СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реки-артерии Земли

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реки-артерии Земли»

№9 07 11..2019 6 класс ГЕОГРАФИЯ Чернобиль А.В.

Тема:. Реки – артерии Земли.(1)Как устроены реки.

Цели урока:

— сформировать понятия о реке, её частях, речной системе, питании реки;

— показать роль рек в жизни человека;

— осуществлять смысловое чтение при описании реки.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, картины, слайды с изображением рек и их частей.

Когнитивный компонент урока: река, русло, исток, устье, речная система, речной бассейн, водораздел, источники питания реки.

Деятельностный компонент урока: характеризовать особенности речной системы; правильно показывать реки по карте; знать наиболее крупные речные системы мира. осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления, жанрами и основной идеей текста; выявлять по рисунку части реки; характеризовать реки своей местности.

Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть значение рек в жизни человека; показать необходимость охраны рек; понимать, что речная вода — важнейшая ценность на планете.

Работа с учебником: работа с текстом, работа с рис. 72.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Проверка домашнего задания

1. Солёность вод Карского моря составляет 42‰. Сравните её со средней океанической солёностью и сделайте выводы.

2. Как изменяется температура вод Мирового океана с глубиной?

3. Какое утверждение является верным:

1. Температура вод на поверхности морей и океанов зависит от их географического положения.

2. Во всех морях и океанах вода имеет солёный вкус.

3. Солёность морской воды измеряется в процентах.

4. Гольфстрим — тёплое течение.

5. Волны — один из видов движения воды в Океане.

4. От чего зависит направление течений?

5. С чем связано образование цунами?

6. Почему во время цунами суда стараются выйти подальше в открытое море?(10 минут)

2Изучение нового материала

Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.

Течет, течет - нe вытечет;

Бежит, бежит - нe выбежит.


He конь, а бежит,

He лес, а шумит.


Между гор, между дол

Бежит белый конь.


Вы уже поняли, что тема урока ... (Река.)

Итак, раскрываем тетради, записываем тему.(2 минуты)

Мноrо великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. He только художники, но и писатели... Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде...», «Редкая птица долетит до середины Днепра...»

- Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они.

(Проверить творческие задание, nрослушать 2-3 произведения.) Это могут быть:

О, Волга!.. колыбель моя,Любил ли кто тебя, как я? (Некрасов.)

Нева всю ночь рвалася к морю... И спорить стало ей невмочь:.. ...Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова. (А. С. Пушкин.)( 8 минут)

Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река.

(Дети отвечают, дают свои определения.) (3 минуты)

Учитель, конкретизируя ответы, просит найти определение понятия в учебнике, ориентируясь по маршруту «Полярной звезды». Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике. .-

Если определения совпали, учитель дает отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует ответить: почему не обратили внимание на эту деталь определения?

- Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради реку, используя в рисунке составные части.

Один ученик работает у доски. На ней изображена река Подпишите: приток, исток, устье, русло..

Из курса природоведения учащиеся вспоминают, что такое исток, устье реки. Чтобы дополнить ответы учащихся, анализируют рис. 73 «Части реки». Находят русло реки, её

верхнее, среднее и нижнее течения. По карте определяют правый и левый берега реки. Описывая элементы речной системы, учитель отмечает, что у рек бывают разные истоки и устья. Река может начинаться из родника, в болотце, как наша Волга, или из горного ледника, как Янцзы в Китае. Амур образуется из слияния двух рек — Шилки и Аргунь. Бывают реки, вытекающие из озёр, например река Свирь, текущая из Онежского озера в Ладожское, или Ангара, вытекающая из озера Байкал.

При впадении в море река образует устье, которое иногда из-за собственных наносов распадается на множество рукавов, как у Волги. Устье реки становится похоже на

крону дерева — его называют дельтой. Самая большая дельта у реки Лены. Очень большие дельты имеют Миссисипи, Нил, Меконг. Иногда река впадает в море через узкий залив, как, например, Обь или Северная Двина. В России такие заливы называют губами.

Затем по физической карте России учащиеся выясняют, что такое речная система, речной бассейн и водораздел на примерах реки Волги или Лены.

Следующий вопрос, который выясняют учащиеся: откуда в реках берётся вода? С этой целью они составляют схему.

Учитель вывешивает карточки с изображением рек в системе параллелей и меридианов. Предлагает ученикам определить реки.

- А теперь наша задача - научиться определять длину рек. Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)

- Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С помощью нитки и линейки.)

- Правильно. Нитку накладывают нa изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают нa именованный масштаб.

Измерьте длину рек 1вариант - Оби, 2 вариант- Енисея.(5 минут)

3 Физминутка(2 минуту)

Молодцы присаживайтесь И еще Немного отвлечёмся и разгадываем анаграммы и загадки

(Можно нa этом этапе урока отгадывать ребусы, анаграммы, омонимы.) на выбор учителя (5 минут)

Название какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять.)

Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? (Яна.)

Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)

Какую реку можно срезать ножом?

Или: какая река растет нa дереве?(Прут.)

Какой приток Дона, носит название дерева? (Сосна.)

Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)

Я - сибирокая река,

Широка и глубока.

Букву «е» нa «у» смени

Стану спутником земли.

(Лена -Луна.)

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «я» нa «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

(Елисей - Енисей.)

В Селенгу с буквой «д» впадаю,

А с «п» вливаюсь я в Оку.

И в Волгу с «с» я попадаю,

Но с «ф» я в Белую теку. (Уда - Упа - Уса - Уфа.)

Немного отдохнули и вновь принимаемся за работу.

В контурных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

Если ученики нe успевают, то можно дать как домашнее задание.

В заключение урока учащиеся осуществляют смысловое чтение текста «Стоп-кадра». Задача учителя — по казать, что существуют различные жанры описания: литературное (художественное), научное. Учащиеся выполняют задание 8, сравнивая два описания реки Енисей.

4 Закрепление ( 5 мин)

Что же мы знаем про реки?

Знаем! Узнаем!

Учитель вызывает к доске одного ученика, а оставшиеся ему диктуют, что записывать в колонку «Знаем».

- Откроем учебники, прочтите, что мы должны ещё узнать и запишем в колонку «Узнаем».

По мере того, как поднимаются руки желающих ответить, учитель предлагает выходить и записывать.

Что же мы должны узнать? (Читает версии один ученик(5 минут)

Правильно, мы должны узнать, что такое речная долина, речной бассейн, водораздел, питание реки. Кроме того, мы должны научиться определять положение рек.

Чтобы успеть изучить это все на следующем уроке, вам необходимо будет дома, об этом подготовить сообщение

5 Итоги урока (1 мин) Молодцы! Спасибо за работу.

6 Рефлексия ( 2 мин)прием Синквейн Река

Быстрая, горная, чистая

Бежит, шумит, спешит

Дом для живых существ

Живет

7 Домашнее задание (2 мин)

На «5»Г.: § 33 ;

В контурных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

Знать и уметь показывать на карте. Подготовить сообщение о речной долине.

На «4»Г.: § 33 ;

В контурных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

Знать и уметь показывать на карте. Или подготовить сообщение о речной долине.

На «3» Г.: § 33 ;

В контурных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

Знать и уметь показывать на карте.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!