СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для родителей агрессивных детей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возрастной период от одного года до двух лет характеризуется проявлением вспышек ярости. Сначала дети могут сердиться на неодушевленные предметы: стул, о который ударился, рукавичка, которая никак не хочет надеваться на руку. Затем гнев распространяется на взрослых, окружающих малыша: на маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестру. Но гневные вспышки, как правило, пока скоротечны, проходят так же быстро, как и возникают. Для того чтобы понять, почему ребенок злится, необходимо учитывать его возраст и психические возможности. В 2 года малыш может быть раздражен тем, что родители не покупают ему новую игрушку, не разрешают съесть шоколадку, уводят с детской площадки или выключают телевизор в то время, когда показывают мультики. Вспышки ярости двухлетних детей требуют терпения со стороны родителей. «Главное различие в обращении со вспыльчивыми двухлетними и четырехлетними детьми — рост и вес ребенка, так как меньшего гораздо легче удержать физически или поднять и унести» (Лешли Д., 1991). Внимательные родители, наблюдая за поведенческими реакциями ребенка, могут предотвратить припадок ярости. Г. Паренс (1997) отмечает, что «в ситуации, когда ребенком овладевает ярость, он теряет представление о реальности, о том, что его потребность может быть удовлетворена». Реакции ярости ребенка проходят определенные фазы.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей агрессивных детей»

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ


Возрастной период от одного года до двух лет характеризуется проявлением вспышек ярости. Сначала дети могут сердиться на неодушевленные предметы: стул, о который ударился, рукавичка, которая никак не хочет надеваться на руку. Затем гнев распространяется на взрослых, окружающих малыша: на маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестру. Но гневные вспышки, как правило, пока скоротечны, проходят так же быстро, как и возникают. Для того чтобы понять, почему ребенок злится, необходимо учитывать его возраст и психические возможности.
В 2 года малыш может быть раздражен тем, что родители не покупают ему новую игрушку, не разрешают съесть шоколадку, уводят с детской площадки или выключают телевизор в то время, когда показывают мультики. Вспышки ярости двухлетних детей требуют терпения со стороны родителей. «Главное различие в обращении со вспыльчивыми двухлетними и четырехлетними детьми — рост и вес ребенка, так как меньшего гораздо легче удержать физически или поднять и унести» (Лешли Д., 1991). Внимательные родители, наблюдая за поведенческими реакциями ребенка, могут предотвратить припадок ярости. Г. Паренс (1997) отмечает, что «в ситуации, когда ребенком овладевает ярость, он теряет представление о реальности, о том, что его потребность может быть удовлетворена». Реакции ярости ребенка проходят определенные фазы.


На первой фазе (восходящий сегмент) ребенок испытывает сильное эмоциональное напряжение, которое может сопровождаться, например, громким плачем. Успокоить ребенка в этот момент практически невозможно или, как отмечает Г. Паренс, уже поздно. Мы можем попросить ребенка успокоиться, погладить его, но и наши слова, и наши действия он будет способен воспринимать только на второй фазе (гребень), когда частично освободится от своего гнева.
Воздействие на ребенка окажется наиболее эффективным на фазе нисходящего сегмента, когда он постепенно будет обретать контроль над своими чувствами.
Несмотря ни на что родители должны проявлять заботу о малыше, стараться успокоить его, разговаривать с ним доброжелательным тоном.
Маленьким детям, которые еще не умеют разговаривать (или плохо разговаривают), чаще свойственны проявления физической агрессии. Она может проявляться в следующих формах: драка, укусы, отталкивание находящихся поблизости детей и взрослых, разбрасывание вещей и др. С этим связаны обращения многих родителей, которые приходят на консультацию к психологу, жалуясь на то, что трехлетний ребенок обижает (бьет, толкает) младшего брата или сестру. Кроме того, помимо физической агрессии в поведении детей может прослеживаться и вербальная агрессия, например, употребление грубых и обидных слов.

Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом  деле не желали.

Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.

Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей:

–    спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;

–    не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец».

Помните, чтобы правильно организовать взаимоотношения детьми в процессе общения, необходимо преодолевать:

– ­­­­­барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

– барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его потребности);

– барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);

– барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

 Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

– если ребёнок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то напомните ему об этом, например: «Сынок, поздоровайся с тётей» и т.д.;

– для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию;

– для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребёнку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у неё настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как её можно развеселить»;

–    для развития у детей чувства эмпатии используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: «Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями?»

Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки, опираясь на такие вопросы:

Кто из героев больше всего понравился?

На кого хочется быть похожим?

На кого из друзей похож персонаж?

Кого бы ты хотел похвалить в этой сказке?

Кто самый добрый? Почему?

Предложите детям самим сочинить сказку:

а) «сказка по-новому» – за основу берётся старая сказка, но детям предлагается наделить героев противоположными качествами (лиса становится послушной; заяц хитрым…);

б) «салат из сказок» – соединяются несколько сказок в одну (Кащей встречает зайчика и отправляется в избушку к Бабе Яге, где Иванушка играется с яблочками). Вариантов переплетений может быть множество, главное – не забывать о первых героях;

в) «сказка – калька» – главные герои сказки остаются, но попадают в другие обстоятельства – фантастические, невероятные («лиса и заяц обитают на летающей тарелке; Золушка живёт в девятиэтажном доме» и т.д.);

г) «продолжи сказку, придумай ей конец» (если бы петух не выгнал лису из избушки; если бы Иван-Царевич не победил Кащея; если бы Алёнушка не смогла спасти своего братца и т.п.).

Предложенные нами практические рекомендации были ориентированы на

– снижение симбиотической зависимости ребенка с ЗПР от матери с целью нормализации отношений с другими членами семьи;

– включение членов семьи в психолого-педагогический процесс.

Таким образом, разработанные практические рекомендации, направленные на формирование конструктивных отношений в системе «родители – ребенок с ЗПР» позитивно изменяют характер взаимодействия ребенка в семейном коллективе. Значимыми являются и такие данные:

 – коррекция недостатков родительского отношения позволила установить теплый эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, наметить конструктивные модели родительского поведения;

– сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к их разрешению, оказало существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьей и внешним окружением.


(схемы, карты и т.п.)
10. Избегать переутомления ребенка.


В статье использованы материалы книги Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.» – СПб, Речь, 2002.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!