С чего начать работу с будущими пятиклассниками? Следует заранее, ещё в 4 классе познакомиться с детьми (посмотреть их работу на уроках, поведение на переменах, их участие во внеклассных мероприятиях и т.д.), пообщаться с классным руководителем по поводу успехов и трудностей, возникающих при работе с учащимися. Необходимо в конце 4 класса посетить родительское собрание с целью знакомства с будущими родителями, на котором целесообразно будет рассказать не только о себе, но и познакомить родителей с тем, что их ожидает в следующем году: - какие учителя будут работать, - какой кабинет будет классным, что необходимо сделать заранее для успешного начала работы в следующем году, - какой будет школьная форма у учащихся класса, - какие школьные принадлежности понадобятся в следующем году (следует заранее обойти учителей и узнать, какие тетради, карты, учебники и пособия понадобятся). | Работа классного руководителя пятиклассников 1 сентября. Чтобы сэкономить время на классном часе, лучше заранее напечатать список учителей класса, примерное расписание уроков на неделю. Обязательно познакомить детей с расположением кабинетов в школе, Вашим рабочим кабинетом. Не забудьте показать учащимся стенд с расписанием уроков, покажите особенности работы с ним, вместе с детьми запишите расписание уроков в дневник на следующий день. Покажите детям место, где они будут раздеваться, расскажите правила поведения в раздевалках. Узнайте заранее стоимость обедов в школьной столовой, объясните особенности питания детей в 5 классе (на какой перемене, за каким столом и т.д.) Напомните детям о школьной форме, сменной обуви. Лучше с 1 сентября составить список посадочных мест детей (это поможет частично запомнить детей уже на классном часе). | Работа классного руководителя в первые дни нового учебного года В первые дни нового учебного года необходимо как можно больше находиться с детьми (на переменах, после уроков) Держать на постоянном контроле записи расписания уроков в дневник (постоянно спрашивать, проверять правильность написания). Ежедневно следить за тем, как организовано питание, контролировать поведение детей в столовой. Желательно в самом начале сентября провести организационное собрание для родителей, где познакомить их с работой в новом учебном году. При работе с детьми: Постарайтесь грамотно осуществить рассаживание детей в классе, с учетом их индивидуальных особенностей. По возможности, ознакомьтесь с медицинскими картами учеников, узнайте о возможных проблемах со здоровьем, чтобы в случае критических ситуаций быть готовым к тем или иным действиям. Также не помешает узнать и об условиях проживания некоторых ребят, взаимоотношениях в их семьях. Поддерживайте связь со школьным психологом. Приглашайте его на классные часы для проведения тестирований, выявляющих уровень адаптации детей или проводите их сами, впоследствии обсуждая результаты со специалистом. На классном часе ознакомьте детей с возможными трудностями, которые им предстоят и способах их решений, расскажите о некоторых чисто организационных мерах. |
При работе с родителями: На первом родительском собрании классному руководителю необходимо рассказать родителям о новых учителях или, еще лучше, дать им самим представиться и рассказать о своих методах работы, требованиях, критериях выставления оценок и прочем. Объясните, что не стоит наказывать ребенка за малейшие ошибки или невысокие оценки, а пытаться узнать, где в знаниях ребенка появился пробел или возникло непонимание. Разрешите родителям время от времени консультироваться с вами по тем или иным вопросам, связанным с обучением, при этом четко очертив дозволенные границы (например, письма, звонки с 17.00 до 19.00, личные встречи по определенным дням и т.д). Объясните, что первое время ученикам стоит носить бейджи с их именами для быстрого запоминания их имен учителями. Дайте понять, что работа вас и родителей пятиклассников должна быть направлена на укрепление у детей уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неудач и что необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в стрессовых ситуациях. Объясните родителям, что стоит относиться с пониманием к трудностям, с которыми сталкивается их ребенок при переходе в старшую школу, а также помогать ему постепенно привыкать к самостоятельности и ответственности, научить подготавливать свое рабочее место к работе, планомерно выполнять домашние задания. При возникновении сложностей с выполнением домашнего задания, не отказывать в помощи и не делать задания за ребенка. | Попросите также не обсуждать с ребенком учителей, формируя тем самым негативное отношение ребенка к конкретному предмету. По возможности, стимулируйте родителей так организовать свободное время ребенка, чтобы в нем было место для посещения спортивных секций, бассейна или танцев, прогулок на свежем воздухе, полноценного и здорового отдыха. И самое главное - обеспечить эмоциональный комфорт дома. Расскажите родителям, что очень важно хотя бы раз в неделю находить время, свободное от рабочих или домашних забот, и интересоваться школьными успехами ребенка. Пусть ребенок расскажет вам о своих одноклассниках и взаимоотношениях с ними, школьных предметах и учителях. Необходимо запоминать имена, даты, детали событий, о которых сообщает ребенок, используя их как опорную информацию для последующих разговоров, демонстрируя свою вовлеченность в его жизнь. Объясните, что лучше регулярно поддерживать связь с учителем, узнавая об успехах ребенка, чем обращаться к нему, когда ситуация уже крайне запущена. Составитель: педагог-психолог Петричева Т.В. | ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС (рекомендации классным руководителям пятых классов) |