Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по организации некоторых форм мероприятий патриотической направленности»
Рекомендации по организации некоторых форм мероприятий патриотической направленности
Образовательная экскурсия
Образовательная экскурсия - особый метод ознакомления с определенными объектами в целях получения знаний, а также активный познавательный отдых и форма культурного досуга.
Самый важный этап в подготовке образовательной экскурсии - отбор экскурсионных объектов, создание яркого зрительного ряда, способного навсегда остаться в памяти экскурсантов и вызвать у них желание вернуться к рассматриваемому объекту еще раз.
Аксиомой экскурсионного процесса является правило: «от показа к рассказу», предполагающих первичность зрительных впечатлений перед устной информацией.
Этапы разработки экскурсии | Действия |
Предварительная работа по созданию экскурсии | Выбор темы Определение цели и задач. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников экскурсионного материала. Отбор и изучение экскурсионных объектов |
Основная часть | Составление маршрута. |
| Объезд, обход маршрута. Составление контрольного текста экскурсии. Определение методических приемов проведения экскурсии. Определение техники ведения экскурсии. Составление методической разработки технологической карты. Составление индивидуального текста |
Заключительная часть | Прием, сдача экскурсии. Утверждение экскурсии |
Кинолекторий (киноклуб)
Кинолекторий (киноклуб) - это коллективный просмотр и обсуждение фильмов по разным поводам и на разные темы. Выбор фильма может определяться темой урока, внеурочного занятия или событием в календаре знаменательных дат.
Кинолекторий (киноклуб) может проводиться как для одного класса, так и для всей параллели или всей школы в целом. Основная образовательная миссия кинолектория - вызвать эмоциональный отклик у обучающихся, стимулировать их к рефлексии.
Этапы проведения просмотра | Содержание |
1. Этюд (беседа перед фильмом) | Педагог кратко представляет фильм (режиссер, страна, год выпуска на экраны, награды и т.п.). Он может прочитать стихотворение, афоризм, отзыв. Внимание обучающихся акцентируется на социальных проблемах, затронутых режиссером. Беседой педагог создает необходимый настрой, дает социально-психологическую установку |
2. Коллективный просмотр | Просмотр формирует общее эмоциональное, психологическое состояние обучающихся; позволяет выйти на общие точки соприкосновения в обсуждении, анализе, выработке этических и нравственных норм. Поэтому один из главных вопросов - вопрос отбора фильмов. Важно обдумать, какие проблемы, темы может актуализировать содержание фильма, спроектировать возможные линии для обсуждения |
3. Экспликация (от лат. усиление) | Этап предполагает актуализацию переживаний посредством педагогически сформулированных вопросов о социальной проблематике фильма (здесь необходим не художественный, а педагогический акцент). Непременным условием является предоставление каждому участнику высказать свое мнение, поделиться впечатлениями, задать вопрос. Поэтому начать обсуждение можно так: «Ваши первые ощущения от просмотра фильма я прошу выразить одной фразой, которая будет начинаться со слов «После просмотра фильма я чувствую...» |
4. Рефлексия | Поиск вариантов решения проблемы не только в дальнем действии (по отношению к героям фильма и их прототипам), но и в близком действии (по отношению к конкретным людям). Можно создать прецедент живого и непринужденного обмена жизненным опытом между представителями разных поколений, пройти путь поиска ответов на вопросы, перед которыми обычно пасует подросток, спрогнозировать и предупредить типичные ошибки взросления, примерить на себя линию поведения героев и антигероев киносюжета |
Коллективно-творческое дело (КТД)
КТД - общественно-важное дело, творческое и коллективное, которое обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие качества и способности, расти нравственно и духовно.
Технология коллективного творческого воспитания - это одно из самых эффективных воспитательных средств формирования и развития коллектива.
Основные этапы осуществления КТД
Этапы | Суть деятельности |
1. Включение в ДЕЛО | Организация отношения к ДЕЛУ, к процессу его подготовки. Приемы:постановка проблемных вопросов, необычность, загадочность, интрига. Срабатывает значимость информации в предвкушении положительных эмоций, ощущение предстоящей радости |
2. Планирование | Привлечение, включение всех. Эмоциональность - продолжение первого этапа увлеченности ДЕЛОМ. Приемы: найти, узнать, договориться, поиск друзей и тех, кто может помочь, конкурс на лучший план, работа в небольших группах (микроколлективы). Срабатывают положительные эмоции от новизны, поощрения, поддержки, удовлетворяются социальные потребности в самоутверждении, выявляются лидеры, актив, «генераторы идей» |
3. Распределение поручений | Приучение к взаимной ответственности, проекция индивидуальных способностей на деятельность. Приемы: назначение педагогом, по желанию, по возможностям, по симпатиям, игра-считалочка и пр. Формируется привычка быть готовым к новому ДЕЛУ, к поиску, к определению своего места в общей деятельности |
4. Контроль | Формирование нравственной привычки личной ответственности. Педагог - такой же участник ДЕЛА, как и все остальные. Приемы: интервью-беседы, предложение помощи, взаимопомощь, намеки, указания ... Главное - ненавязчивость и поощрение, усиление равенства, партнерства |
| Суть деятельности |
5. Проведение ДЕЛА | Организация настроя на ДЕЛО у участников, темп проведения, массовость участия. Приемы: эмоциональная музыка, изобретательность, игра, конкурсы, сюрпризы, награждения, раскрытие секретов. Срабатывает эффект ожидаемого свершения, удовлетворения интереса познать, увидеть, услышать |
6. Подведение итогов | Анализ успеха, соизмерение поставленных задач с результатами. Приемы: круговая рассадка участников, анкеты, стенгазета, информационные листки. Срабатывает положительное эмоциональное подкрепление от предыдущего поведения, вывод опыта на осознаваемый уровень как индивидуальное и коллективное осмысление прошедшего, своеобразное закрепление на дальнейшее продолжение и участие. |
Квесты
Квест - одна из самых востребованных современными детьми игровых форм, позволяющих включить разнообразное содержание, прообразами квестов являются игры-путешествия. Они обладает значительным ресурсом мотивации к занятию каким-либо видом деятельности.
Квест как педагогическая технология включает в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются определенные ресурсы.
У квестов выделяются общие стадии подготовки и проведения:
Разработка легенды квеста (какова его основная идея).
Разработка игровых станций - заданий для обучающихся, отвечающих легенде всего квеста.
Разработка маршрута прохождения квеста для каждой команды- участницы.
Подготовка игрового оборудования, необходимого для успешного проведения квеста.
Написание сценария для проведения начала и завершения квеста. Подготовка ведущих, музыкального и иного сопровождения.
Подведение итогов проведения квеста. Церемония награждения его участников.