СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации начинающему учителю

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации начинающему учителю предназначены для ознакомления одной из глайной информацией, правилами в образовательном процессе

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации начинающему учителю»

Да, пожалуй, образ учителя — это одна из ведущих проблем педагогики, и не только сегодня, так было во все времена. Стереотип авторитарного самодура, беспорядочно размахивающего указкой и подавляющего учеников своим авторитетом, безнадёжно изжил себя. Благо, сегодня ни школе, ни обществу не нужен подобный субъект (это, конечно, не значит, что таких учителей больше не встречается – к сожалению, часть из них до сих пор на своих местах).

Но в размышлениях о том, каким нужно быть современному хорошему учителю, было бы глупо «изобретать колесо» – ведь этим вопросом задавались великие умы на протяжении многих веков. И, должна вам сказать, их представления не слишком-то отличались: будь то размышления Яна Амоса Коменского, наставления Адольфа Дистервега или раздумья о воспитании и роли учителя Льва Толстого. Все их идеи касаются творческого характера педагогической деятельности, умении сотрудничать с учениками, искать с детьми истину, уметь их увлекать и удивлять. Можно не ходить слишком далеко и привести небольшую цитату из книги советского педагога Евгения Ильина «Герой нашего урока» про то, как учителю необходимо подходить к своей работе:

Войти, вбежать, ворваться в класс, лихорадочно поглядывая на часы (уложиться бы!), умеет всякий. «Где мел, где тряпка, кто дежурный? Дневник!» – так нередко начинаем урок. Невольно вспоминаются слова шолоховского Давыдова, сказанные Нагульнову: «Сам псих и других психами делаешь». Явиться – это не ворваться, а интригующе войти! Так, чтобы урок стал желанной встречей, не похожей на вчерашнюю и ту, что будет завтра. Явиться – это всегда чем-то удивить. Не галстуком, конечно, новой причёской или чем-то ещё, а каким-нибудь творческим приёмом, который сразу и всех включает в работу – совместную, как в театре. И ученик, подводя итоги дня, вдруг скажет невзначай или подумает: «Я помню чудное мгновенье...».

И пусть кому-то покажется такой подход слишком идеалистичным, а подобный педагог — нереальным, именно такой образ до сих пор проскальзывает в мечтах человечества

об умном и сильном наставнике. И, если в книге Ильина можно заподозрить социалистический реализм (с натяжкой), то близкий нам образ героя Робина Уильямса, педагога Джона Китинга из умного и тонкого фильма «Общество мёртвых поэтов», неизменно вызывает симпатию и веру в то, что настоящий мастер своего дела должен быть именно таким: умным, сильным, творческим человеком широких взглядов, который готов срывать шаблоны, удивлять детей и идти наперекор существующим в школе правилам, если это необходимо для блага его учеников. Это даже не образ, это архетип.



Можно долго размышлять о том, педагогами рождаются или становятся, но гораздо мудрее предоставить для молодых учителей (старых, к сожалению, уже не переделать) какие-то ориентиры в профессиональной деятельности и советы, умелое использование которых поможет начинающим преподавателям встать на путь мастерства. Собственно, для этого портал Edudemic и опубликовал недавно инфографику «10 советов для начинающих учителей». В простой, красочной и лёгкой форме Edudemic представил несколько заветов для тех, кому не довелось прочесть ни Дистервега, ни Жана Пиаже, ни Ильина. Вот они.



В столь небольшом списке заложены весьма важные смыслы, и главный из них – хороший педагог должен как минимум уметь демонстрировать разные грани своей личности: быть лидером и ведомым, наставником и учеником, аналитиком и советчиком, родителем и приятелем. Возможно, когда большинство тех, кто оканчивает педагогические вузы, усвоят эти простые идеи, мы перестанем говорить о том, что наша система образования никуда не годится (потому что в существующей методике уже есть много хороших и полезных вещей – только ими не всегда корректно пользуются), а будем чаще размышлять о том, как помочь открытым новому опыту педагогам освоить последние технологии и усовершенствовать тем самым учебный процесс. И чем раньше эти идеи будут осознаны, тем быстрее мы получим результат. Как говорил герой Робина Уильямса из «Общества мёртвых поэтов» своим ученикам: «Carpe diem… Слышите?... Carpe diem». Да, ловите мгновение, потому что то, какими мы будем завтра, полностью зависит от того, какие мы сейчас и какими мы впервые предстали перед учениками в классе.