СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации классному руководителю. "Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста посредством игры."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предлагаются способы снижения уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста используя игры и игровые упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации классному руководителю. "Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста посредством игры."»

Рекомендации классному руководителю. «Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста посредством игры.»

Агрессивное поведение ребенка связано в первую очередь с окружением, а не с его внутренними побуждениями, с каким-то внутренним стремлением поступать так, а не иначе. Однако именно окружение (а не внутренние трудности) провоцируют ребенка; если ему чего и недостает − так это способности справиться с окружением, которое возбуждает в нем чувство страха и гнева. Обучение культурным формам выражения гнева является профилактической мерой и способом работы с агрессивным поведением.

Почти в каждом коллективе детей младшего школьного возраста встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять. Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых потому, что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско − родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» − неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше − он не знает.

Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё «место под солнцем». Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.

В лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное и снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. С детской агрессивностью связаны:

  • негативизм матери - враждебность, отчужденность, безразличие ребенка;

  • терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи;

  • применение родителями силовых дисциплинарных методов - физических наказаний, угроз, скандалов;

  • темперамент ребенка - уровень активности и вспыльчивость.

Общение со сверстниками дает возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них ярлык «самых неприятных». Такие школьники демонстрируют социальное поведение такое как вербальное (угрозы, ругательства), физическое (удары, пинки), вызывающие неприязнь.

С начала эры телевидения количество преступлений, связанных с насилием, стало увеличиваться в несколько раз быстрее, чем численность населения. Чем больше насилия в передаче, тем более агрессивен ребенок.

В младшем школьном возрасте у учеников еще не сформирована способность самостоятельно находить выход из неблагоприятной ситуации, снимать отрицательные эмоциональные напряжения с помощью внутриличностной саморегуляции; в процессе выражения агрессии у детей неизбежно формируются деструктивные межличностные отношения.

Игра для детей является средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой личный опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Чувства ребёнка часто невозможно выразить вербально. На этом уровне развития у него не хватает когнитивных, вербальных средств для выражения того, что он чувствует. Игра – это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к собственному миру.

Игры с правилами, игры-соревнования хороши в работе с импульсивными детьми. В играх с правилами предусмотрены требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиняться этим требованиям (т. е. не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушать игру. В играх-соревнованиях правила отличаются не только чёткостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребёнок правила игра или нарушает  их – это сразу же замечают другие игроки, что создаёт наилучшие условия для самостоятельного контроля над своим собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования – наиболее сильное испытание для импульсивного, нетерпеливого ребёнка. Особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются безудержным стремлением ребёнка к выигрышу, быть первым, быть лучшим.

Постепенно, в процессе неоднократных игр, нетерпеливость и импульсивность (выиграть любой ценой) ослабевают. В основе этих позитивных изменений, бесспорно, лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретённые ребёнком навыки выдержки и самообладания. Под воздействием игровых правил безответственность, неряшливость, эгоистичность постепенно нивелируются, а их место занимают новые, желательные качества: выдержка, организованность, ответственность.

Длительные совместные игры со сверстниками показаны ребятам с агрессивным поведением потому, что вхождение такого ребёнка в роль на длительное время способствует становлению его целеустремлённости, а необходимость согласовывать свои действия с другими игроками помогает ребёнку избавиться от негативных качеств, стать более сдержанным и доброжелательным.

Очень хороши раскрепощающие психотехнические игры – это специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения, отношения к себе или к окружающим, т. е. в их основе лежат элементы аутогенной тренировки.

Одновременно с психотехническими играми нужно вовлекать детей и в образно-ролевые игры. В этих играх нет сопряжённых ролей и ролевых отношений, т.е., исполняя какую-либо роль, ребёнку не надо вступать во взаимодействие с другими играющими. Да и роль, которую принимает на себя ребёнок, это не просто роль, а роль-образ. Ребёнок может исполнить роль зайчика: смелого, слабого, трусливого, непослушного и др.

Коррекционный эффект таких игр можно постепенно усиливать. Ученик воплощается в два противоположных образа одного персонажа. Например, тот же зайчик: сначала он трусливый, а потом – смелый. Волк – то злой, то добрый; Буратино – то послушный, то непослушный. Два разных характера и стиля поведения одного героя символизируют две возможные противоположные позиции. Это позволяет ребёнку осознавать и оценивать себя, своё поведение посредством нахождения у себя похожих черт с одним из образов.

Именно проигрывание амбивалентного поведения роли-образа позволяют ребенку быть на голову выше самого себя, своего обычного поведения, даёт младшему школьнику возможность говорить с собой на разных языках, по-разному кодируя своё «я».

Младшим школьникам с агрессивным поведением присущи упрямство и эгоизм, из-за которого они не владеют в достаточной степени навыками взаимодействия со сверстниками. Такие дети не умеют договориться между собой и их поведение приводило к конфликту и распаду совместных занятий и игр. Таких детей нужно вовлекать в совместную дидактическую игру с другими детьми. Суть совместной деятельности в игре является ориентация ребёнка не на объект деятельности, а на координацию своих действий с поступками других играющих. Виденье в сверстнике равноправного партнёра, с которым можно договориться, а также отношение к себе как к равному партнёру – это приобретает школьник в коллективной игре. Эти навыки способствуют выработки у агрессивных детей умений договариваться и сотрудничать. Для усиления игровой мотивации детей можно предупредить, что эта игра с секретом, который они должны разгадать, чтобы у них всё получись. То есть игра построена таким образом, что без обращения к партнёру и установления контактов с ними игровое задание не может быть выполнено. Участвуя в подобных играх, прежде упрямые, эгоистичные ребята постепенно осознают, что получить удовлетворение от игры можно только при взаимодействии с партнёром. Найденная в игре атмосфера сотрудничества, взаимопонимания становится личностно значимой для ребёнка и в дальнейшей жизни.

Полезны психотехнические, освобождающие игры. Они направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кричалок») – это своеобразный канал для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме. Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками. После таких игр хорошо предложить детям игровое упражнение, позволяющее им осознать своё поведение или состояние. Например, игра-упражнение «Где прячется злость?».

Психотехнические освобождающие игры и игровые упражнения на осознание, подготавливают ребёнка с агрессивным поведением к участию в режиссерской игре.

В режиссёрской игре ребёнок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссёра. Эта игра содержит широкие возможности для диагностики причин детской агрессивности, выявление личностных особенностей ребёнка с агрессивным поведением, а также способствует разрешению непосредственно в игре значимых для ребёнка затруднений.

В режиссерской игре ребёнок имеет возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки, создавать характеры. Выполняя психотерапевтическую функцию (ребёнок может проявить свою агрессию, «спрятавшись» за куклу-персонаж), эта игра решает ещё и педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребёнок сам руководит всеми куклами – «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», – то он невольно встаёт на место каждого персонажа. То есть помимо «агрессора» ему приходится побывать и в роли «жертвы», осознать её положение. В режиссёрской игре ребёнок учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребёнка развивается способность координировать своё поведение с поступками других людей.

Таким образом игры способствуют: тренировке умений детей регулировать свои поведенческие реакции; овладению навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции; закреплению положительного эффекта, приведение в равновесие эмоционального состояния детей, улучшение самочувствия и настроения; сокращению агрессивных проявлений у детей; развитие коммуникативных навыков.