| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Рекомендации педагогам по обучению детей с нарушением интеллекта в условиях инклюзивного образования
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Беликова Дарья
Ейск, 2022 г.
В современной России реализуются 3 вида обучения детей с отклонениями:
1. Обучение по видам ограничений у детей с нарушенной речью, слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом, интеллектом, психическим развитием, в спецучреждениях 1-8 видов;
2. Интеграционное, реализуемое в спецклассах учебных учреждений;
3. Инклюзивное, когда дети с ОВЗ учатся в одном коллективе с обычными детьми.
В результате можно выделить такие преимущества инклюзивного обучения: ребенок с интеллектуальными нарушениями может получать полноценное школьное образование, дружить со сверстниками, активно участвовать в совместной деятельности, и чувствовать себя полноценным членом своего класса; обучаясь в совместных классах в школе, он не чувствует себя чужими и изолированными. У него есть возможность проявлять свои творческие и интеллектуальные способности, участвуя на равных в различных образовательных и развивающих проектах, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях. Не менее важно такое взаимодействие и для здоровых детей. Они становятся более терпимыми, открытыми и общительными, учатся принимать и ценить людей независимо от их отличий и особенностей.
Последний вид находится в России на начальном этапе развития. Соответствующая программа развития включает не только приспособление школьной среды, но и обязательное обучение педагогов, куда входят направления:
1. По формированию дополнительной системы индивидуальной поддержки;
2. Обучение в соответствии с личными планами обучения;
3. Изменение системы оценки и аттестации школьников по этим планам.
Речь идёт о формировании гибкой системы обучения, учитывающей потребности всех детей. Качество гибкости системы должно обеспечивать подстройку под особенности детей, а не наоборот. Преимущества внедрения системы должны получать все учащиеся, а не только отдельные группы. При этом дети с ОВЗ могут постоянно или частично находиться в учебном процессе, обучаясь по индивидуальному плану. Индивидуальное обучение детей должно обеспечиваться совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто имеет возможность оказать необходимую поддержку.
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находиться под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Многие люди в нашей стране до сих считают, что детям с интеллектуальными нарушениями нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми. По их мнению, они не смогут учиться на хорошие отметки, что будет сказываться на их самооценке. Еще одно опасение некоторых родителей состоит в том, что в таких школах и классах уровень обучения намного ниже, чем в обычных, так как приспособлен под физические и умственные возможности детей с интеллектуальными нарушениями. Однако, как показывает опыт и результаты успеваемости, уровень обучения, вовлеченности в образовательный, воспитательный и социальный процессы в инклюзивным классе достаточно высок.
Примечательно, что эта, в полной мере инновационная идея носит выраженную гуманистическую направленность – важно помочь человеку развиваться достойно и свободно. В основу системы положены базовые гуманитарные принципы:
- Все люди независимо от своих умственных, физических и иных способностей и ограничений нуждаются в полноценном общении.
- Каждый человек ценен сам по себе как личность.
- Все люди могут чувствовать и думать.
- Каждый из нас нуждается в дружеских отношениях, поддержке и взаимопонимании ровесников.
- Люди нуждаются друг в друге.
- Получение качественного образования возможно только в сотрудничестве друг с другом.
- Все достижения прогресса в обучении должны опираться на положительные результаты.
- Различия способствуют развитию человека, улучшают качество его жизни.
Главная цель системы – формирование беспрепятственной, благоприятствующей развитию, обучающей среды для детей с ОВЗ.
В основу образования включается:
- индивидуальный подход к обучению;
- включение в познавательный процесс всех участников: детей, родителей, педагогов;
- создание вариативной развивающей среды;
- установление доверительных отношений с родителями, сотрудничество с близкими ребенку людьми.
Программа обучения, подготовленная индивидуально для ученика с интеллектуальными нарушениями, построена таким образом, чтобы была понятна ему, могла способствовать раскрытию его потенциала и нацелена на повышение успешности ученика, отвечала его особым образовательным потребностям.
Особые образовательные потребности ребенка с нарушениями интеллекта, обусловленные особенностями его психофизического развития, состоят в следующем:
• коррекции нарушений психических процессов, речи, моторики;
• обеспечении доступности содержания учебного материала, который адаптирован с учетом возможностей ребенка указанной категории;
• опоре на предметно-практическую деятельность, наглядные методы, а также специфические приемы при изучении программного материала;
• введении учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;
• развитии коммуникативных умений (вербальных и невербальных);
• целенаправленном обучении «переносу» сформированных знаний, умений и навыков в новые ситуации взаимодействия с действительностью;