СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для обучения по брайлю детей начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные рекомендации будут полезны для педагогов и родителей, которые имеют дело с незрячими детьми. Упражнения могут использовать педагоги начальной школы во время занятий, а также родители для закрепления навыков детей.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для обучения по брайлю детей начальной школы»


Рекомендации для родителей

по подготовке незрячих детей

к обучению чтению и письму по системе Брайля.


I Комплекс упражнений для развития фонематического слуха.

Знакомство с буквой окажется безрезультативным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Речь идет не об умении произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова.

1. «Назови слова»

  • Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук: А, П, О, К и т. д.

  • Назови слова, которые заканчиваются на звук: Н, Р, А, Д и т. д.

2.Игра «Магазин»

На прилавке расположены разнообразные предметы:

мелкие игрушки, книжки, карандаши и т. д.

- Что выбрал?

- Ложку.

- Заплати первым звуком слова.

3.«Играем со словом»

  • Назови все звуки по порядку в слове: небо, туча и т. д.

  • Отгадай загадку. Отгадку составь на звуковых схемах.

  • Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым.


4. «Путаница»

- Кто на дереве сидит? (Кит)

- В океане кто плывет? (Кот)

- В огороде что растет? (Рак)

- Под водою кто живет? (мак)

Сложите слова по порядку. Как слова перепутались? Почему?

Чем отличаются и чем похожи слова?


5. «Придумай новое слово»

Попробуй изменить второй звук так, чтобы получились новые слова ( сон, сок, дом, пил, мел).

Измени первый звук и выложи на звуковых схемах ( точка, лук, лак, педаль, макет).

Такие игры полезны не только в период обучения грамоте, но для развития речи и внимание ученика.


II. Подготовка артикуляционного аппарата.

Артикуляционная зарядка способствует развитию речевого аппарата, помогает научить осознанно наблюдать за произношением каждого звука, способствует развитию четкости и правильности речи.


  1. «Забей гол»

Рот закрыт, губы без движений, кончик языка задевает щеки.


2. «Часики»

Высунуть острый язык, прижать его зубами и двигать слева направо.


3. «Блинчики».

Быстрое покусывание языка одновременно произнося Г, АП.


4. «Лошадка»

Цоканье.


5. «Качели»

Водить нижнюю челюсть сначала из стороны в сторону, затем вперед- назад



Каждая речевая зарядка заканчивается работой над скороговоркой.

Скороговорка детьми сначала произносится медленно, почти нараспев. Затем произносится в среднем темпе с четким выделением звука, затем быстро, но звук должен слышаться отчетливо.


Скороговорки: Ш: Шесть мышат в камыше шуршат.

Д: Дед Данила делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.

С: Сух сук нес барсук.



  1. Развитие осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук.

При обучении чтению ребенок с низкой чувствительностью испытывает трудности при знакомстве с буквой. В период начального обучения слепых детей необходимо проводить специальные занятия по развитию и коррекции тактильного восприятия.


Виды коррекционно – развивающих работ:


  1. Обследование различных предметов из дерева, металла, ткани, стекла и прочих материалов с целью дифференцирования их по форме, величине, фактуре, температурным ощущениям.

  2. Сортировка мелких предметов: камешков, бусинок, жёлудей, фишек, ракушек и т. д.

  3. Игры с пирамидками, стаканчиками – вкладышами, матрешками

  4. Работа со счетными палочками.

  5. Занятия аппликацией, выкладывание узоров.

  6. Работа с бумагой. Ознакомление с различными видами бумаги.

  7. Чтение рельефных рисунков Обследование рельефного рисунка и соотнесение его с реальными предметами или их моделью.

  8. Обучение элементам рисования. Обводка по трафаретам, штриховка и раскрашивание.