Если с чем-то не справляется – не давать отрицательной оценки личности: «неумеха», «разиня» - такое обращение больно ранит самолюбие ребёнка;
Постоянные упрёки подавляют его инициативу, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность;
В случае неудачи необходимо подбадривать ребёнка, внушать уверенность в свои силах: «Ты уже так много умеешь делать. И это у тебя получится. Смотри, как это делается. Попробуй ещё раз».
Не сравнивать неудачи ребёнка с успехами других детей. Дети очень ревнивы к похвалам в адрес других малышей.
Не вступать в споры с ребёнком, когда он упрямится, противопоставляет себя окружающим. Нужно ребёнку помочь справиться с самим собой, нужно чаще давать право выбирать, что и как он будет делать, почувствовать его состояние, воспитывать у себя чувство сострадания.
Не нужно драматизировать кризисную ситуацию, лучше смягчить конфликтный момент, внести в него долю юмора.
Старайтесь уважать запросы ребёнка.
Внимательно слушайте вопросы малыша и отвечайте так, чтобы ребёнок чувствовал вашу заинтересованность его делами
Неприятные процедуры (например, одевание) лучше переводить в игру.