Р
екомендации родителям и педагогам по профилактике интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Признаками эмоциональных нарушений являются:
• потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость;
• частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
• необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
• постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
• ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
• уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
• нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
• погруженность в размышления о смерти;
• отсутствие планов на будущее;
• внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;
• пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого;
• пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем
К внешним проявлениям относятся:
• тоскливое выражение лица (скорбная мимика), гипомимия, амимия;
• тихий монотонный голос, замедленная речь;
• краткость ответов, отсутствие ответов;
• ускоренная экспрессивная речь;
• общая двигательная заторможенность, бездеятельность, адинамия, двигательное возбуждение;
• стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью;
• эгоцентрическая направленность на свои страдания
Словесные признаки
Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:
- прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
- косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
- много шутит на тему самоубийства;
- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Ситуационные признаки
Ребёнок может решиться на самоубийство, если:
- Социально изолирован, чувствует себя отверженным;
- живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье, алкоголизм, личная или семейная проблема);
- ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального, эмоционального;
- предпринимал раньше попытки самоубийства;
- имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
- перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
- слишком критически относится к себе.
Для подростков склонных к самоубийству характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Поэтому, когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других, предрасположенных к этому подростков. И
ногда небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств («эпидемии самоубийств среди подростков»).
Риск суицидального поведения увеличивается в случае:
• Наличия предыдущей (незаконченной) попытки суицида.
• Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).
• Наличия суицидальных попыток в семье.
• Алкоголизма. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые часто предшествуют суициду.
• Хронического употребления наркотиков и токсических препаратов. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию, вызывают психозы.
• Аффективных расстройств, особенно тяжелых депрессий.
• Хронических или смертельных болезней.
• Тяжелых утрат, например смерти родителя, особенно в течение первого года после потери.
• Лично-семейных конфликтов (развод, болезнь, одиночество, неудачная любовь, оскорбления со стороны окружающих, половая несостоятельность).
• Конфликтов, связанных с антисоциальным поведением, в том числе опасение уголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора.
• Материально-бытовых трудностей.
• Конфликтов, связанных с учебой (неуспехи в учебе).
МОТИВЫ
СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Они предельно экстремальные, тревожные, настораживающие, требующие пристального внимания со стороны взрослых.
Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения. | Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. |
Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. | Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. |
Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. | Чувство мести, злобы, протеста |
Боязнь позора, насмешек или унижения. | Страх наказания, нежелание извиниться. |
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
1) Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2) Оцените серьезность, намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка.
3) Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
4) Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
5) Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
6) Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.
7) Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.
8) Примите суицидента как личность.
9) Не спорьте.
10) Не предлагайте неоправданных утешений.
11) Предложите конструктивные подходы.
12) Вселяйте надежду.
13) Оцените степень риска самоубийства.
14) Важно продолжать сохранять заботу и поддержку после попытки суицида со стороны подростка.