РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕЧИ РОДИТЕЛЕЙ.
Влияние речевой среды будет положительным, если ребёнок окружен людьми, владеющими культурой речи, если общение взрослых с детьми поощряет их речевую активную речь. И наоборот, недостаточное внимание к детской речи, к общению с детьми, неправильная речь окружающих оказывает неблагоприятное воздействие на речевое и общее психологическое развитие детей.
Зависимость речи детей от формы и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и несовершенства и ошибки в речи взрослых. Дефекты речи сохраняются и закрепляются, если нет противостоящих им влияний.
Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, души, ума, способности не поддаваться негативным влияниям среды.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ.
Правило 1.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься! Я в тебя верю!».
Правило 2.
Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ему сделать самостоятельно.
Правило 3.
Ребёнок нуждается в совместном времяпрепровождении: «Поиграй со мной!». Играя вместе с ребёнком, вы обогатите его внутренний мир через игру.
Правило 4.
Умейте слушать. Поддерживайте попытки ребёнка рассуждать.
Правило 5.
Поощряйте стремление ребёнка задавать вопросы.
Правило 6.
Как можно больше общайтесь с ребёнком, разговаривайте с ним, отвечайте на его вопросы дома, на улице. Обсуждайте увиденное на прогулке: что видишь? кого? что они делают?
Правило 7.
Ежедневно читайте ребёнку вслух. Просите пересказывать прочитанное, ведите с ним диалог.
Правило 8.
Рассматривайте книжки с картинками и просите составить по ним простой рассказ, учите видеть изображённое. Задавайте вопросы: кто это? что делает?
Правило 9.
Приобретайте записи любимых песенок, стихов и сказок ребёнка, пусть он слушает их снова и снова. Ребёнок должен слышать пример правильной литературной речи.
Правило 10.
Учите слушать, то есть воспринимать информацию.
Правило 11.
Будьте примером для ребёнка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, книг, журналов.
РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕЧИ РОДИТЕЛЕЙ.
- Речь родителей должна быть понятной ребёнку.
- Общение должно проходить на эмоциональном уровне и побуждать ребёнка к ответу.
- Ребёнку недостаточно просто слышать звуки, необходимо прежде всего прямое общение его со взрослыми, на основе ведущей формы деятельности - игры.
- Окружение ребёнка не должно быть сверхшумным.
- Помните, что речь ребёнка развивается по подражанию, поэтому
Ваше нечёткое произношение, нарушение темпа речи могут иметь негативные последствия.
- Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием
быстрой речи детям трудно; не понимая смысл, ребёнок перестает
слушать. Медленная, растянутая речь – надоедает.
- Следует регулировать силу голоса, говорить настолько громко или тихо, настолько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети недостаточно слышат, громкую - дети перенимают как манеру речи. Кричат дети, перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
- Не «сюсюкайте» с ребёнком, старайтесь постоянно контролировать
свою речь.
- Не ругайте ребёнка, если он неправильно произнёс, то или иное слово. Лучше исправьте, произнесите правильный вариант, попросите повторить. Помните, что ваша речь должна быть образцом для вашего
ребенка!