Успех обучения во многом зависит от того, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, учителя-логопеда, классного руководителя, воспитателя ГПД и родителей.
У ребенка с ОВЗ есть особенности развития познавательной деятельности, поэтому необходимо закреплять изученный материал в школе и дома. Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы и практические упражнения.
Самостоятельность ребенка - это не только умение что-то делать без помощи взрослого, это еще и способность находить свои новые решения поставленных задач, стремление сегодня сделать больше, научиться большему, чем вчера. И развитие этих способностей, умений, стремлений ребенка нужно поощрять, родителям.
Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание.
Помощь должна носить направляющий характер.
Важно определить, кто именно из родителей ребенка будет с ним заниматься по домашнему заданию.
Не нужно решать проблемы за ребенка. Но не стоит его также оставлять без вашей поддержки, наедине с вопросами, которые его беспокоят. Можно обсудить, помочь наводящими вопросами. Например: «Как ты думаешь, если сделать так, что получиться? А что еще можно сделать?» С маленькими детьми хорошо проигрывать различные ситуации.
Время занятий должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые необходимы для дополнительных разъяснений.
Занятия должны быть регулярными.
Выполнение заданий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия.
Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
Не следует ограждать ребёнка от проблем: позволяйте ему увидеть результат его плохих действий или его бездействия. Формируйте у ребёнка умение найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения.
Берегите уверенность ребенка в себе, его самоценность. Критика не должна касаться его личности – негативную оценку можно ставить только поступкам. Подчеркивайте, что ваша любовь к нему безусловна, а его плохие поступки – это огорчение для вас, но не повод разлюбить его.
Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
Избегать гиперопеки, когда за ребенка делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам, считая его маленьким. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом».
Помочь найти ему все то, в чем он намного превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков.
Будьте внимательны к развитию детей, ведите дневник наблюдений за поведением, эмоциональными реакциями, интеллектуальным развитием детей, замечайте все изменения и новообразования у детей. Это позволит вам понять, как ребенок развивается, что необходимо еще делать, чему научить, что скорректировать, к каким специалистам обратиться. Это придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу жизнь.
Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью, поведением, эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и настроение–основа качества жизни вашей семьи. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, ребенок станет чаще улыбаться, будет более оптимистичным, научится справляться с трудностями.
Своевременно консультируйтесь у специалистов образовательного учреждения.