце, Где в отраженье берега. В крещенье ходим мы на речку. Вода святая целый год И исцеляет, помогает От разных горестей, невзгод. Она как мать тебя погладит Прохладной ласковой волной, И унесет твои печали, Подарит позитив, настрой. А сколько в помощь леспромхозу Дарила реченька всегда. Здесь сплав вели на нижнем складе, Весною полноводною была. Конечно жаль, признаться надо, Не бережем тебя ничуть. Как раньше дно все вычищали Ошибка наша в каждом тут. Давайте думать о природе Беречь, заботиться о ней. Чтобы помощница- речушка Не обижалась на людей. Ведь каждый житель Первомайска И деревень здесь побывал. Спасибо скажем нашей речке Для нас ты просто идеал.
« Тихая реченька Унжа»
Н.И.Белова
Апрель 2016г.
Речка тихая, словно ленточка,
В нашей местности протекает.
Испокон веков край наш северный
Унжей речку величает.
Она из озера впадает,
Его мы Унженским зовем.
Он как отец свою дочурку
Отправил в плаванье с добром.
Течет речушка наша Унжа,
Журчит по камушкам она.
Весной шумлива, говорлива
Переполняет берега.
А летом ласковой и нежной
Спокойно, плавно вновь течет.
На солнце бликами играя,
И радость каждому несет.
И пользы много нам приносит
Речушка- реченька всегда;
Здесь загораем, рыбку ловим,
Купаться любит детвора.
И взрослые непрочь купаться,
На берегу у речки отдохнуть.
С друзьями у реки собраться:
Здесь костерок дымок, уют.
Воды несем на чай из речки,
Воды берем для бани тут.
Так целый день мы к нашей речки
С утра проделываем путь.
Полощем чистою водицей
Свое белье, половики.
Дорожки трем, свои паласы
Все лето в теплые деньки
На зорьке с удочкою к речке
Спешит заядлый рыбачок
И загадав свое желанье
Подсадит рыбку на крючок.
Здесь рыбка ждет тебя любая-
И окунь есть, сорожка тут,
И щучка, хищница такая,
С блесною разговор ведут.
Лето
Весна
Зима
Экскурсия на р.Унжа- весна 2016г
Загадки о рыбах
Р ыба полосатая, Хищная, опасная, Ловит маленьких мальков, Красный цвет у плавников! Ответ: Окунь
С еро-зелёная спина, И тело в крапинках всегда, Колючий и ершистый, Не любит речек быстрых! Ответ: Ёрш
П о реке плывёт бревно, В серых пятнышках оно, Пасть утыкана зубами, Как же рыбу называют? Ответ: Щука
К речке наш прикован взгляд: Брызги в стороны летят, В ясный день в воде резвясь, Чешуёй блестит ……..(карась)!
Кто там мечется повсюду, Не замрет ни на минуту? Непоседа и вертун, Всех подвижней рыбка ……(вьюн).
Не желает, ну никак, он клевать на червяка! Ни за что я не прощу Это хитрому …….(лещу)!
Кто на дне залег под илом, Чтоб малькам не видно было? Труд напрасен, виден им, Притаившийся……( налим).
Дид.игра «Найди лишнее»
Н
Зубы остры, хвост - лопатой, Что за славные ребята? Строят хаты и плотины, Валят толстые осины.(ырбоб)
- Все живут они в реке, Норы делают в песке,Всегда пятятся назадИ усами шевелят.Поднимают клещи вверх:"Покусаем мы вас всех",Кто такие забияки?Это маленькие ... .
Над волною в нашей речке
Птицы реют на просторе,
Птицы рыбку любят очень-
Днем охотятся и ночью.
По одной летят и стайкой…
Гордых птиц зовем мы…..(чайки)
Пёстрая крякуша Ловит лягушек, Ходит вразвалочку, Спотыкалочку. Кря-кря-кря, ловите мух! А потом в водичку - Плюх! Плавать - это вам не шутка! Так детишек учит... ( утка ) .
Кувшинка белая
Изготовление книжки – малышки.
Из истории использования реки Унжа- сплав леса по реке.(Вашкинский ЛПХ)
НОД « Природа р.Унжа и ее обитатели»
НОД «Река Унжа: (история, экология, использование)