МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОВ
Сопоставление систем профессиональных компетенций молодого специалиста и наставника Система компетентности учителя | Система компетентности наставника | 1. Предметно-методологическая компетентность | знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета | Ориентация в общих вопросах методологии обучения; знания о достижениях современной общей дидактики. Умение организовать условия для инициации и реализации потребностей учителя в этом направлении | 2. Психолого-педагогическая компетентность | Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика | Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов; умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. Умение организовать условия для инициации и реализации профессиональных потребностей учителя в этом направлении. Навыки управления «горизонтальными связями»: учитель-психолог, учитель-социолог, учитель-врач и др. | 3. Компетентность в области валеологии образовательного процесса | Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет). Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий. Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ОВЗ | Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду. Управление качеством здоровьесберегающей среды в школе через ВШК. Умение организовать условия для инициации и реализации профессиональных потребностей учителя в этом направлении | 4. Компетентность в сфере медиа-технологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса | Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета. Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика. Владение методиками и технологиями медиа-образования | Навыки использования информационных технологий в ежедневной работе для анализа больших объемов информации. Владение стратегией равнополушарного мышления, позволяющего проводить многофакторные системные анализы результатов ВШК. Умение организова | 5. Коммуникативная компетентностьь условия для инициации и реализации потребностей учителя в расширении арсенала методик и приемов, как своей деятельности, так и ученика | Практическое владение приемами общения, позволяющими осуществлять направленное результати | ное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» Способность анализировать и корректировать различ | 6. Компетентность в области управления системой «учитель-ученик»ые виды педагогического взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса | Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты, учебного и воспитательного процесса) | Знания основ науки об управлении и владение управленческими технологиями в системах разного уровня: учитель – ученик, учитель – учитель, учитель – завуч, учитель – председатель мо и т.д. | 7. Компетентность в сфере трансляции собственного опыта | Способность транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах) | Умение транслировать и организовывать трансляцию передового опыта учителей внутри школы, в социуме школы; в образовательном пространство округа, города. Умение | 8. Исследовательская компетентностьобобщать результаты общей работы в виде отчетов, выступлений, статей, презентаций | Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций | Умение управлять проведением микрои | 9. Акмеологическая компетентностьследования, педагогическим пилотным экспериментом | Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста | Умение организовать условия для инициации и реализации потребностей учителя в постоянном совершенствовании. Навык управления методической работой в школе как ресурсом повышения образовательных результатов и как ресурсом самосовершенствования учителя |
Дорожная карта сопровождения профессионального становления молодых специалистов 1.Аналитическая деятельность: - собеседование; - анкетирование; - диагностика; - мониторинг. 2.Планирование работы педагога - наставника с молодым педагогом: - индивидуальные образовательные программы; - индивидуальные образовательные маршруты; - карта роста профессиональной компетентности и мастерства педагога. 3.Организация деятельности по сопровождению профессионального становления молодого педагога: - изучение передового опыта по созданию модели сопровождения профессионального становления молодых педагогов; - изучение передового опыта по разработке индивидуальных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов; - создание модели сопровождения профессионального становления молодых педагогов; нормативно-правовой базы 4.Формы методического сопровождения профессионального становления молодого педагога: - консультации - учебные занятия; - мастер-классы ; - собеседования. 5.Формы контроля и оценки профессионального становления молодого педагога: - открытые мероприятия молодого педагога; - мастер-классы молодого педагога; - портфолио молодого педагога - конкурсы профессионального мастерства; - контрольные срезы. 6.Ожидаемый результат : • Рост профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов. • Рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития.
Формы индивидуальной методической работы учителя в методической системе лицея 1. | Прикрепление к учителю–наставнику (и работа в качестве учителя–наставника) | 2. | Курсы по предметной дидактик | 3. | Курсы по другим направлениям | 4. | Годовая тема самообразования, с обобщением на МО, НМС, педсоветах, посвященная проблемам качества обучения | 5. | Годовая тема самообразования с обобщением на МО, НМС, педсоветах, посвященная другим направлениям | 6. | Организация и ведение кружка, элективного курса с анализом результатов его внедрения | 7. | Система открытых уроков, классных часов, бесе | 8. по конкретной теме, внеклассных событий (со сдачей разработок в методкабинет) | Работа в проблемно-творческой группе под руководством зам. директора | 9. | Участие в тренингах, деловых играх, организованных в лицее | 10. | Разработка комплектов развивающих заданий по предметам, систематизированных по этапам урока и особенностям обучающихся | 11. | Разработка нового дидактического обеспе | 12.ения уроков и внеурочной учебно-познавательной работы – с компьютерной поддержкой | Разработка и апробация авторски | 13. учебных программ с полным описанием и анализом результативности апроба ии | Разработка и апробация учебно-методических комплексов (модулей) с полным | 14.идактическим обеспечением, с анализом результативности апробации | Годовая тема самообразования в области управленческой деятельности учителя с анализом проведенной работы (педагогический анализ результатов, ресурсов и процесса, целеполагания учителя и ученика, планирования учеб | 15.ого процесса – в виде комплектов технологических карт учебных тем, наборов информационных карт для ученика и т.д.) | Описание открытых уроков с максимальной дифференциацией деятельности обучающихся ( с индивидуальной педагогической поддержкой) | 16. | Обобщение статей периодики с выступлением на МО, НМС, педсоветах | 17. | Описание собственного опыта, наблюдений, индивидуальное изучение теории и практ | 18.ки педагогического эксперимента, обобщение на НМС, МО. | Разработка программ сопровождения образовательного процесса, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций | 19. | Разработка и реализация программы совместной деятельности с социумом , | 20. анализ результативности, оформление в виде рекомендаций | Разработка и реализация программы краеведческой деятельности в рамках урочной и внеурочной работы с классом, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций | 21. | Работа по проектированию здоровьесберегающей образовательной среды, анализ внедрения инноваций | Памятка для выбора индивидуальной формы методической работы учителя № | «Западающая» характеристика | Формы индивидуальной методической работы (№№ по табл. 2.2) | 1. | Предметно-методологическая компетентность | 1, 2, 3, 4, 8, 12, | 2. 16, 17, 21 | Психолого-педагогическая компетентность | 1, 3, 5, 8, 9, 10, 15, 16, 17, 21 | 3. | Компетентность в области валеологии образовательного процесса | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 15, 16, 17, 21 | 4. | Компетентность в сфере медиа-технологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательн | го процесса 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20 | 5. | Коммуникативная компетентность | 1, 3, 5, 7, 9, 16, 17, | 6. | Компетентность в области управления системой «учитель-ученик» | 1, 3, 5, 8, 10 | 7. 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 | Компетентность в сфере трансляции собственного опыта | 4, 5, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21 | 8. | Исследовательская компетентность | 6, 8, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21 | 9. | Акмеологическая компетентность | 1, 4, 5, | 8, 14, 16, 17
|
| | |
| | |
| | |
Начало формы
Памятка для молодого учителя
1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2.Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
3.Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций,умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
7.Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
9.Удерживайтесь от излишних замечаний.
10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.
Рекомендации молодому учителю
· Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
· Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
· Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
· Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
· Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
· Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
· Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
· Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
· Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
· Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
· Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
· Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
· Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
· Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
· Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
· Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
· В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
· Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
· Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
· Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.
Памятка для наставника молодого педагога
1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.
4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.
9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.