СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в сети Интернет

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для педагогов и родителей. Могут быть использованы на родительских собраниях, педсоветах, заседаниях методических объединений.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в сети Интернет»

Рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в сети Интернет

Интернет всё больше влияет на нашу жизнь. Дети, открытые всему новому, уверенно осваивают современные гаджеты и стремятся иметь возможность широкого пользования Интернетом. Соблазнов много: игры, приложения, соцсети и мессенджеры, музыка и фильмы, шопинг и даже бесцельный расслабляющий сёрфинг в Интернет.

Отметим, что во время «путешествий» по просторам Интернета дети подвержены тем же опасностям, что и взрослые. И все те «ловушки», которые созданы для взрослых пользователей всемирной сети, подстерегают и детей.

Главные отличия Интернета от реального мира – максимальная простота в поиске и получении любой информации, контактов, услуг и сервисов, и при этом низкий уровень подконтрольности действий пользователя благодаря относительной анонимности. Эти особенности провоцируют возникновение киберугроз для детей и взрослых.

Угрозы для детей и подростков в сети Интернет


Основные темы нежелательного контента в Интернет:

• призывы молодых людей к чрезмерному похудению, любым экстремальным изменениям внешности;

• призывы к самоповреждениям или суициду;

• пропаганда ненависти, расизма и экстремизма;

• опасные советы различного толка;

• продажа нелегальных товаров;

• демонстрация обнаженных фотографий или видео;

• демонстрация очень жестоких фотографий или видео.

Почему важно защитить детей от нежелательного контента? Потому что ребенок, не обладая опытом взрослого, может быть не готов к подобному контенту, и это может травмировать его психику.

Кроме того, хранение некоторой информации на компьютере и в гаджетах запрещено законом.

Использование «вредных советов» о похудении, суициде или по изготовлению, к примеру, взрывчатых веществ может быть физически опасно для ребенка.

Небезосновательно в российском законодательстве введен термин «возрастные ограничения». А именно требование размещать на медиаконтенте, в том числе на веб-сайтах, пометку о допустимом возрасте пользователей этого контента.

Еще одной категорией рисков являются поведенческие риски, формирующие у ребенка зависимости, или сомнительные паттерны поведения:

• использование чатов вместе реального общения;

• просмотр страниц, предназначенных для взрослых;

• посещение игорных сайтов, формирование игромании (лудомании);

• скачивание контента без оплаты.

Поведенческие риски незаметно меняют личность ребенка, затягивая его в сети и прививая вредные привычки.

Следующая категория опасностей – кибермошенничество:

• взлом и кража личных данных;

• кража данных кредитной карты;

• принуждение заплатить деньги за ненужный или несуществующий товар.

Контактные риски имеют высокий риск в интернет-отношениях, связанных с «секстингом»:

• давление / шантаж, принуждение к виртуальному сексу;

• использование компрометирующих видео для шантажа.

Киберагрессия и буллинг:

• буллинг как таковой – травля, издевательства над ребенком средствами Интернет;

• комментарии, оскорбления или угрозы из-за внешности, расы, религии, сексуальности, пола или инвалидности;

• угрозы причинить вред человеку или его семье.


Способы защиты детей и подростков от опасностей Интернета


Защита может быть самой разной и зависит от возраста ребенка, степени его вовлеченности в интернет-технологии, характера ребенка.

Основные рекомендации:

1. Объяснить ребёнку, в чем заключается опасность потребления сомнительного контента в Интернете. Например, его могут ввести в заблуждение, расстроить или напугать, мотивировать к действиям, которые окажутся для него губительными.

2. Рассказать ребёнку, что сомнительный контент может настигнуть пользователя в самых неожиданных ситуациях. И вины ребёнка в том, что перед ним появились сомнительная или пугающая реклама или информационное сообщение, нет.

3. Постараться построить с ребёнком доверительные отношения, в том числе в вопросах интернет-безопасности.

4. Договориться с ребенком о безопасных правилах использования сети Интернет, показать ему специальные детские сайты.

5. Установить антивирус на детские гаджеты.

6. Объяснить ребёнку примерное устройство сети Интернет и его особенности. То, что в сети злоумышленник может легко создать поддельную личность, что удалить контент из Интернета сложнее, чем разместить, что информация в сети может молниеносно быстро распространяться, и так далее.

7. Установить программу, контролирующую поведение ребенка за компьютером, или ограничивающую посещение определенных сайтов.




Список источников:

  1. Гунько Я.С. Информационная безопасность детей в сети интернет // Форум молодых ученых. 2019. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-bezopasnost-detey-v-setiinternet

  2. Малых Т.А., Кирдянкина С.В., Стародубцева Г.А. Информационная безопасность несовершеннолетних (методические рекомендации для проведения занятий по информационной безопасности с детьми, их родителями и педагогами)

  3. Макаров С. Прекрасный, опасный, кибербезопасный мир. Все, что важно знать детям и взрослым о безопасности в интернете – М.: 2022. – 568 с.: ил.

  4. Печерская Э.П., Звоновский В.Б., Меркулова Д.Ю., Плешаков В.А., Мацкевич М.Г., Саблина О.И. Интернет и дети: социальное поведение молодых россиян в Интернете [Текст]: монография. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2013 - 140 с.

  5. Стародубцева, Г.А. Информационная безопасность детей дошкольного возраста как ресурс позитивной социализации: метод. пособие / авт.- сост. Г.А. Стародубцева – Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2015. – 23 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!