СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендаций на уроках физическая культура с детьми ОВЗ.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендаций на уроках физическая культура с детьми ОВЗ.»

Рекомендации по преподаванию физкультуры с детьми ОВЗ практикуемые мной.

Преподавание физкультуры детям с ОВЗ "Эволюционный метод двигательной реабилитации" (автор Н.Н Ефименко). Частный метод при нарушениях ОДА. Возрастная категория: младшие школьники. Применяется в начале урока физкультуры в инклюзивном классе, где учатся дети с этим нарушением.

Принцип: повторение эволюции движений человека от рождения до года, используя 8 двигательных режимов, или " 8 золотых формул.

Цель: восстановление двигательных функций, общее физическое развитие.

1. Начинать урок с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам.

2. Начинать упражнения в любом исходном положении с низких поз, переходя к более высоким: низкие четвереньки с опорой на локти и колени → средние четвереньки с опорой на ладони и колени → высокие четвереньки с опорой на ладони и стопы.

3. В исходном положении лежа начинать движения с позы «эмбриона» (поза группировки) с постепенным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей: лежа на боку→ лежа на спине → лежа на животе.

4. В любом исходном положении выполнять движения «от темечка к пяткам»: головой (шейным отделом позвоночника) → плечевым поясом и руками → мышцами туловища (грудь, живот, спина) →тазовым поясом →нижними конечностями → все вместе в ходьбе, лазанье, беге, прыжках. в горизонтальном положении более активно двигать головой и руками в вертикальном положении более активно двигать тазовым поясом и ногами

5. Работая с руками и ногами, выполнять движения сначала крупными суставами (плечевыми и тазобедренными), затем средними (локтевыми и коленными) и в конце мелкими (костевыми, голенностопными, пальцами). "Ползанье по-пластунски"→ "Ползанье на нижних четвереньках"→ "Ползанье на средних четвереньках«→ «Ползанье на высоких четвереньках».

6. Чем ниже положение тела, тем медленнее и спокойнее выполнять движения (стиль «ползущего питона») и чем выше положение тела, например, подскоки, тем быстрее двигаться (стиль «скачущего коня»).

7. Чем ниже и горизонтальнее положение тела, тем в более расслабленном режиме выполнять движений («брошенная на пол веревочка») и чем выше и вертикальнее положение, тем сильнее напрягать мышцы («прочно стоящая колонна»).

8. Для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) выполнять медленные, спокойные, плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие.

Метод предполагает «Большое планирование» — стратегическое планирование на месяцы и годы и «Малое планирование» на один или несколько уроков. В результате естественные «эволюционные» движений максимально корректируют нарушения моторики.

В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа по преобразованию тела.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • принцип «Не навреди!»;

  • принцип сознательности и активности;

  • принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип доступности и индивидуализации;

  • принцип всестороннего и гармонического развития личности;

  • принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

  • принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Чтобы урок был продуктивным, необходимо в образовательный процесс, при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, включать ежедневно здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии:

  • дифференцированное обучение;

  • рациональная организация урока;

  • создание благоприятного психологического климата;

  • нейрогимнастика;

  • коммуникативные игры;

  • арт - методы;

  • развитие мелкой пальцевой моторики;

  • когнитивные упражнения;

  • кинезиологические упражнения;

  • антистрессовая гимнастика;

  • зрительная гимнастика;

  • динамические паузы.

Я предлагаю рассмотреть некоторые подходы к организации здоровьесбережения, как главной составляющей образовательного процесса - урока.

В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках можно выделить несколько направлений.

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

Создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между учителем и обучающимися. Очень важно создать позитивный психологический настрой в начале занятий.

Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния обучающихся.

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы обучающихся в процессе занятия. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности обучающихся.

Нейрогимнастика – упражнения растяжки, психомышечное расслабление, энергетическая гимнастика. (1 блок головного мозга – уровень непроизвольной регуляции энергоснабжения).

Упражнение№1

  1. Ноги на ширине плеч. На раз-два потянулись одной рукой вверх, другая рука внизу. На три-четыре поменяли руки.

  2. Разминаем руки («месим тесто»): похлопываем, поколачиваем руки. Движения от кисти рук к позвоночнику.

  3. «Плечики, как кузнечики»: поднимаем и опускаем плечи вверх.

  4. Растирание ладоней, хлопки в ладоши.

  5. Опускаем руки вниз, должны почувствовать лёгкое покалывание.

  6. Наклоны, разминаем колени.

2 блок головного мозга (межполушарное равновесие) – уровень операционного взаимодействия с самим собой и внешним миром. У обучающихся наблюдаем искажения в движении, плохо формируются учебные навыки. Таким детям рекомендована арт- терапия.

  • огромный заряд энергии и позитивных эмоций.

Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики обучающихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма.

Упражнения для мышц рук

1) «Моя семья» (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

2) «Капуста» (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.

Когнитивные упражнения (жизнерадостная гимнастика):

  1. Пишем, не отрываясь от листа, начиная удобной рукой писать фигуру (яблоко, квадрат,…). Потом пишем неудобной рукой, затем двумя руками одновременно.

  2. Пишем в воздухе восьмёрки, также поочерёдно меняя руки.

  3. Показываем на пальцах петушок, поочерёдно меняя руки.

  4. Раздать листочки размером 5см * 5 см.

  1. Скатать удобной рукой комочек, в другой руке держим другой листочек.

  2. Скатываем комочек другой рукой, также без помощи другой руки.

  3. Разворачиваем удобной рукой комочек, не помогая другой рукой.

  4. Разворачиваем другой рукой.

  5. Сворачиваем комочки двумя руками одновременно.

  6. Разворачиваем комочки двумя руками одновременно.

Кинезиологические упражнения (развитие межполушарного взаимодействия) А.Л. Сиротюк

  1. Блок дыхательных упражнений:

  • надувание шариков;

  • вдох носом, выдыхаем и проговариваем: «Мо-лод-цы!»

  • “Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха..

3 блок головного мозга – уровень произвольной саморегуляции (мышление, интеллектуальное развитие)

Антистрессовая гимнастика. (Т.В. Теличко, О. И. Артюкова)

Упражнения на снижение невротических реакций.

1 режим - поглаживание:

- ладошки;

- лоб;

- затылок;

- лопатки «поздоровались»;

- локти погладили;

- колени погладили.

2 режим – поколачивание:

массировать одновременно по часовой стрелке:

  1. - точку под носом;

- живот (одновременно вращать глазами)

  1. – под губой;

- копчик (одновременно вращать глазами)

Важным моментом сохранения работоспособности обучающихся во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности 

Обучающемуся для закрепления знаний нужны движения. Неподвижный ребёнок необучаем! Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий позволит не только сохранить уровень здоровья обучающихся с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!