Рекомендации для родителей
по подготовке незрячих детей
к обучению чтению и письму по системе Брайля.
I Комплекс упражнений для развития фонематического слуха.
Знакомство с буквой окажется безрезультативным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Речь идет не об умении произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова.
1. «Назови слова»
Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук: А, П, О, К и т. д.
Назови слова, которые заканчиваются на звук: Н, Р, А, Д и т. д.
2.Игра «Магазин»
На прилавке расположены разнообразные предметы:
мелкие игрушки, книжки, карандаши и т. д.
- Что выбрал?
- Ложку.
- Заплати первым звуком слова.
3.«Играем со словом»
Назови все звуки по порядку в слове: небо, туча и т. д.
Отгадай загадку. Отгадку составь на звуковых схемах.
Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым.
4. «Путаница»
- Кто на дереве сидит? (Кит)
- В океане кто плывет? (Кот)
- В огороде что растет? (Рак)
- Под водою кто живет? (мак)
Сложите слова по порядку. Как слова перепутались? Почему?
Чем отличаются и чем похожи слова?
5. «Придумай новое слово»
Попробуй изменить второй звук так, чтобы получились новые слова ( сон, сок, дом, пил, мел).
Измени первый звук и выложи на звуковых схемах ( точка, лук, лак, педаль, макет).
Такие игры полезны не только в период обучения грамоте, но для развития речи и внимание ученика.
II. Подготовка артикуляционного аппарата.
Артикуляционная зарядка способствует развитию речевого аппарата, помогает научить осознанно наблюдать за произношением каждого звука, способствует развитию четкости и правильности речи.
«Забей гол»
Рот закрыт, губы без движений, кончик языка задевает щеки.
2. «Часики»
Высунуть острый язык, прижать его зубами и двигать слева направо.
3. «Блинчики».
Быстрое покусывание языка одновременно произнося Г, АП.
4. «Лошадка»
Цоканье.
5. «Качели»
Водить нижнюю челюсть сначала из стороны в сторону, затем вперед- назад
Каждая речевая зарядка заканчивается работой над скороговоркой.
Скороговорка детьми сначала произносится медленно, почти нараспев. Затем произносится в среднем темпе с четким выделением звука, затем быстро, но звук должен слышаться отчетливо.
Скороговорки: Ш: Шесть мышат в камыше шуршат.
Д: Дед Данила делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.
С: Сух сук нес барсук.
Развитие осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук.
При обучении чтению ребенок с низкой чувствительностью испытывает трудности при знакомстве с буквой. В период начального обучения слепых детей необходимо проводить специальные занятия по развитию и коррекции тактильного восприятия.
Виды коррекционно – развивающих работ:
Обследование различных предметов из дерева, металла, ткани, стекла и прочих материалов с целью дифференцирования их по форме, величине, фактуре, температурным ощущениям.
Сортировка мелких предметов: камешков, бусинок, жёлудей, фишек, ракушек и т. д.
Игры с пирамидками, стаканчиками – вкладышами, матрешками
Работа со счетными палочками.
Занятия аппликацией, выкладывание узоров.
Работа с бумагой. Ознакомление с различными видами бумаги.
Чтение рельефных рисунков Обследование рельефного рисунка и соотнесение его с реальными предметами или их моделью.
Обучение элементам рисования. Обводка по трафаретам, штриховка и раскрашивание.